Педагогика высшей школы (Калкеева К.Р.) (2019-2020)
Календарный план
-
-
1. Обоснуйте место педагогической науки в системе наук о человеке.
2. Раскройте сущностную характеристику основных категорий педагогической науки.
3. Выделите специфические особенности педагогики высшей школы как отрасли педагогики. Охарактеризуйте объект и предмет данной науки, ее ведущие задачи.
-
ОБОСНУЙТЕ!
1.Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:
1) философией;
2) психологией;
3) школьной гигиеной;
4) социологией;
5) фольклористикой и этнографией.
2. Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные
-
-
1. Охарактеризуйте структуру педагогической науки.
2. Обоснуйте методологическую основу педагогики.
3. Дайте краткую характеристику ведущим методологическим подходам педагогики высшей школы.
4. Раскройте сущностную характеристику компетентностного подхода.
-
ОБОСНУЙТЕ!
1. Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории.
2. Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах, таких как…
3. Система знаний, т. е. методологические исследования. Их задача – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов
-
-
1. Определите место системы высшего образования Казахстана в мировом образовательном пространстве.
2. Охарактеризуйте особенности развития высшего образования Казахстана.
3. Принципы реформирования системы образования Казахстана.
4. Структура, направления высшего образования в Казахстане.
5. Многоуровневый характер высшего образования.
6. Субъекты высшего образования и их функциональная деятельность.
7. Учреждения высшего образования и их характеристика.
-
ОБОСНУЙТЕ!
В педагогической науке происходят парадигмальные изменения, отражающие проникновение идей аксиологии в сферу образования. Трансформация образовательных систем всегда идет в контексте развития культуры в целом. Знание рассматривается как ценность.
-
-
1. Раскройте сущностную характеристику понятия «содержание образования».
2. Особенности содержания образования в высшей школе.
3. Компетентность как основной лейтмотив педагогики высшей школы.
4. Виды компетентности.
5. Нормативно-правовые акты, определяющие содержание образования в высшей школе.
-
ОБОСНУЙТЕ!
1. Характеристику традиционной и новой модели формирования содержания образования.
2. Проанализируйте и обоснуйте новую модель, отражающую современную педагогическую реальность.
3. Образование в информационном обществе приобретает новые характеристики и требует дидактического осмысления.
4. Источники, факторы, критерии, принципы отбора содержания образования.
5. Современные ориентиры обновления содержания образования в высшей школе.
-
-
1. Дидактика как наука.
2. Объект и предмет дидактики.
3. Задачи дидактики.
4. Связь дидактики с практикой преподавания отдельных предметов.
5. Связь дидактики с другими науками.
-
ОБОСНУЙТЕ!
1. Обоснуйте основные проблемы дидактики высшей школы в Казахстане.
2. Перспективы развития дидактики высшей школы в условиях глобализации.
3. Необходимость дидактической теории для образовательной практики.
-
-
1. Методологические и психологические основы обучения.
2. Современное понимание сущности и структуры обучения.
3. Процесс обучения как двусторонний процесс.
4. Сущностная характеристика преподавания как деятельности.
5. Функции обучения и их соотношение.
6. Движущие силы обучения.
-
ОБОСНУЙТЕ!
1. Движущими силами учебного процесса считается
саморазвитие и самосовершенствование.
2. Психологические предпосылки организации усвоения.
3. Необходимость учета специфики специальностей и специализаций в содержании обучения в высшей школе.
4. Дидактическое положение о единстве процессуальной и содержательной сторон обучения в высшей школе.
-
-
1. Специфика реализации общедидактических закономерностей и принципов в высшем профессиональном образовании.
2. Принципы обучения в высшей школе.
3. Дидактические концепции Л.В. Занкова и В.В. Давыдова.
4. Концепция проблемного обучения.
-
ОБОСНУЙТЕ!
1. Эффективность образовательного процесса закономерно зависит от материальных, гигиенических, морально-психологических и тому подобных условий, в которых он протекает.
2. Структура научного обоснования пути от дидактического принципа к методическому принципу.
3. Связь дидактических и методических закономерностей и принципов.
4. Принцип единства знаний и умений, сознания и поведения.
-
обосновать структуру и методологические основы педагогической науки. Раскрыть особенности педагогики высшей школы. Реформы в области высшего образования в Казахстане
-
-
1. Методы обучения.
2. Особенности методов обучения в вузе.
3. Подходы к классификации методов обучения в вузе.
4. Основные классификации методов обучения.
5. Характеристика и классификация активных методов обучения.
-
Обоснуйте!
1. Основные факторы, предопределяющие выбор методов обучения.
2. Пути повышения активности студентов и эффективности всего учебного процесса.
-
-
1. Охарактеризуйте основные формы обучения в вузе.
2. Раскройте подходы к классификации форм обучения.
3. Нетрадиционные способы проведения лекций, семинаров.
4. Виды текстов лекции.
5. Виды семинарских занятий и их особенность.
6. Самостоятельная работа – одна из основных видов учебной работы в условиях кредитной технологии обучения.
-
Обоснуйте!
1. Несмотря на распространение инновационных процессов в систему высшего профессионального образования, все чаще остаются традиционные формы организации обучения в высшей школе.
2. Способы подготовки и чтения лекции определяются на основе соотношения ее целей с конкретными условиями и задачами деятельности преподавателя.
Подготовка и особенно чтение лекций – это сложная деятельность преподавателя, требующая большого напряжения всех его сил и мастерства.
Форма лекции может зависеть от ряда условий и прежде всего от характера темы и содержания материала.
-
-
1. Особенности контроля в высшей школе.
2. Принципы организации контроля.
3. Критерий оценки знаний студентов.
4. Основные требования к тестам как измерителя знаний студентов.
-
Обоснуйте!
1. Целесообразность или нецелесообразность ВОУД в вузе.
2. Пути улучшения тестового контроля в вузе.
-
-
1. Характеристика кредитной технологии обучения.
2. Особенность кредитной технологии обучения.
3. Структурные единицы управления в условиях кредитной технологии обучения.
4. Роль преподавателя вуза, как субъекта образовательной деятельности, в условиях кредитной технологии обучения.
5. Организация самостоятельной работы.
-
Обоснуйте!
1. Почему одним из механизмов интеграции казахстанской системы высшего образования в международное образовательное пространство является кредитная технология обучения.
2. В чем необходимость упора на самостоятельную работу студентов, которая должна привить специалисту навыки учиться "всю жизнь".
3. Ваше отношение к системе многобалльной оценки студентов.
4. Ваш подход к совершенствованию оценки знаний студентов.
-
-
1. Покажите роль воспитательной работы в организации образовательного пространства вуза.
2. Расскажите, какие направления воспитательной работы реализуются у вас в вузе.
3. Какие компетенции будущего специалиста могут формироваться в различных формах воспитательной работы в вузе? Отразите в табличной форме.
4. Почему педагогическую деятельность относят к «метадеятельности»?
5. Назовите основные требования к преподавателю.
6. Какие требования к преподавателю вы смогли бы добавить или конкретизировать?
7. Выделите систему личностных качеств, которые вы считаете приоритетными в структуре личности преподавателя высшей школы.
8. Рассмотрите основные умения преподавателя высшей школы.
-
Обоснуйте!
1. Систему воспитательных мероприятий для студентов различных курсов вашего вуза.
2. Какие молодежные социальные проекты реализуются у вас в вузе. Разработайте темы социальных проектов, которые могли бы быть востребованы в вузе.
3. Научно-исследовательская работа
4. Организационно-методическая работа
5. Воспитательная работа со студентами
6. Учебно-методическая работа7. Структуру профессиональных компетенций преподавателя исходя из профиля осуществляемой педагогической деятельности.
8. Дополните профессиональные компетенции преподавателя исходя из профиля осуществляемой педагогической деятельности.
-
-
1. Научное обоснование проектирования учебной деятельности.
2. Особенности проектирования учебного процесса в вузе.
-
1. В чем разница между педагогическими технологиями и педагогическим проектированием?
-
-
1. Образовательные технологии в вузе.
2. Особенности образовательных технологий в вузе.
3. Концепция развивающего обучения.
4. Информационные технологии в вузе.
5. Формы и средства проблемного обучения.
6. Проблемное обучение в вузе.
7. Активизация методов обучения.
-
Обоснуйте!
1. Почему образовательные технологии – это способ усиления фундаментальной подготовки будущих специалистов?
2. Каковы же предметно-содержательные характеристики проблемного обучения?
3. Условия успешности и цели проблемного обучения.
-
-
1. Сущность и основные категории управления образовательными системами.
2. Правовые основы регулирования жизнедеятельности образовательного учреждения.
3. Педагогический мониторинг качества образования: понятие, цель, субъекты, объекты педагогического мониторинга.
4. Государственный контроль в управлении образовательными системами.
-
Обоснуй!
1. Образовательная среда как фактор развития личности. Образовательная среда в общекультурном контексте.
2. Стиль педагогической деятельности и педагогические способности. Характеристика понятия «стиль деятельности». Стили педагогической деятельности и их психологические особенности.
3. Государственно-общественная система управления образованием, ее структура.
-
обосновать направленность и целостность педагогического процесса в вузовской системе.