15. АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Этапы становления казахстанской инновационной системы
Казахстан в международных рейтингах по показателям, отражающим научно-технологическое развитие
Этапы становления казахстанской инновационной системы
В эпоху глобальных инновационных прорывов важность для Казахстана развития собственной НИС и формирования наукоемкой экономики ни у кого не вызывает сомнения.
Факторами, определившими содержание НИС Казахстана и обусловившими её главную проблему: относительно высокий уровень академических научных исследований и разрыв между имеющимися научно-техническими разработками и потребностями экономики Казахстана, стали:
1) исторически обусловленная преемственность экономики Казахстана специализации хозяйства и уровню технологического развития отраслей, вложившегося в период плановой экономики;
2) наличие относительно высокого уровня научно-технического потенциала, сформировано во времена плановой социалистической системы, отличающейся значительными расходами на научные исследования и высоким уровнем разработки фундаментальных направлений, но слабо выраженной коммерческой привязанностью решаемых проблем необходимым рынку инновациям.
Процесс перехода экономики Казахстана на инновационный путь развития протекал в несколько этапов и на каждом этапе правительством принимались нормативно-правовые акты, основным предназначением которых было формирование механизмов повышения инновационной активности экономических субъектов.
Первый этап. С обретением независимости в 1991 году, начался переход экономики РК от административно-командной системы отношений к рыночной, в основе которой лежат частная собственность и конкуренция. Наиболее важным правовым актом, который закрепил переход к приоритету частного предпринимательства, стал Закон РК «О защите и поддержке частного предпринимательства». В 1997 году была принята Стратегия развития «Казахстан–2030», которая положила начало масштабным социальным и экономическим преобразованиям в стране, направленным на достижение долгосрочных целей по приоритетным направлениям развития, повышение конкурентоспособности отечественной экономики, благосостояния общества. В том же году принят закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», в котором обозначены такие понятия как: инновационная деятельность, инфраструктура малого предпринимательства, венчурные фирмы.
Второй этап. Для создания благоприятных условий развитию инновационной деятельности руководством страны был принят ряд законов и нормативных актов, которые обеспечили правовую поддержку развитию инновационной деятельности в РК: «О науке», «О государственной поддержке малого предпринимательства», «Патентный закон РК», «Об авторском праве и смежных правах», «Об инновационной деятельности» и другие.
Закон «Об инновационной деятельности» (2002г.) определил основные принципы, формы и направления реализации государственной инновационной политики. В 2006 году он утратил силу в связи с принятием Закона РК «О государственной поддержке инновационной деятельности». В рамках данного закона были закреплены такие важные для развития инновационной системы понятия, как «инновационная инфраструктура», «технологический парк (технопарк)», «инновационный проект», «инновационный грант». Инновационные гранты предоставлялись для таких целей, как выполнение опытно-конструкторских работ, прикладных исследований, подготовки ТЭО инновационного проекта, приобретение инновационных технологий, а также патентования изобретений в зарубежных странах и международных патентных ведомствах. Условием получения гранта на выполнение опытно-конструкторских работ и проведения прикладных исследований является внедрение в течение трех лет результатов на предприятиях республики.
В 2003 году была разработана и принята «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы». Начался новый этап в экономическом развитии Казахстана: переход от экономики, базирующейся на эксплуатации природных ресурсов, к индустриально-инновационной экономике, основанной на знаниях.
Принятие Стратегии способствовало формированию новых субъектов инновационной системы. Так, правительством был создан ряд институтов развития: Национальный инновационный фонд, Казахстанский инвестиционный фонд, Банк Развития Казахстана, Корпорация по страхованию экспорта, Центр маркетингово-аналитических исследований, Центр инжиниринга и трансферта технологий, а также Фонд науки. Посредством институтов развития государство принимает участие в проектах, направленных на создание цепочек производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Принятие Стратегии индустриально-инновационного развития создало необходимые условия для формирования в стране инновационной системы, в рамках которой могли бы получить свое развитие отечественные наукоемкие производства, опираясь на эффективное использование интеллектуального и научного потенциала страны, разработки отечественных ученых-новаторов.
В 2005 году в целях модернизации экономики в стране была принята «Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005 - 2015 годы» (ПФРНИС), которая явилась основополагающим документом по формированию и развитию НИС. Программой ПФРНИС предусматривалось становление и развитие НИС РК в несколько этапов, характеристика которых представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Этапы формирования и развития НИС Казахстана согласно программе ПФРНИС
|
Этап |
Период |
Характеристика |
|
1 |
2005 -2007гг. |
Формирование инновационной системы с активным участием государства: развитие научно-технического потенциала, определение приоритетов научно-технологического развития; развитие инновационного предпринимательства, создание и развитие основных элементов инновационной инфраструктуры, реализация крупных капиталоемких инновационных проектов в ведущих отраслях; развитие финансовой инфраструктуры, обеспечивающей финансирование НИОКР, создание отечественных венчурных фондов и инвестирование в передовые зарубежные венчурные фонды. |
|
2 |
2008 -2010гг. |
Совершенствование механизмов взаимодействия и функционирования элементов НИС: усиление взаимодействия между сформированными элементами НИС; активное развитие механизма венчурного инвестирования посредством создания венчурных фондов с зарубежными инвесторами; развитие государственно-частного партнерства в финансировании НИОКР и инновационных проектов; развитие кластерной кооперации вокруг проектов, сформированных на предыдущем этапе; участие субъектов инновационной системы в совместных проектах с крупными международными компаниями. |
|
3 |
2011 – 2013гг. |
Устойчивое развитие инновационной системы, создание региональных венчурных фондов с долевым участием каждого региона, сокращение доли государственных расходов, рост частных инвестиций, использование преимущественно косвенных инструментов стимулирования инновационной деятельности; активизация научных исследований в ВУЗах и НИИ, модернизация технико-технологической базы производства, активизация региональных технопарков в роли координаторов науки и бизнеса. |
|
4 |
2014 – 2015гг. |
Эффективное взаимодействие государства, частного бизнеса и исследователей в рамках «тройной спирали», увеличение числа инновационных разработок, внедрение отечественных инновационных продуктов и технологий в промышленное производство, «выход» государства из инновационных проектов, венчурных фондов и повышение международных рейтингов Казахстана по фактору «Инновации». |
Программой были определены основные принципы формирования инновационной системы в Казахстане: ведущая роль государства в процессе формирования и развития НИС; активное сотрудничество государства с частным капиталом; открытый характер создаваемой системы.
Открытый характер НИС подразумевает возможность внедрения в производство любой перспективной инновационной идеи, как отечественной, так и зарубежной, а также отсутствие барьеров для вхождения в глобальную инновационную систему.
Стоимость ПФРНИС на 2005 - 2015 годы составила 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета - 77272,3 млн. тенге и из местного бюджета - 2112 млн. тенге, а также привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме не менее 60410,83 млн.тенге, подробнее распределение стоимости ПФРНИС представлено таблице 2.
НИС была определена программой как ключевой механизм формирования экономики, основанной на знаниях. В программе ПФРНИС была обозначена структура отечественной инновационной системы, выделены ее основные подсистемы и элементы, участвующие в инновационном процессе.
Несмотря на некоторые положительные результаты, цели Стратегии и Программы не были достигнуты в полной мере. Механизм перераспределения трудовых и инвестиционных ресурсов в несырьевой сектор оказался неэффективным. Структура экономики сохранила выраженную сырьевую направленность, а структура занятости свидетельствует о низкой эффективности использования трудового потенциала страны. В 2009 году в сельском хозяйстве было занято 27,7,% населения, в то время как доля продукции этого сектора в ВВП составила всего 6,2%. За период с 2005 по 2009 годы удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП сократился с 10,5% до 9,9%, а доля горнодобывающей возросла с 17,7% до 18,5%.
Позиция Казахстана по показателю производительности труда, одному из ключевых факторов конкурентоспособности экономики, остается низкой, несмотря на положительную динамику. В среднем, производительность труда по паритету покупательной способности в Казахстане составляет 30-40 тыс. долл., в то время как в развитых странах этот показатель равен 200 тыс. долл. США. Самая низкая производительность труда в Казахстане наблюдается в сельском хозяйстве - около 3 тыс. долл. США на одного занятого в год, в то время как в развитых странах - 50-70 тыс. долл. США. В машиностроении РК этот показатель составляет 10-17 тыс. долл. США, у зарубежных конкурентов - 90 тыс. долл. США. Это отставание объясняется рядом факторов, одними из которых являются: неполная загрузка текущих мощностей, высокий износ основных фондов и неспособность менеджмента внедрять и применять современные управленческие технологии.
Средства, выделенные правительством на диверсификацию экономики были ограничены, а механизмы финансирования не разработаны, что не позволило в полном объеме реализовать инновационные прорывные проекты. Между институтами развития не сформировались эффективные механизмы взаимодействия, слабо были вовлечены в инновационную деятельность и научные организации. Крупный казахстанский бизнес оказался ориентирован в основном на получение быстрой прибыли в сырьевых секторах, а не на создание новых инновационных производств. При этом малый и средний бизнес стремился занять те ниши на рынке, которые гарантировали быструю отдачу от инвестиций (торгово-посредническая деятельность, строительная индустрия, сфера услуг).
Третий этап. Для преодоления очевидного расхождения приоритетов государственной политики и частного бизнеса в 2010 году в Казахстане была принята Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 гг. (далее - ГПФИИР). Программа явилась логическим продолжением политики государства в сфере инновационной деятельности, модернизации и диверсификации экономики. С принятием ГПФИИР Казахстан вступил на рельсы масштабной индустриализации как основы перехода к инновационной экономике. Так как опыт Японии, Южной Кореи, Китая показывает, что к инновациям, минуя индустриализацию перейти невозможно. Ведь инновации возникают в массовом виде лишь через промышленность, а затем распространяются на иные сферы.
Для достижения целей ГПФИИР были приняты 13 отраслевых и 11 функциональных программ, которые определили приоритеты развития и меры государственной поддержки. Реализация программы индустриализации Казахстана до 2020 года базируется на четырех бюджетных программах: «Производительность - 2020», «Инвестор - 2020», «Экспорт - 2020», «Дорожная карта бизнеса - 2020». Цели и инструменты программ представлены в табл 3.
В 2010 году принята Программа по развитию науки, инноваций и содействия технологической модернизации на 2010-2014 годы, в рамках которой был реализован системный подход к развитию инновационной деятельности в республике. Перед программой стояли задачи построения системы трансферта технологий, содействующей технологической модернизации промышленности; развитие инновационной среды для эффективного взаимодействия науки, бизнеса и государства. Завершена разработка Межотраслевого научно-технологического плана развития РК, который определяет задачи по приоритетным отраслям промышленности на среднесрочный и долгосрочный период (до 2020 года).
Таблица 3 – Цели и инструменты программ индустриализации Казахстана
|
Программа |
Цель |
Инструменты |
|
«Производительность - 2020» |
Повышение производитель ности работы существующих предприятий и стимулирование инвестиций. |
- субсидирование ставки вознаграждения по лизингу и кредиту на приобретение основных фондов; - предоставление инновационных грантов; - внедрение конструкторскими бюро новых продуктов в производство; - внедрение новых управленческих технологий, с целью оптимизации производственных процессов. |
|
«Инвестор -2020» |
Создание необходимых условий для привлечения прямых инвестиций в несырьевое экспортоориентированное производство |
- инвестиционные соглашения; - сервисная поддержка инвестиций (проведение информационных мероприятий по продвижению инвестиционных возможностей Казахстана, мероприятий по сопровождению иностранных инвесторов); - повышение инвестиционной привлекательности СЭЗ посредством предоставления налоговых льгот; упрощенного механизма ввоза иностранной рабочей силы; оказание услуг по принципу «одного окна»; формирования режима свободной таможенной зоны на территории СЭЗ. |
|
«Экспорт - 2020» |
Продвижение отечественных компаний на внешние рынки |
- гранты экспортерам, которые предусматривают 50% возмещение затрат, связанных с продвижением продукции на экспорт, - торговое финансирование и страхование; - сервисная поддержка экспорта (информационные и экспертные услуги, предоставление производителям маркетингово-аналитической информации по экспортным рынкам, и др.) |
|
«Дорожная карта бизнеса - 2020» |
Развитие малого и среднего предпринимательства, создание постоянных рабочих мест |
- субсидирование процентной ставки по кредитам (сроком субсидирования 3 года с возможностью пролонгации до 10 лет) - гарантирование кредитов (максимальным размером не более 50% от суммы кредита); - развитие промышленной инфраструктуры; - сервисная поддержка ведения бизнеса; - подготовка кадров для предпринимательства. |
В первые два года реализации Госпрограммы была пересмотрена законодательная база, внесены изменения в более чем 50 законов, касающихся таких важных аспектов сферы инновационной деятельности, как например, предоставление преференций для компаний, работающих в инновационной сфере, формирования комплекса косвенных мер поддержки субъектов НИС,др.
До 2011 года регулирование отношений в области науки и научно-технической деятельности, определение основных механизмов функционирования и развития национальной научной системы страны, регламентировалось Законом РК «О науке» от 12.07.2001г. Для финансирования фундаментальных и прикладных исследований, предусматривалось выделение средств республиканского бюджета, а также привлечение иных источников, не запрещенных законодательством РК.
В новой редакции Закона РК «О науке» от 18.02.2011г. система государственного финансирования научной и научно-технической деятельности претерпела значительные изменения, выделены следующие формы финансирования: базовое, грантовое и программно-целевое финансирование.
Ранее, механизм финансирования инновационного проекта был значительно бюрократизирован, получение гранта требовало обязательного прохождения нескольких стадий рассмотрения. Новый закон «О науке» предполагает создание Национального научного совета, который принимает решение о выдаче гранта на научные исследования, сократив процедуру рассмотрения заявки до 1 ступени.
Значительные преимущества получили исследователи и в сфере коммерциализации результатов научных исследований. На данном этапе был принят новый Закон РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» от 09.01.12г. Данный закон закрепил следующие меры господдержки со стороны различных национальных институтов развития: кредитование, субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, долгосрочное лизинговое финансирование, гарантированный заказ, осуществление инвестиций в уставные капиталы, инновационные гранты, развитие и продвижение экспорта отечественных обработанных товаров и т.д.
Расширены полномочия местных исполнительных органов (акиматов) областей, крупных городов. В соответствии с Законом, они могут участвовать (или быть учредителями) в уставном капитале юридических лиц, основная деятельность которых направлена на развитие инноваций (к примеру, в фондах венчурного финансирования).
Таким образом, в формировании инновационной экономики в Казахстане можно выделить три взаимосвязанных этапа, на каждом из которых Правительством были приняты определенные шаги для поддержки и развития научно-технического потенциала страны, создания необходимых условий для развития наукоемких отраслей промышленности.
На первом этапе государством создана необходимая нормативно-правовая база, законодательно закреплены основные понятия, определены долгосрочные приоритеты экономического развития страны.
На втором этапе формирование НИС происходит с активным участием государства. В рамках принятых Стратегии и ПФРНИС определены механизмы государственного стимулирования НИОКР и инновационных проектов, приняты меры по развитию научного потенциала, инновационного предпринимательства, инновационной и финансовой инфраструктуры. На этом этапе созданы такие необходимые элементы инновационной системы как государственные институты развития и венчурные фонды.
Третий этап развития инновационной экономики стал логическим продолжением курса Правительства на формирование экономики знаний, развития несырьевых отраслей экономики. На основании опыта реализации первых двух этапов, некоторые механизмы государственного стимулирования инноваций были пересмотрены. В рамках принятой ГПФИИР созданы условия для трансферта новых технологий с учетом потребностей промышленных предприятий. Необходимые условия для обновления технико-технологической базы созданы не только для крупных корпораций, но также и для малого и среднего бизнеса посредством механизма «Дорожной карты бизнеса».
Не остались без внимания разработки отечественных ученых-новаторов. Законом «О науке» определен новый механизм финансирования НИОКР, упрощена процедура рассмотрения научных проектов. Законодательно закреплен вопрос о праве на интеллектуальную собственность, полученную в результате научно-технической деятельности, финансируемой из государственного бюджета.
Логическим продолжением ГПФИИР является Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы (ГПИИР), утвержденная 01.08.2014г.
ГПИИР разработана в соответствии с долгосрочными приоритетами Стратегии «Казахстан-2050», в реализацию ключевого направления «Ускорение диверсификации экономики» Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, Концепцией по вхождению Казахстана в число 30-ти развитых государств мира, а также во исполнение поручения Главы государства, данного на XXVI пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, и в рамках реализации Послания Президента Республики Казахстана народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17.01.2014 г.
Программа является частью промышленной политики Казахстана и сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективном отраслевом регулировании.
Цель программы - стимулирование диверсификации и повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, для достижения которой поставлены следующие задачи:
1) опережающее развитие обрабатывающей промышленности;
2) повышение эффективности и увеличение добавленной стоимости в приоритетных секторах;
3) расширение рынков для реализации несырьевых товаров;
4) увеличение продуктивной занятости;
5) придание нового уровня технологичности приоритетным секторам обрабатывающей промышленности и создание основы для развития секторов будущего через формирование инновационных кластеров;
6) стимулирование предпринимательства и развитие малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности.
Общие расходы, предусмотренные в республиканском бюджете на реализацию Программы в 2015 – 2019 годах, составят 643909, 6 млн тенге.
Программа является чувствительной к аспектам государственной политики, влияющей на бизнес-климат. Успех ГПИИР связан с достижением Республикой Казахстан поставленных задач по улучшению условий ведения бизнеса (Doing business), повышению конкурентоспособности страны (Global Competitiveness Index), снижению доли государственного участия в экономике через проведение запланированной приватизации с учетом «принципа желтых страниц» (Yellow Pages), вхождению Казахстана в Индекс доверия при ПИИ (FDI Confidence Index by A.T.Kearney), индикаторов человеческого капитала. Кроме того, эффективность реализации ГПИИР зависит от модели финансирования, полноты и своевременности выделения бюджетных средств на ее реализацию.
Принятые на различных этапах законодательные акты и программы в области инновационной деятельности охватывают все сферы взаимоотношений, которые возникают в результате создания, внедрения и распространения инноваций и служат основой для развития эффективной национальной инновационной системы РК.
Казахстан в международных рейтингах по показателям, отражающим научно-технологическое развитие
В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года отмечается, что качественный рост экономики должен основываться на повышении конкурентоспособности бизнеса и человеческого капитала, технологической модернизации. При этом важным ориентиром будут являться Цели устойчивого развития ООН.
В Российской Федерации Стратегия научно-технологического развития нацелена на обеспечение конкурентоспособности страны за счет полного использования интеллектуального потенциала нации; создание условий для проведения исследований и разработок, развития наукоемкого бизнеса; формирование модели международной интеграции в области исследований и технологического развития.
Казахстан и Россия, согласно Докладу о глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума-2019, занимают 55 и 43 место соответственно среди 141 государств мира. Россия осталась на прежней позиции, как и в 2018 году, а Казахстан улучшил свой рейтинг на 4 пункта, что, главным образом, объясняется макроэкономической стабильностью и ускоренным технологическим развитием. Однако на сегодняшний день государства существенно отстают от стран по целому набору критериев инновационности. Странам необходима действенная стратегия дальнейшего развития в области инноваций, содержащая в первую очередь вопросы активизации изобретательства и коммерциализации результатов интеллектуального труда.
Цель исследования состоит в изучении количественных значений и индексов, а также прочих показателей научно-технологического развития в Казахстане и России для выявления недостатков существующего механизма управления процессом коммерциализации инноваций в стране. Мониторинг оценки места Казахстана и России в мировом пространстве может способствовать более обоснованному принятию решений по управлению научно-технической сферой, ее поддержке и финансированию.
В статье рассмотрены международные рейтинги, которые оказывают значительное воздействие на планомерную деятельность государств и могут служить инструментом оценки работы правительства.
Методологии международных рейтингов отличаются друг от друга, они основаны на статистической информации, либо на экспертных оценках. Методики расчета баллов ежегодно совершенствуются, в связи с чем меняется положение стран в рейтингах.
Работы по созданию индексов для ранжирования различных стран, регионов, отраслей экономики по степени их инновационности начались еще в 1970-х годах. С 2000-х годов исследователи стали активно разрабатывать различные методологии по инновационному развитию, при этом акцентируя свое внимание на полезности патентной статистики как индикатора инноваций, области инновационных систем измерения.
В работе использованы данные The World Bank, Organization for Economic Cooperation and Development, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, различных реферативных баз научных публикаций (Web of Science, Scopus), международных рейтингов, на основании которых можно оценить позицию Казахстана и России по уровню развития науки и инноваций. Ниже рассмотрим информационные банки международных организаций, которые дают возможность сопоставлять уровень развития науки и технологий различных стран.
Анализ развития национальной инновационной системы
В целях развития инновационной системы в Казахстане, стимулирования инноваций и новых технологий был разработан, утвержден и начата реализация ряда законодательных актов. Это Законы Республики Казахстан «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», «О науке», «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, Государственная программа развития образования и науки на 2016-2019 годы.
Принятая в августе 2014 года Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы (ГПИИР) стала объективным продолжением Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы (ГПФИИР), которая дала огромный импульс для развития инновационной деятельности в стране.
Утвержденный в октябре 2015 года Закон РК «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» нацелен на выработку новых механизмов практической реализации научных исследований, дальнейшего внедрения их в производство.
Основным механизмом вывода инновационного продукта, технологии на рынок, процесса превращения научной идеи в рыночный продукт является создание эффективной системы коммерциализации технологий, которая должна привести к достижению высоких темпов экономического роста страны. Поэтапный переход от науки к инновациям с последующим их внедрением в производство позволит обеспечить создание самостоятельного наукоемкого инновационного сектора экономики.
В целях практической реализации Закона РК «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», для стимулирования наукоемких направлений научно-технологической деятельности, в 2016 году началась реализация механизма грантового финансирования проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности (далее – РННТД) как механизма перехода к прикладной науке с привлечением бизнеса. Оператором по грантовому финансированию проектов коммерциализации РННТД был определен АО «Фонд науки», которым в 2016 году был проведен первый конкурс на грантовое финансирование проектов коммерциализации РННТД.
Основные подходы к индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан (РК) были сформированы в 2003 г. в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг., однако последующие кризисы 2007-2009 гг., 2014-2016 гг. внесли свои корректировки в реализацию ее мер. С 2020 г. началась реализация 3-й программы индустриально-инновационного развития. В настоящее время регуляторное влияние государства на инновационные процессы постепенно усиливается, диверсифицируются его формы, направления и механизмы; существенно расширяется и углубляется участие государства как в финансировании, так и технической реализации инновационных и смежных с ними процессов; увеличивается роль государственных институтов в обеспечении инновационной деятельности. В силу чего есть основания утверждать о «прогрессирующем» состоянии в реализации современной государственной инновационной политики. В поддержку этого свидетельствует то, что за последнее время принят ряд нормативно-правовых документов в сфере государственного регулирования инновационной деятельности и технологического предпринимательства. Большое количество этих документов представляет собой акты общенационального масштаба, регулирующие инновационную сферу, что также подчеркивает активную роль государства. Если бы она была более пассивной, то трансакционные издержки субъектов инновационной деятельности были бы слишком высоки
Инновационная политика представляет собой отношение государства к инновационной деятельности, выражаемое через определение целей, направлений этой деятельности, форм и видов деятельности государственных институтов в области науки, техники и инноваций. В этой связи рассмотрим основные уровни, задачи, документы и субъекты государственной инновационной политики Республики Казахстан. Для реализации инновационной политики в государстве, ею необходимо управлять, что осуществляется через специальные институты: национальные компании, государственные агентства, инвестиционные фонды и т. д. (рис. 1).
На рисунке 1 приведены основные институты индустриально-инновационного развития и государственной поддержки инноваций в Казахстане по состоянию на начало 2021 года. Конечно, данным перечнем не ограничивается совокупность институтов, участвующих в управлении и регулировании инновационных процессов, на данном рисунке не представлены научные организации, институты, различные общественные организации и аскелераторы. Как видно, каждый из уровней государственной инновационной политики решает свои специфические задачи, и, соответственно задействует свои субъекты инновационной деятельности, а также создает специальные регламентирующие документы.
Управленческое воздействие основных институтов индустриально-инновационного развития и государственной поддержки инноваций в Казахстане осуществляется в следующих направлениях: программирование; создание инфраструктуры (обеспечение инновационной деятельности); предоставление грантов и организация венчурного финансирования (обеспечение и участие); содействие в реализации проектов; общее инновационное стимулирование и развитие инновационной культуры.
Создание инновационной экосистемы в Казахстане является одним из важнейших направлений работы государственной программы «Цифровой Казахстан». Эта задача была поставлена в Послании от 5 октября 2018 г. Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК в связи с этим ведется работа по созданию инновационных кластеров (технологических платформ). Это объединение стартапов, бизнес-объектов, исследовательских организаций, которое действует в одном секторе и регионе, и нацелено на объединение усилий, мощностей и передового опыта.
Для каждого из направлений, представленных на рисунке 2, будет создан собственный центр компетенций – базовая организация, отвечающая за реализацию пилотных проектов, который будет обладать возможностью для наращивания и масштабирования компетенций, а также международных партнерских связей. Основной задачей этих центров будет формирование кластера с привлечением корпораций, стартапов, инвесторов, научных организаций и вузов.
Управленческое воздействие государственной инновационной политики в Казахстане условно можно разделить на три основные группы:
− создание специальных субъектов, уполномоченных на реализацию мер государственной поддержки (национальные управляющие холдинги, национальные компании, национальные институты развития);
− формирование инфраструктуры индустриально-инновационной системы;
− управление инструментами поддержки предпринимательства в инновационном процессе.
Отдельно выделим процесс финансирования проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности. Любой проект упирается в финансовый вопрос. Как было отмечено на рисунке 2, важное значение для реализации инновационной политики в стране имеет система государственной поддержки, которая непосредственно реализует программы развития инноваций и технологического предпринимательства. Согласно Закону РК «О коммерциализации результатов научной и (или) научнотехнической деятельности», «…программы содействия коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности разрабатываются и реализовываются уполномоченным органом, отраслевыми уполномоченными органами, местными органами, а также могут разрабатываться и реализовываться ВУЗами, научными организациями и научнообразовательными консорциумами».
Что касается источников финансирования инновационной деятельности в Казахстане, то они представлены различными грантами (рис. 3): отечественными и международными, средствами бизнес-ангелов, венчурными фондами. Работают государственные и венчурные финансовые инструменты поддержки: грантовое и программно-целевое финансирование научных разработок осуществляют Министерства согласно отраслевым программам, Программа Всемирного банка «Стимулирование продуктивных инноваций», другие международные программы, «QazTechVenture» и венчурные фонды.
Операторские функции по предоставлению мер государственной поддержки в рамках государственных программ индустриально-инновационного развития в разные годы выполняли различные организации, в т. ч. дочерние организации АО «НУХ «Байтерек», различные агентства и институты развития. Передача функций от одной организации к другой в области финансирования инноваций вносила сложности в процесс коммерциализации технологических разработок.
Принятый в 2015 г. Закон «О коммерциализации результатов научной и (или) научнотехнической деятельности» ставит перед собой основной целью разработку новых способов и направлений взаимодействия бизнеса и науки, а также в части стимулирования предпринимательства к вовлечению в научные проекты и внедрению их результатов в практическую реализацию. Для реализации Закона РК «О коммерциализации результатов научной и (или) научнотехнической деятельности» на практике в 2016 г. оператором по грантовому финансированию проектов коммерциализации РННТД был определен АО «Фонд науки».
Финансирование проектов осуществлялось по 44 приоритетным направлениям, указанным в Государственной программе индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 гг., Стратегическом плане развития РК до 2020 г., Посланиях Президента РК народу Казахстана от 31 января 2017 г. и 10 января 2018 г.
В соответствии с Конкурсной документацией, заявитель мог выбрать один из трех механизмов реализации проектов по коммерциализации РННТД:
1) в качестве Грантополучателя выступает стартап-компания, созданная Заявителем – Победителем конкурса совместно с Частным партнером;
2) в качестве Грантополучателя выступает Частный партнер по предварительной договоренности с Заявителем-Победителем конкурса;
3) в качестве Грантополучателя выступает Заявитель-Победитель конкурса или стартап-компания созданная Заявителем-Победителем конкурса.
Однако было выявлено множество нарушений и несоответствий с нормативноправовой базой процесса финансирования РННТД, которые препятствовали эффективному процессу коммерциализации, в т.ч.:
− несоответствие некоторых основных понятий, используемых в законах РК «О коммерциализации РННТД» и «О науке»;
− несоответствие закона РК «О коммерциализации РННТД» и бюджетной программы Министерства образования и науки разработана;
− ограничение участников проектов в финансировании нормами Закона РК «О науке», что противоречит основным принципам государственной политики в области коммерциализации результатов научной и (или)научно-технической деятельности;
− отсутствие законодательно урегулированных вопросов внедрения конечного научного продукта в производство, т.к. процесс коммерциализации РННТД последовательно должен проходить стадии от рождения инновационной идеи/технологии до получения коммерческого эффекта;
− проблемы с формированием состава научного совета при определении проектов на финансирование.
В настоящее время стоит вопрос о приведении понятийного аппарата различных законов в сфере регулирования инновационной деятельности в единую норму, в урегулировании порядка финансирования проектов коммерциализации результатов научных и научно-технической деятельности; в законодательном закреплении механизмов внедрения технологических нововведений и выведения их на рынок.
В соответствии с постановлением Правительства РК от 13.12.2018 г. №830 «О некоторых мерах по оптимизации системы управления институтами развития» функция предоставления инновационных грантов уполномоченному органу в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности была передана АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта», а в 2021, как выделено на рисунке 4 – в АО «QazInnovations».
В настоящее время остается не вполне урегулированным объединение понятий инновационный грант и грант на финансирования проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности.
Таким образом, в законодательстве Республики Казахстан не совсем четко определены меры поддержки и инструменты финансирования инновационных проектов и программ, направленных на развитие и применение новых технологий. Тем не менее уже разделены основные направления: АО «QazTech Ventures» осуществляет развитие рынка венчурных инвестиций, в т. ч. создание и развитие венчурных фондов; АО «QazInnovations» развивает систему бизнес-инкубирования, а QazIndustry предоставляет гранты на поддержку определенных кластеров (в настоящее время обрабатывающая промышленность, в будущем – также и иные промышленные гранты).
В Главе 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан определен механизм по предоставлению инновационных грантов. При этом в данном кодексе четко закреплено понятие инновационного гранта. Так, согласно определению «…под инновационным грантом понимаются бюджетные средства, предоставляемые субъектам индустриальноинновационной деятельности на безвозмездной основе для реализации их индустриально инновационных проектов в рамках приоритетных направлений предоставления инновационных грантов». Гранты выдаются по трем ключевым направлениям.
1. Инновационные гранты на коммерциализацию.
2. Инновационные гранты на технологическое развитие действующих предприятий.
3. Инновационные гранты на технологическое развитие отраслей.
Всего, за период с 2011 г. по 2020 г. в Республике Казахстан было выдано грантов на 18 741 млн тенге (рис. 5).
Интересно посмотреть результаты обратной связи по выданным грантам. Величина выпущенной продукции за 2011-2020 гг. грантополучателями составила 198,5 млрд тенге. При этом на 1 тенге выданного гранта произведено продукции на 10,6 тенге (198,5 млрд тенге выпущенной продукции к 18,7 млрд тенге выданных грантов). При этом реализовано продукции – 202,1 млрд тенге (64,2 млрд тенге на внешний рынок). Можно заключить, что грантовая политика имеет положительный мультипликационный эффект для экономического развития Республики.
В 2021 г. уполномоченный орган поддержки инновационной деятельности QazInnovations запустил грантовую программу с ориентацией на стартап-проекты, направленные на инновационные технологии. Программу отличают гибкие условия направлений финансирования, а также увеличивается доля финансирования государства. С 2021 г. грант QazInnovations покрывает до 90% расходов (до 150 млн тенге) на коммерциализацию технологий. Это связано, в первую очередь, с тем, что потенциальные получатели – это субъекты малого и среднего бизнеса и стартапы. Еще одной особенностью программы является упрощенная подача документов первичного пакета через онлайн портал и ускоренный период рассмотрения и отбора заявок. Совет по рассмотрению (документов) заявок состоит из инвесторов и независимых экспертов, имеющих опыт коммерциализации и инвестирования.
Общая характеристика процесса выделения грантовых средств QazInnovations представлена в таблице 2.
Общий срок освоения инновационного гранта не превышает 24 месяцев. В свою очередь, получившие грант предприятия, имеют обязательство реализации продукции не менее чем 10% от суммы гранта в течение трех лет после освоения средств. Также программой предусмотрена ответственность грантополучателей за некачественное или несвоевременное исполнение обязательств, во избежание недобросовестного использования государственных средств. На постоянной основе будет обеспечиваться мониторинг по проектам грантополучателей, в том числе путем выездного мониторинга в регионы страны с проверкой выполнения мероприятий согласно календарным планам, наличия приобретенного оборудования, материалов и комплектующих, достоверности финансовых документов и т..
Далее рассмотрим систему венчурного финансирования инновационной деятельности. Структура венчурного инвестирования Республики Казахстан, состоящая из главенствующей организации и дочерних компаний, представлена на рисунке 6.
QazTech Ventures, ответственно за такое направление стратегических задач как венчурное финансирование. QazTech Ventures напрямую взаимодействует с венчурными фондами и Капитал Казына Менеджмент, а с помощью управляющей компании производит финансирование проектов. При этом выбором наиболее перспективных проектов руководит Управляющая компания.
АО «Казына Капитал Менеджмент» фокусируется на привлечении международных институциональных инвесторов и локальных инвесторов к софинансированию проектов в приоритетных секторах экономики Казахстана. Модель соинвестирования и уникальная сеть партнерских отношений, созданная ККМ, обеспечивают возвратность вложенных инвестиций. В таблице 3 представлены основные фонды, участвующие в венчурном финансировании индустриально-инновационных проектов страны.
Опыт ведущих зарубежных стран показывает, что на начальных этапах развития инноваций государство играет ключевую роль, так как высокорискованный характер проектов ограничивает доступ к банковскому и частному капиталу. Вместе с тем в мировом сопоставлении финансирование технологических инноваций и НИОКР в Казахстане находится на низком уровне, что влияет на качество, масштабы и уровень результатов реализации инновационной политики в стране.
Технологическое предпринимательство и инновации неразрывно связаны со сферой интеллектуальной собственности, которое является одним из основных критериев реализации и коммерциализации проекта. Обсуждение ценности интеллектуальной собственности (ИС) стало общей темой и теперь занимает центральное место в бизнес-стратегии растущего числа технологических компаний, как больших, так и малых, внутри страны и за рубежом. Акцент на ИС и права интеллектуальной собственности (ПИС) – это тенденция, которая развивалась в течение последних нескольких лет в результате конвергенции факторов, включая рост индустрии монетизации патентов, продолжающиеся реформы патентного законодательства США, появление Китая и других стран Дальнего Востока, как лидирующих центров производства технологий и пропаганды «наукоемкой» экономики. Создание, поддержание и монетизация прав интеллектуальной собственности так же жизненно важны для успеха технологической организации, как создание продуктов или услуг.
Стратегия защиты прав интеллектуальной собственности в государстве должна гармонично сочетаться со стратегией коммерциализации и финансирования проектов, а управление ПИС должно становиться неотъемлемой частью стратегии технологического предпринимательства.
Согласно данным Республиканского государственного предприятия «Национальный институт интеллектуальной собственности» Министерства юстиции Республики Казахстан отмечается стабильность изобретательской деятельности. Также в Казахстане растет, как количество полученных заявок на регистрации объектов ИС, так и количество зарегистрированных объектов ИС. При этом, такой вид негосударственной дополнительной услуги, как предоставление охраны товарным знакам по Мадридской процедуре показывает тенденцию к снижению количества единиц оказанных услуг. По видам зарегистрированных объектов ИС можно увидеть такую динамику: количество зарегистрированных товарных знаков растет, а изобретений – снижается, максимальный рост показали объекты авторского права. Несмотря на положительную динамику роста зарегистрированных объектов ИС в Казахстане, в сравнении с мировыми лидерами в сфере интеллектуальной собственности, Казахстан показывает незначительные результаты. Казахстан занимает меньше 0,1% в общемировом объеме регистрации объектов интеллектуальной собственности по состоянию на 01.01.2020, по всем видам, кроме селекционных достижений, по которым показатель составил 0,11%. Это очень низкие показатели работы в сфере регулирования и защиты прав интеллектуальной собственности, но они сочетаются с основными другими показателями развития инновационной деятельности и технологического предпринимательства.
В настоящей работе мы провели исследование основных уровней государственной инновационной политики Казахстана, стратегического, тактического и оперативного, на которых осуществляются функции управления развитием технологического предпринимательства через создание специальных институтов и программ, финансирования проектов и защиты прав собственности. Так, инновационная система Республики Казахстан в своем развитии прошла ряд этапов, каждый из которых решал специфические для того периода задачи и отличался по своим процессам. В соответствии с этим был разработан генезис развития инновационной системы РК (табл. 4).
Генезис представляет собой категорию познания, которая отражает процессы развивающегося феномена. Методология Адизеса была положена в основу построения генезиса развития инновационной системы Республики Казахстан. Уточним, что в основе методологии находится фундаментальный закон развития организаций как живых организмов, которые проходят схожие стадии жизненного цикла. Концепция жизненного цикла организации актуальна и для инновационных систем, если рассматривать их как организационный механизм инновационного развития. Можно выделить четыре этапа жизненного цикла инновационной системы: младенчество, детство и юность (активный рост), зрелость, стабилизация.
Далее приведены стадии жизненного цикла инновационной системы Республики Казахстан в соответствии со своими отличительными чертами (рис. 7).
Построение генезиса показало, что в настоящее время Казахстан находится на этапе «зрелость», поскольку конкретизирована модель – выбрана модель развития инновационной системы «большое государственное участие», этап «детство и юность» пройден с некоторыми критическими факторами, инфраструктура сформирована, переформирована несколько раз, основные задачи управления инновационной деятельности осуществляются, на этапе «зрелость» происходит наращивание объемов массы инновационных проектов, талантов, выбираются способы этого наращивания и сопровождения процессов стабильного развития. Переход от этапа зрелости к стабилизации обусловлен наличием государственного базиса для развития инноваций, в т. ч. (производственные мощности, человеческие ресурсы, общественность).
В настоящее время, государство – это ключевой партнер, берущий на себя риски развития и внедрения инноваций в Казахстане. Также важно заключить, что технологическое предпринимательство на данном этапе развития инновационной системы выступит тем важным вектором развития, который приведет научно-исследовательскую и инновационную деятельность в сторону повышения результативности коммерциализации, реализации и экспорта продукции отечественных инновационных проектов.
На основании анализа основных индикаторов инновационной деятельности республики, а также на основе международных сопоставлений были определены сильные, слабые стороны, возможности и угрозы НИС Казахстана. В таблице 10 представлен SWOT-анализ, который позволяет выявить причины эффективной или неэффективной работы инновационной системы; это сжатый анализ информации, на основании которого делается вывод о том, в каком направлении должна развиваться инновационная система.
Необходимо отметить, что сильные стороны НИС Казахстана, такие как политическая и макроэкономическая стабильность, государственная поддержка индустриально-инновационного развития и другие носят постоянный, устойчивый характер. В данном случае со стороны государства необходима поддержка инновационного потенциала отечественной НИС, особенно это касается подготовки высококвалифицированных специалистов, обеспечения преемственности знаний между поколениями, а также повышения квалификации и получения дополнительного образования в течение всей жизни.
Слабые стороны инновационной системы не могут быть преодолены в короткий период времени. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что эффективные инновационные системы часто формируются в течение нескольких десятилетий. Поэтому приоритетом инновационного развития Казахстана должно стать улучшение взаимодействия между основными элементами и подсистемами НИС, разработка четких механизмов с учетом опыта инновационного развития зарубежных стран.
Таблица 10 - SWOT – анализ НИС Республики Казахстан
|
Strengths (сильные стороны) |
Weaknesses (слабые стороны) |
|
|
- макроэкономическая и политическая стабильность; - государственная поддержка индустриально-инновационного развития страны; - рост объемов финансирования научных исследований и разработок; - создание инновационной инфраструктуры на республиканском и региональном уровнях; - наличие научно-технического потенциала (увеличение числа научных организаций, рост числа исследователей, имеющих научную степень); - наличие значительных запасов природных ресурсов для развития высокотехнологичных производств. |
- отсутствие развитых механизмов взаимодействия между элементами НИС; - низкий уровень инновационной активности предприятий республики (8%); - недостаточная степень участия малого и среднего бизнеса в финансировании НИОКР; - недостаток высококвалифицированных кадров в сфере инновационной деятельности; - низкий технический уровень лабораторно- исследовательской базы; - отсутствие продуктивной связи между элементами, самостоятельности в реализации региональных интересов в работе региональных инновационных систем; - отсутствие косвенных механизмов стимулирования (через налоговые преференции) освоения и выпуска инновационной продукции; - отсутствие стратегического планирования научных направлений, увязанного с коммерциализацией результатов исследований; - отсутствие отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью на мировых рынках. |
|
|
Opportunities (возможности) |
Threats (угрозы) |
|
|
- привлечение иностранных исследователей для совместных НИОКР; - повышение эффективности НИС за счет улучшения взаимодействия между научным сектором и промышленностью; - создание привлекательных условий для финансирования частным бизнесом прикладных исследований в рамках государственно-частного партнерства; - создание эффективного механизма инновационного менеджмента и финансирования на региональном уровне с привлечением венчурных фондов, страховых компаний; - подготовка квалифицированных специалистов по инновационному менеджменту; - трансферт передовых технологий в университеты |
- негативное влияние глобальных и региональных кризисных явлений на развитие экономики и промышленности Казахстана; - сохранение сырьевой направленности экономики; - ослабление научного потенциала страны в связи с переездом казахстанских ученых и инженеров в зарубежные страны - «утечка мозгов»; - усиление конкуренции в сфере инноваций со стороны развивающихся стран. |
|
Системный подход к инновационной деятельности предполагает комплексное исследование инновационной системы как единого целого с учетом составляющей ее внутренней структуры (элементов), а также системы взаимосвязей между элементами внутри нее. Изучение состава инновационной системы является важным моментом при решении проблемы сборки, то есть определении свойств системы на основе анализа свойств ее компонентов. При этом учитывается и «кооперативный эффект» - возникновение при взаимодействии элементов системы их новых качеств и свойств.
На основании рассмотренных показателей, мы определили основные отличия НИС Казахстана и НИС развитых стран в таблице.
Таблица - Особенности НИС Казахстана по сравнению с НИС развитых стран
|
Сравнительные характеристики |
НИС Казахстана |
НИС развитых стран |
|
Источники финансирования исследований и разработок |
Преобладание государственного финансирования исследований и разработок |
Преобладание частного капитала в финансировании исследований и разработок |
|
Отраслевая структура инновационной деятельности |
Низкая инновационная активность |
Высокая инновационная активность, преобладающее число инноваций в несырьевых отраслях |
|
Участие компаний и фирм в инновационной деятельности |
Слабая инновационная активность крупных предприятий и компаний |
Высокая инновационная активность крупных корпораций, создание собственных лабораторий и исследовательских центров |
|
Связи между наукой и производством |
Централизованный процесс формирования институтов технопарков и бизнес- инкубаторов и низкая эффективность их функционирования |
Исторически сложившийся симбиоз науки и производства на базе бизнес-инкубаторов, технопарков |
|
Участие в международной конкуренции товаров и услуг |
Отсутствие конкурентоспособной конечной продукции на мировых рынках |
Глобализация производства, создание международных корпораций |
|
Инновационный потенциал |
Низкий инновационный потенциал, Низкая заработная плата научного персонала, низкий престиж ученого, низкие показатели численности исследователей (не более 2 чел/1000) |
Заинтересованность в высококвалифицированных научных кадрах, высокие показатели численности исследователей (до 16 чел/1000) |
|
Защита интеллектуальной собственности |
Слабая защита интеллектуальной собственности, низкий показатель числа патентов на миллион населения |
Развитая система патентования исследований и разработок |
|
Участие университетов в исследованиях и разработках |
Низкая активность университетов в исследованиях и разработках, основное направление деятельности– предоставление образовательных услуг |
Большая часть исследований выполняется в технопарках, созданных на базе университетов (Кремниевая долина) |
|
Инновационная среда |
Неразвитость рыночных механизмов генерирования инноваций |
Благоприятный инновационный климат, развитые рыночные институты, прогрессивная отраслевая структура |
|
Финансовая инфраструктура |
Слаборазвитый рынок венчурного финансирования, наличие не инновационных проектов в инвестиционных портфелях венчурных фондов |
Развитый рынок венчурного финансирования с большим числом участников, значительные объемы венчурного инвестирования |
Таким образом, по ряду характеристик НИС Казахстана отстает от инновационных систем развитых стран. В настоящее время НИС РК не может обеспечить условия для полномасштабного внедрения разработанных отечественными учеными инновационных НИОКР.
Принятые программы в области индустриально-инновационного развития в Казахстане так и не поставили конкретных задач перед наукой и бизнесом, направленные на технологическое развитие страны. Как следствие, не сформировались связи между исследователями и предпринимателями, не работает механизм апробации и внедрения созданных технологий на промышленных предприятиях. Затруднена межотраслевая координация казахстанской науки, государства и частных компаний в рамках приоритетных направлений технологического развития. Отсутствует долгосрочное планирование при создании наукоградов, бизнес-инкубаторов, специальных научных зон, технопарков и т.д.
Очень низкий спрос на исследования и разработки со стороны частного сектора отрицательно сказывается на возможности для исследователей получать высокую оплату своего труда. В итоге, это может способствовать оттоку квалифицированных кадров, в том числе и молодых ученых из научной сферы.
Недостаточное финансирование научного сектора (доля расходов на науку в ВВП составляет 0,12%) не позволяет повысить уровень наукоемкости отечественной экономики. В настоящее время в РК отсутствует наукоемкий сектор, который мог бы обеспечить спрос на разработки казахстанских исследователей, не разработана эффективная система мер стимулирования спроса на науку. Поэтому на данном этапе именно государственный заказ должен оставаться главным источником финансирования для фундаментальных исследований и проведения прикладных работ.
Повысить эффективность НИС можно только опираясь на высококвалифицированный научно-технический персонал, современную научно-технологическую базу, устойчивый спрос на результаты научно-инновационной деятельности со стороны рынка, механизмы защиты прав на интеллектуальную собственность.
Инновационное развитие в Казахстане наряду с другими факторами сдерживается дефицитом кадров, способных управлять инновационными процессами и проектами. Несмотря на определенные позитивные сдвиги в области научной сферы кадровый состав науки Казахстана требует эффективной государственной поддержки и стимулирования.
Анализ функционирования основных подсистем НИС Казахстана выявил ее следующие слабые стороны:
1) имеет место тенденция сокращения численности исследователей, диспропорции в размещении персонала, занятого НИОКР (преобладание исследователей в государственном секторе и секторе образования), отставание заработной платы исследователей от средней в экономике;
2) технологические парки не оказывают заметного влияния на инновационное развитие регионов, испытывают трудности организационного и финансового характера, отсутствует или слабый спрос на услуги технопарков со стороны предпринимателей;
3) в структуре затрат на технологические инновации основной объем принадлежит государственному сектору, при этом эффективность затрат на технологические инновации стремительно снижается;
4) при участии институтов развития и венчурных фондов реализуются единичные инновационные проекты.
