14. ПРОЦЕСС КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК
· Понятие НИОКР, коммерциализации и трансфера технологий
· Сценарии коммерциализации результатов научно-технической деятельности
· Инвестирование процесса создания и коммерциализации результатов научно-технической деятельности
· Сценарии коммерциализации результатов научно-технической деятельности
· Риски процесса коммерциализации результатов НИОКР
· Сопровождение процесса коммерциализации результатов научно-технической деятельности
· Оценка технической полезности технологии, патентно-правовой ситуации
Понятие НИОКР
Новые научно-технические разработки создаются в ходе ведения научно-технической деятельности. В законодательстве для обозначения работ, связанных с научно-технической деятельностью, технологическим развитием и изобретательством, используется аббревиатура НИОКР. Однозначности расшифровки указанной аббревиатуры нет, сокращение НИОКР по-разному раскрыто в разных законодательных документах.
В международной практике такого рода деятельность определяют термином «research and development» (R&D; исследования и разработки). Термины, принятые в международной практике (research and development), сходны по форме и содержанию и обозначают деятельность, связанную с научными исследованиями, технологическим развитием и изобретательством, по существу трактуют их одинаково.
Крупные компании разных стран мира ежегодно вкладывают в НИОКР огромные средства. Это связано с тем, что быть конкурентоспособным на современном рынке, не будучи при этом технологически развитым, невозможно.
В Казахстане к 2024 году планируют полностью централизовать обязательные затраты недропользователей на НИОКР, которые будут поступать напрямую в республиканский бюджет. По предварительным расчетам, это позволит увеличить ежегодное финансирование казахстанской науки на 25%, сообщает пресс-служба МЭ РК.
Согласно «Кодексу о недрах и недропользовании» недропользователи в Казахстане обязаны выделять на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) 1% от собственных затрат на добычу. Сегодня компании могут самостоятельно выбирать для финансирования аккредитованные научные институты или автономные организации образования.
Также недропользователи имеют право отчислять средства НИОКР в АКФ Tech Garden (структура МЦРИАП), а также направлять эти деньги на развитие цифровизации. Так, например, они финансировали научные исследования по 74 приоритетным отраслевым направлениям в области геолого-физических методов исследования, промыслового оборудования, регулирования динамики и подготовки флюидов, управления разработкой месторождения и скважины, охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, оцифровки месторождений.
Правительство РК планирует централизовать обязательные расходы добывающих компаний на развитие научно-инновационной деятельности. Поправки планирует внести в Закон «О науке», а также в «Кодекс о недрах и недропользовании» и др. В настоящее время в Правительстве создана соответствующая межведомственная комиссия с участием НПП «Атамекен».
Согласно проекту Дорожной карты предусматривается поэтапный переход (в 2022 году - 50%, в 2023 году - 75%, в 2024 году - 100%) к централизации отчислений недропользователей на НИОКР через республиканский бюджет путем создания отдельной бюджетной программы. Таким образом, государство будет самостоятельно распределять полученное финансирование на научную деятельность в Казахстане.
Проекты, претендующие на средства добывающих компаний, будут проходить государственную научно-техническую экспертизу. При этом, поддержку получат направления, которые соответствуют общенациональным научным приоритетам, утверждаемым Высшей научно-технической комиссией при Правительстве Республики Казахстан.
Предполагается, что внедрение нового механизма позволит увеличить ежегодное финансирование науки на 25%, повысит прозрачность отчислений недропользователей на развитие научной деятельности, поставит на государственный учет проекты НИОКР и обеспечит их постоянный мониторинг. В результате на средства недропользователей планируется создание 15 научных лабораторий коллективного пользования и 10 научно-исследовательских центров на базе отечественных вузов.
Продолжая раскрывать тему науки, в этот раз разберем расходы на НИОКР, характеризующие научно-технический и экономический потенциал стран.
Показатели по расходам на НИОКР рассматриваются в рейтинге мировой конкурентоспособности IMD и Глобальном индексе инноваций. В рейтинге IMD 2023 по общим расходам на НИОКР страна заняла 57 место из 60 стран со значением 0,13% от ВВП (257 млн долл. США), опережая лишь Перу (0,12%), Монголию и Кувейт (0,10%).
По показателю «Расходы бизнеса на НИОКР» Казахстан занял 56 место из 59 стран со значением 0,05% от ВВП (90 млн долл. США), опережая лишь Перу и Индонезию (0,02%), а также Монголию (0,01%).
Справочно:
Показатели рейтинга мировой конкурентоспособности IMD по расходам на НИОКР рассчитываются на основе показателей ОЭСР в области науки и технологий, данных ЮНЕСКО и национальной статистики.
В рейтинге IMD 2023 использованы данные за 2021 год.
Таким образом, несмотря на незначительные улучшения позиций Казахстана в рейтинге, доли общих расходов на НИОКР и расходов бизнеса на НИОКР от ВВП практически не меняются, что приводит к ежегодному вхождению страны в 10-ку аутсайдеров.
Незначительная доля расходов бизнеса на НИОКР от ВВП подтверждается и в рамках Глобального индекса инноваций (далее – ГИИ). Так, согласно ГИИ расходы бизнеса на НИОКР в Казахстане не превышают 0,1% от ВВП в течение периода с 2018 по 2022 годы.
Также в рамках ГИИ представлены показатели по долям расходов бизнеса на НИОКР от общих расходов на НИОКР и расходов на НИОКР из-за рубежа (с иностранным финансированием) от ВВП.
Справочно:
Основными источниками показателей ГИИ по расходам на НИОКР являются онлайн базы данных Института статистики ЮНЕСКО, Евростата и ОЭСР по основным научно-техническим показателям, а также Иберо-американская и межамериканская сеть показателей науки и техники.
В ГИИ 2022 использованы данные за 2019 год.
Так, по вышеуказанным показателям в ГИИ 2022 Казахстан занял 34 (47,4% от общих расходов на НИОКР) и 90 (0% от ВВП) места из 132 стран соответственно. При этом необходимо отметить, что в последние три года не наблюдаются положительные тенденции ввиду низкой заинтересованности, как со стороны частного сектора, так и зарубежных инвесторов.
По данным БНС РК доля внутренних затрат на НИОКР от ВВП также не превышала 0,13% в период с 2017 по 2021 годы (в 2022 году – 121,6 млрд тенге). При этом наблюдается перекос в финансировании в сторону научных исследований и разработок (НИР) во вред опытно-конструкторским разработкам. Так, по удельному весу затраты на опытно-конструкторские разработки занимают всего 13,7% общего объема финансирования (в 2022 году – 16,6 млрд тенге). И в процентном соотношении удельный вес этих затрат за последние три года уменьшился на 3,8%.
Результаты научных проектов, не доведенные до экспериментальных разработок, остаются в виде отчетов и не реализуются в виде опытных образцов продукции. Как следствие, они не представляют интереса для производственных предприятий.
Таким образом, основными причинами низкой степени коммерциализации изобретений являются недостаточное финансирование и отсутствие заинтересованности со стороны бизнеса.
Однако, необходимо отметить, что существует прямая корреляция между расходами на НИОКР в расчете на душу населения и позициями стран в международных рейтингах по индексам, характеризующим уровень развития экономики, основанной на знаниях, а также объемами производства и экспорта высокотехнологичных товаров.
Так, отмечается высокая концентрация суммарных вложений в научные исследования и разработки со стороны лидеров инновационного развития – Швейцарии, США, Швеции и др.
В той связи, учитывая тот факт, что казахстанская научная система находится в отрыве от реальных потребностей индустрии, а также особую значимость и приоритетность научно-инновационной составляющей в современных условиях развития, возникает необходимость разработки комплекса мер, направленных на повышение статуса и эффективности НИОКР.
Компания Hewlett-Packard
Корпорация НР отличается завидным числом новых продуктов, многие из которых основаны на технологиях, разработанных в её центральных лабораториях. Обеспечивающие непрерывные успехи на рынке, в том числе за счет быстрой коммерциализации разработанных продуктов, центральные лаборатории НР заслуживают пристального изучения. Их бюджет (156 миллионов в 1994 году) составляет небольшую (около 8%) долю бюджета НИОКР корпорации в целом, в которых занято около 15 тысяч ученых и инженеров, работающих в исследовательских лабораториях различных подразделений. Высокая инновационная культура корпорации и доверие к ее исследовательским подразделениям привели, например, к тому, что во время сильной конкуренции на рынке аналитических приборов руководство НР не продало этот бизнес, а инвестировало дополнительно 10% в НИОКР, что обеспечило компании победу в конкуренции.
Исследования и разработки являются неотъемлемой частью мирового экономического процесса. При этом работа организаций научного сектора во всем мире все больше и больше оценивается с точки зрения экономически эффективного использования технологий на мировом рынке. Результаты исследований и разработок не только являются инструментом для создания конкурентоспособных продуктов и увеличения прибыли, но и позволяют обеспечить прирост промышленного производства страны.
Понятия коммерциализации и трансфера технологий.
Создание инноваций представляет собой довольно длительный, многоэтапный процесс, требующий генерации новых знаний, зачастую из различных областей. При прохождении стадий создания инновации изменяется содержание, количество, квалификация, цели и задачи участников. Кроме того, далеко не всегда у разработчиков хватает ресурсов для прохождения всех этапов и выведения на рынок готового продукта самостоятельно.
Поэтому результаты отдельных этапов могут передаваться на коммерческой основе от одних участников к другим. При этом в зависимости от характера результата содержание транзакций на разных этапах может существенно отличаться. Результаты, полученные на начальных этапах цикла, например результаты исследований, передают другим участникам в виде информационных отчетов.
Хотя чаще всего создатели этих результатов способны самостоятельно осуществить дальнейшие разработки с последующей коммерциализацией полученных результатов. Если же в составе полученных результатов исследований и разработок содержится охраняемый результат интеллектуальной деятельности, то имеет место транзакция с передачей определенного объема прав.
Другими словами, содержание сделки определяется объектом коммерциализации. При этом транзакции на рынке исследований и разработок имеют экономический смысл лишь в силу того, что повышают шансы на успех при прохождении последующих этапов инновационной деятельности.
Заметим, что инновационные объекты коммерческой сделки могут быть основаны на результатах не только научно-технической, но и социально-гуманитарной деятельности. В настоящее время на рынке все больше появляется инноваций, успех которых обусловлен не техническими особенностями продукта, а знаниями социально-гуманитарного характера, лежащими в их основе. Ярким примером такой инновации является социальная сеть Facebook. Успех проекта базируется не на технической, а на социокультурной инновации, которая включает знания о социальной и психологической природе человека. Еще одним примером синтеза гуманитарных и технологических инноваций являются поисковые алгоритмы системы «Яндекс», разработанные с учетом особенностей синтаксиса русского языка.
Процесс передачи результатов научной деятельности в реальную экономику называют трансфером технологий. Поскольку данный процесс сопровождается получением коммерческой выгоды, то понятия «трансфер технологий» и «коммерциализация технологий» можно считать эквивалентными.
Понятие «трансфер» происходит от английского to transfer – «переносить, перемещать». Единого согласованного определения трансфера технологий нет. В свободной электронной энциклопедии
«Википедии» приведены следующие определения:
- Трансфер технологий – основная форма продвижения инноваций.
- Трансфер технологий — коммерциализация инновации и какой-либо иной научно-технической разработки.
В рамках данного курса под трансфером технологий будем понимать процесс передачи результатов отдельных этапов инновационной деятельности. У каждого этапа инновационного цикла есть результат, который передается на следующий этап, приводя в итоге к продажам конечного продукта.
Многостадийность инновационного процесса определяет содержание сделок и потенциальных партнеров.
В мире принято выделять различные варианты форм трансфера технологий2. В общих чертах можно подразделить их все на две части. Одна связана с человеческим и технико-технологическим ресурсом организации и, как правило, не может быть отделена от них. Другая же часть отделима от носителей, в том смысле, что права собственности на этот ресурс могут принадлежать организации и служить источником дохода и средством участия в международном процессе обмена технологиями. Трансфер технологий, неотделимых от носителя, фактически представляет собой услуги, опирающиеся на квалификацию организации и ее общий технологический ресурс. Такая форма коммерческой деятельности в большей степени характерна для научно-исследовательских организаций. В виду сложности и большой наукоемкости продвижение таких услуг обладает существенной спецификой. В частности, для их продвижения необходимо обеспечение и демонстрация выдающихся общетехнологических возможностей – качества исследовательского оборудования, технологий и методик исследования, а также управление общетехнологическими ресурсами и их развитием в соответствии с имеющимися и прогнозируемыми потребностями рынка. Также необходимо обеспечение силы кадрового состава и демонстрации этой силы.
Заметим, что для одного и того же результата научно-технической деятельности могут быть приемлемыми сразу несколько вариантов его коммерческого использования. Выбор наилучшего сценария коммерциализации имеющихся результатов зависит от целей, задач и возможностей организации (или частных разработчиков), а также от характера сложившейся инновационной инфраструктуры и рыночной ситуации.
Формы трансфера технологий:
Неотделимые от носителя, основанные на квалификации персонала и об- щетехнологическом ресурсе организации:
1) консультационные услуги;
2) специализированные образовательные услуги;
3) технические, аналитические и конструкторские услуги. Отделимые от носителя, основанные на охраноспособных результатах интеллектуальной деятельности:
4) лицензирование, т.е. передача прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
5) создание "spin-out"-компаний, т.е. компаний, создаваемых собственником технологии специально для ее коммерциализации;
6) создание совместных предприятий;
7) производство и продажа продукции.
Инновационные сети – это профессиональные объединения инфраструктурных организаций, деятельность и услуги которых связаны с коммерциализацией и передачей технологий, созданием и управлением инновационными стартап-компаниями, инновационным развитием. Основная функция, которую обеспечивает сетевое взаимодействие таких организаций, – это распространение информации разного рода и в различных формах. К такой информации относятся: методы и технологии осуществления деятельности/предоставления услуг, технологические запросы/предложения по поиску партнеров, примеры лучшей практики и т.д.
Серия методических материалов «Практические руководства для центров коммерциализации технологий», подготовлена под руководством
Питера Линдхольма
В Соединенных Штатах Америки с 1985 года присуждается государственная награда - Национальная медаль в области технологий - за выдающийся вклад в национальное экономическое, экологическое и общественное благосостояние за счёт развития и коммерциализации техно- логической продукции, технологических процессов и концепций, за счёт технологических инноваций и развития национальной технологической рабочей силы. За 1985—2008 годы медаль получили 161 человек и 26 компаний и отделов, то есть выдаётся в среднем около 8 медалей в год. В число лауреатов премии входят Роджер Истон (система GPS), Роберт Меткалф (Ethernet), Билл Гейтс (вклад в повсеместное распространение компьютерной техники), Роберт Нойс (интегральная схема) и др.
Объекты коммерциализации
В рамках инновационной деятельности объектами коммерциализации являются отдельные результаты и сформированные на их основе продукты потребительского и корпоративного назначения. Стратегия извлечения дохода от коммерческого использования результатов научно-технической деятельности реализуется через введение в хозяйственный оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Таким образом, основным продуктом на рынке интеллектуальной собственности, исследований и разработок и соответственно объектом коммерциализации являются права на использование результатов научно-технической деятельности. Важно заметить, что оборот прав на рынке интеллектуальной собственности отличается от привычной схемы использования материальных производственных ресурсов, когда владелец или сам применяет в собственном производстве основные средства, или продает неподходящий для его производства объект.
Продать материальный объект можно только один раз – при передаче права собственности объект исчезает у продавца и возникает у покупателя. А передавать определенный объем прав на использование одного и того же объекта владелец исключительного права может неоднократно. И пока рынок способен прокормить все новых и новых лицензиатов, таковые будут появляться.
И хотя основным продуктом на рынке инновационных разработок являются права, необходимо помнить, что охранные документы защищают не научно-технические решения как таковые, а конкретные продукты рынке, объекты коммерческой деятельности. А значит, объем рынков продукции, на которых правообладатель может получить преимущество за счет либо технической и рыночной новизны продукции, либо более совершенного и экономичного процесса производства, зависит от эффективности правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности.
Преимущество, обеспеченное защитой продукта, выражается в возможности устанавливать цену на охраняемый продукт с учетом рыночной позиции потребителя и без учета рыночной позиции конкурентов.
Сценарии коммерциализации результатов научно-технической деятельности
Идентификация стадии развития технологии.
Располагая правами на технологию, необходимо на основании фактов сопоставления уровня развития технологии и требований рынка понять, на каком этапе развития она находится и что еще необходимо сделать для выхода на рынок.
Таким образом определяется «расстояние до рынка». Только после этого можно приступать к формированию стратегии продвижения технологии.
Каждый этап продвижения при этом выполняет функцию снятия рисков определенного характера. Поскольку характер снимаемых рисков меняется, меняется и компетенция участников процесса. Например, в ситуации «рыночной тяги» на этапе замысла представитель бизнеса со своей компетенцией снимает маркетинговые риски, попросту говоря, берет на себя ответ на вопрос – нужен или не нужен конечный продукт. Но он не может ответить на вопрос – а можно ли в принципе такой продукт создать, поэтому ему необходимо привлечь людей с научной компетенцией, которые выполнят этап НИР, и далее по циклу. В этом и заключается суть трансфера технологий – к созданию и продвижению продукта, по пути от замысла до продажи, привлекаются различные участники, обладающие компетенцией и ресурсами, необходимыми для поэтапного снятия рисков и преобразования объекта трансфера.
Таким образом, многостадийность инновационного процесса приводит к специфике форм трансфера технологии.
В зависимости от режима и стадии ее развития определяются как содержание трансферных сделок, так и потенциальные партнеры. При этом необходимым условием продвижения технологии является ее коммерциализуемость на каждом этапе инновационного цикла.
Инвестирование процесса создания и коммерциализации результатов научно-технической деятельности.
Поскольку шансы на успех зависят от стадии продвижения на рынок, то и шансы найти инвестиции на реализацию этапов инновационного цикла также зависят от стадии продвижения.
Переход от стадии НИОКР к стадии прототипирования, когда государство и благотворительные фонды уже перестают поддерживать проект из-за приобретения им коммерческой направленности, а бизнес считает риски еще очень большими, принято называть «долиной смерти». На этом переходном этапе резко уменьшаются шансы получения инвестиций. На стадии прототипирования действительно гибнет большинство стартовавших проектов, т.к. не удается сделать привлекательное предложение для рынка.
Процесс создания и коммерциализации результатов научно- технической деятельности требует существенных инвестиций. Поскольку реализация отдельных этапов инновационного цикла требует инвестиций различного объема, то и инвесторы на каждом этапе могут быть разными – частные инвесторы, бизнес или государство. Может быть организовано инвестирование отдельного этапа, а может быть – и всего процесса создания и реализации технологии.
Частные инвесторы инвестируют собственные средства в инновационные разработки и создание малых инновационных компаний на их основе. Ключевыми частными инвесторами являются так называемые «бизнес-ангелы» и инвесторы венчурных фондов. Бизнес-ангелами являются опытные предприниматели или руководители, владеющие значительными финансовыми средствами, а также опытом и деловыми навыками, предпринимательским талантом. При этом они располагают достаточным количеством материальных ресурсов, часть из которых, как правило весьма малую по отношению к имеющемуся капиталу, они готовы вложить в высокорисковые проекты без опасности ухудшить качество своей жизни. Бизнес-ангелами, как правило, движет самовыражение, желание создать уникальное успешное дело.
Индикаторами успеха является оригинальность, высокая новизна продукта и высокая отдача, размер полученной прибыли. Все это возможно только для инновационных проектов, в силу чего они и являются привлекательными для бизнес-ангелов.
Еще одной значимой формой финансирования процесса трансфера технологий является венчурное инвестирование.
Венчурные компании могут быть как частными, так и государственными.
Венчурные компании и фонды рассматривают к финансированию не единичные проекты, а портфели проектов. Для венчурного инвестирования характерно соотношение «3-3-3-1», когда из 10 проинвестированных компаний 3 – неудачны, 3 – приносят умеренную доходность, 3 – высокодоходны, а одна оказывается сверхдоходна и приносит сотни процентов прибыли. Это во много раз покрывает издержки, связанные с неудачным инвестированием.
Бизнес-ангел — частный инвестор, вкладывающий деньги в инновационные проекты (стартапы) на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале.
Венчурное финансирование (англ. venture finance) — долгосрочные (5-7 лет) высокорисковые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний, ориентированных на разработку и производство наукоёмких продуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств.
Венчурный фонд (англ. venture — рискованное предприятие) — инвестиционная компания, работающая исключительно с инновационными предприятиями и проектами. Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или предприятия с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Обычно такие вложения осуществляются в сфере новейших научных разработок, высоких технологий. Как правило, 70-80% проектов не приносят отдачи, но прибыль от оставшихся 20-30% окупает все убытки.
Венчурное предприятие (англ. venture company) — предприятие малого бизнеса, занимающееся опытно-конструкторскими разработками или другими наукоёмкими работами, благодаря которым осуществляются рискованные проекты. Венчур бывает внешним и внутренним. Внутренний венчур организуется самими авторами идеи и венчурным предпринимателем. Внешний венчур занимается привлечением средств для осуществления рисковых проектов через пенсионные фонды, средства страховых компаний, накопления населения, средства государства и других инвесторов.
Венчурный бизнес – вид бизнеса, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, еще не опробованных на практике. Этот вид бизнеса связан с риском, поэтому его часто называют рисковым.
Венчурный бизнес возник, когда была осознана необходимость некоторого промежуточного звена между наукой и производством. Венчурный бизнес начал свое развитие с середины ХХ века с возникновением первых венчурных компаний в Силиконовой долине. Основными направлениями развития венчурных компаний и фондов были полупроводники и генная инженерия (1970-е годы); персональные компьютеры (1980-е годы); интернет- развитие (конец ХХ века). По прогнозам экспертов, дальнейшее развитие венчурного бизнеса будет проходить в следующих направлениях: технологии безопасности (личной, информационной, корпоративной, государственной и т.д.); нанотехнологии; биотехнологии.
|
Компания |
Венчурный инвестор |
|
Microsoft |
August Capital |
|
Intel, Apple |
Venrock |
|
Unite Healthcare |
Warburg Pincus |
|
Cisco, Yahoo |
Sequoi |
|
Hotmail |
Draper Fisher Jurvetson |
|
Genentech, Amazon.com, AOL, Intuit, Netscape |
Kleiner Perkins |
|
eBay |
Benchmark |
|
|
Kleiner Perkins, Sequoia |
Таблица Сопоставление бизнес-ангелов и венчурных фондов как инвесторов
|
Основные отличия |
Бизнес-ангелы |
Венчурный бизнес |
|
Личностные |
Предприниматели |
Управляющие финансами |
|
Инвестируемые фонды |
Собственные средства |
Средства финансовых учреждений |
|
Инвестируемые фирмы |
Малые, на ранней стадии |
Средние и большие на поздней стадии |
|
Форма контракта |
Простая |
Сложная |
|
Мониторинг после инвестиций |
Активный, строгий |
Стратегический |
|
Вовлеченность в управление |
Важно |
Менее важно |
|
Коэффициент возврата |
Важно |
Очень важно |
Сценарии коммерциализации результатов научно-технической деятельности.
Прогноз сценариев коммерциализации результатов научно-технической деятельности, которых может быть и более одного, должен иметься на каждом этапе инновационного цикла. Без сценария существенно ухудшаются возможности целенаправленного поиска потенциального покупателя. Без этого нельзя и построить разумной оценки стоимости технологии.
Формирование сценария происходит на всех уровнях передачи научных результатов – от момента их создания в сфере исследований и разработок до момента их применения в рыночной среде. Сфера трансфера технологий является необходимой посреднической средой между наукой и бизнесом, она может быть встроена в научную организацию или бизнес-структуру, может являться обособленной единицей. Главное – это ее функция преобразования технического замысла в рыночное предложение в режиме «технологического толчка» и трансляция рыночного запроса в сферу исследований и разработок в режиме «рыночной тяги».
Характерной особенностью инновационного режима «рыночной тяги» является формирование или выявление рыночного запроса до начала разработки научного-технического результата. Такой запрос может поступить из бизнес-среды непосредственно исполнителю НИОКР. Тогда очевидная форма трансфера – выполнение заказных работ или оказание высокотехнологичных услуг. Другой вариант реализации режима «рыночной тяги» – это анализ рынка силами самой организации и запуск инициативных проектов, направленных на разработку технологий, удовлетворяющих выявленным рыночным запросам. В этом случае основа сценария коммерциализации – передача прав на результаты интеллектуальной деятельности. Еще возможен вариант реализации проектов, направленных на создание новых конечных продуктов или оборудования для производства известных продуктов, если подтверждена коммерческая эффективность таких проектов. В этом случае целесообразно формирование нового бизнеса на основе разработанной технологии.
В режиме «технологического толчка» формирование сценария коммерциализации связано с определением актуальных рыночных приложений. Поэтому получение знаний о том, где, в каких областях науки и техники такое изобретение может найти практическое применение, является отдельным интеллектуальным прорывом, основанным на стратегическом видении нового продукта или услуги. На основе инноваций, созданных в режиме «технологического толчка», возможно создание новых для рынка товаров и услуг и нового бизнеса. Правда, реализовать такой сценарий удается редко, проще, но тоже нелегко, найти действующий бизнес, который может быть улучшен за счет разработанных новых решений. При этом необходимо учитывать, что любое техническое решение может быть элементом сложных технических систем. Чем больше отыщется возможных объектов, в которые может быть встроено техническое решение, тем более коммерчески привлекательно и перспективно данное решение. Так, например, для технического решения «лазер» может быть названо множество областей и объектов использования: вооружение, медицина, бытовое применение и др. При этом само техническое решение одно и то же – light amplification by stimulated emission of radiation – усиление света посредством вынужденного излучения.
Кроме того, новая технология может оказаться способной порождать целый спектр товаров и услуг, ориентированных на различные рыночные сегменты.
Для выбора стратегии необходим анализ всех выявленных сегментов и определение их характеристик:
– четкости границ, т.е. высокой селективности в определении потенциального покупателя;
– оценки емкости, т.е. объемов возможных продаж;
– оценки долговременности существования спроса;
– достижимости сегмента, т.е. возможности преодоления барьеров проникновения на рынок, включая патентные, географические, юридические, таможенные и др. Только после этого можно осмысленно подходить к выбору именно тех потенциальных партнеров, интересы которых могут быть удовлетворены.
В обобщенном виде можно сформулировать три варианта сценариев коммерциализации результатов научно-технической деятельности:
1) предоставление высокотехнологичных, в том числе образовательных, услуг и выполнение НИОКР (работа по найму);
2) передача прав на результаты интеллектуальной деятельности (лицензирование или полная переуступка прав на уже созданные объекты);
3) организация производства конечной продукции, основанной на технологии или производимой с ее использованием.
Основной особенностью первого сценария является заказной характер деятельности, то есть механизм генерации дохода для создателя научного результата – это оплата его работ и/или услуг заказчиком. Заметим, что в результате выполнения услуг не возникает материального объекта для передачи заказчику, а при выполнении НИОКР такой объект может быть создан.
Заказной характер работ означает, что исполнитель (вуз, НИИ, наукоемкая компания) оказывается в ситуации «рыночной тяги», поскольку именно заказчик берет на себя риск «неправильно задать вопрос».
Таким образом, заказчик снимает риск получить результат, не имеющий ценности ни для управленческой, ни для производственной или операционной деятельности. Исполнителю остается лишь выполнить указанный в договоре объем работ или услуг, его риск может состоять в том, что ему не хватит компетенции или других ресурсов, чтобы получить результат.
В связи с этим успех при такой форме трансфера напрямую зависит от того, какими ресурсами обладает исполнитель для работы в его области и как он это умеет продемонстрировать.
Договор на выполнение научно-исследовательских работ - по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
Договор - договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор на выполнение опытно-конструкторских работ - по договору на выполнение опытно-конструкторских работ исполнитель обязуется разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
Договор на выполнение технологических работ - по договору на выполнение технологических работ исполнитель обязуется разработать новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее. Договор подряда - договор, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Заказчик - сторона в договоре подряда, осуществляющая работы подрядным способом.
Исполнитель - юридическое или физическое лицо, выполняющее работы или оказывающее услуги потребителям по возмездному договору.
Подрядчик - сторона в договоре подряда, которая обязуется выполнить по заданию заказчика определенную работу с использованием собственных материалов или материалов заказчика за определенную плату.
Субподрядчик - если из закона или договора подряда не вытекает обязан- ность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Второй сценарий – передача прав на результаты интеллектуальной деятельности – может осуществляться как в режиме «рыночной тяги», так и в режиме «технологического толчка». Разница лишь в том, что в первом случае результат интеллектуальной деятельности изначально разрабатывается для конкретного применения, а во втором такое применение еще нужно найти. И здесь особенно важно учитывать тот факт, что охранные документы защищают не сущность технического решения, а товар на рынке, и право- преемнику в первую очередь важен коммерческий потенциал охраняемого решения.
Передача прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется с помощью лицензионных договоров. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав, теми способами и в те сроки, которые предусмотрены лицензионным договором.
Следует помнить, что передачи прав на технологию может оказаться недостаточно для ее запуска покупателем, что открывает возможность получения дополнительных доходов за счет услуг, связанных с ресурсами, неотделимыми от носителя знаний.
Третий вид сценария – организация производства конечной продукции, основанной на технологии или производимой с ее использованием.
Данный сценарий может быть реализован в рамках уже существующего и технически развитого предприятия или же через создание и развитие нового бизнеса.
Общепринятым термином для проектов по созданию такого рода бизнесов является стартап (от англ. start-up – запускать). Стартап-компании начинают свою деятельность на этапе прототипирования. Смысл этапа заключается в формировании рыночного предложения, поэтому создание прототипа невозможно без предварительных маркетинговых исследований и проверки различных гипотез продвижения на рынок. Как правило, большинство таких предприятий погибает в «долине смерти». Чаще всего это связано с тем, что компании не удается привлечь средства на создание или завершение прототипа, а своих ресурсов не хватает.
Кроме гибели в «долине смерти» существует три жизнеспособных варианта развития стартап-компаний:
1. средний по доходности бизнес регионального уровня с ограниченным рынком;
2. продажа бизнеса;
3. сверхприбыльный бизнес, когда компания захватывает мировой рынок.
Технически организация стартап-компаний происходит путем создания нового юридического лица.
Компания может быть создана «с нуля» группой авторов как полностью независимая структура. Также может быть создано совместное предприятие, которое предполагает долевое участие в рисках и доходах того или иного предприятия или проекта, находящегося в совместном владении или управлении двух или более партнеров, реализуемого в интересах их взаимной выгоды.
Часто происходит создание так называемых спинофф- (от англ. spin-off— «ответвление») или спинаут- (от англ. spin-out — «отпочкование») компаний. Спинофф (спинаут)-компании – это компании, образованные в результате реорганизации. Спинофф(спинаут)-компании являются самостоятельными юридическими лицами, но сохраняют тесную связь с создавшей их компанией.
Участники процесса создания и коммерциализации результатов научно-технической деятельности
Роли и функции участников процесса коммерциализации технологий.
Рассмотрим их как участников процесса коммерциализации результатов исследований и разработок.
Рисунок. Сферы продвижения научных результатов
К участникам инновационной деятельности относятся:
1. Общество (в т.ч. отдельные физические лица).
2. Бизнес (в т.ч. предприниматели и инвесторы).
3. Наука (научно-исследовательские организации).
4. Государство (федеральные и региональные власти).
В зависимости от реализуемой функции и удовлетворяемых интересов роль участников процесса коммерциализации результатов исследований и разработок различна.
Рассмотрим функции, которые реализуют участники в ходе ведения инновационной деятельности.
1. Создание инноваций
Включает в себя не только реализацию всего инновационного цикла, но и создание результатов его отдельных этапов. Хотя в ходе создания инноваций отдельные результаты каждого этапа цикла переходят «из рук в руки» и участники этого процесса меняются, все они осуществляют создание нового единого продукта, состоящего из сформированного определенным образом набора отдельных решений. Причем участники, создающие отдельный элемент некой инновации, могут и не знать, как и в какой комбинации их результат будет использован далее.
2. Потребление инноваций
Применение результатов научно-технической деятельности может быть различным. Это может быть потребление физическими лицами готовых продуктов или же приобретение компанией прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности, необходимые для создания нового продукта или технологии его производства.
3. Финансирование процесса коммерциализации результатов исследований и разработок
Фактически, представляет собой вложение денежных средств на реализацию этапов инновационного цикла с целью получения определенных выгод в будущем.
4. Сопровождение процесса коммерциализации результатов исследований и разработок
Осуществляется через консалтинговые услуги, обеспечиваю- щие процесс создания и коммерциализации результатов научно- технической деятельности.
В зависимости от функций отличаются и роли участников. Один и тот же участник, реализуя разные функции, играет разные роли.
Таблица Роли и функции участников трансфера технологий
|
Общество |
Функция |
Роль |
Возможные типы участников |
|
Потребление |
Потребитель |
Покупатели |
|
|
Физические лица |
Создание |
Создатель, разработчик |
Авторы, изобретатели, конструкторы и др. |
|
Потребление |
Потребитель |
Покупатели |
|
|
Финансирование |
Инвестор |
Частные инвесторы (бизнес-ангелы) |
|
|
Сопровождение |
Эксперт |
Высококвалифицированные эксперты |
|
|
Бизнес |
Создание |
Создатель |
Инновационные компании |
|
Потребление |
Потребитель |
Производственные и др. компании |
|
|
Сопровождение |
Эксперт |
Консалтинговые компании |
|
|
Финансирование |
Инвестор |
Частные венчурные фонды Компании, инвестирующие соб- ственные разработки Банки |
|
|
Государство |
Потребление |
Потребитель |
Вооруженные силы, система здравоохранения |
|
Финансирование |
Инвестор |
Венчурные фонды Гос. программы (фонды, гранты– госбюджет) |
|
|
Наука |
Создание |
Создатель |
Научные учреждения |
|
Потребление |
Потребитель |
Научные учреждения |
|
|
Сопровождение |
Эксперт |
Научные и научно- образовательные учреждения |
Интересы участников трансфера технологий
Участники процесса коммерциализации технологии имеют различные интересы, удовлетворение которых необходимо для успешного взаимодействия. Так, успешное продвижение на рынке нового продукта невозможно, если он не удовлетворяет интересов потребителей. Кроме того, при передаче результатов инновационной деятельности «из рук в руки», чтобы знать, к кому идти с соответствующим предложением, необходимо знать, чьи интересы мы могли бы удовлетворить. Понимание интересов других участников инновационной деятельности и целенаправленный поиск партнера существенно ускоряет процесс коммерциализации результатов исследований и разработок и повышает шансы на успех.
Результаты каждого отдельного этапа инновационного цикла меняются содержательно, что приводит к изменению состава участников, задействованных в создании и последующем продвижении полученных результатов.
Очевидно, что для эффективного взаимодействия участники процесса коммерциализации результатов инновационной деятельности должны изучать, анализировать, понимать и учитывать интересы друг друга, при том, что не все участники процесса готовы раскрыть их интересы в явном виде.
В процессе коммерциализации технологий возникает также проблема трансляции понятий, препятствующая взаимопониманию участников сделки. При передаче результатов исследований и разработок важно представить их на языке, понятном для принимаемой стороны.
Таблица Различие представления о технологии на языке понятий изобретателя и инвестора
|
Изобретатель, владелец технологии |
Инвестор, покупатель |
|
Научно-техническое содержание |
Области применения |
|
Новизна проекта |
Ожидаемая рыночная ниша |
|
Стадия разработки |
Доработка, требуемая для вывода технологии на рынок |
|
Количественные характеристики компании |
Функциональные характеристики компании |
Помимо многостадийности инновационного цикла важным аспектом современных инновационных разработок является необходимость генерации результатов научной деятельности из различных областей знаний, что также приводит к необходимости вовлечения в разработку продукта большого числа участников. Кроме того, современные научные проекты, такие как, например, расшифровка генома человека, могут иметь очень крупный масштаб и требовать огромных ресурсов, включая и материальные затраты.
Такие проекты могут быть реализованы только с помощью координации деятельности многих научных и производственных объединений, в том числе из разных стран.
В начале 1998 года Ericsson, IBM, Intel, Toshiba и Nokia – крупнейшие компании компьютерного и телекоммуникационного рынка – объединились для совместной разработки технологии беспроводного соединения мобильных устройств. 20 мая 1998 года произошло официальное представление рабочей группы (SIG – Special Interest Group), призванной обеспечить беспрепятственное внедрение технологии, получившей название Bluetooth. Вскоре в группу вошли 3COM/Palm, Axis Communication, Motorola, Compaq, Dell, Qualcomm и т.д. Сейчас группа включает в себя более 1400 компаний, принимающих участие в работе над бесплатной открытой спецификацией Bluetooth.
Риски процесса коммерциализации результатов исследований и разработок.
Поскольку реализация каждого этапа инновационного цикла направлена на снятие определенных рисков, то и задача участников инновационной деятельности заключается в снятии рисков определенного характера. Вероятность и последствия рисков на каждом этапе создания технологии различны. Поэтому очень важно изначально предусмотреть возможные риски и принять все меры для их предвидения, уменьшения и избегания.
Отказаться от риска - значит отказаться от творчества.
А. Макаренко
Добиться многого невозможно без смелости и риска, и неудачи при этом неизбежны.
Дионисий Галикарнасский (из письма к Помпею)
Сделай первый шаг – и ты поймешь, что не все так страшно.
Сенека
Рассмотрим возможные риски процесса коммерциализации результатов исследований и разработок и возможные способы их предотвращения.
Научно-технические риски. На стадии исследований и разработок деятельность участников направлена на снятие риска несоответствия технологического замысла законам природы. На стадии исследования тот риск снимается получением научных результатов о формах и способах достижения поставленных практических целей и решением поставленных задач с проверкой соответствия выявленных знаний известным законам природы.
На стадии разработки риск несоответствия технологического замысла уровню развития технологий снимается получением научно-технических результатов, то есть новых знаний о продуктах и/или процессах производства. К объектам этих знаний относятся новые конструкции, материалы, продукты, процессы, устройства, услуги, системы или методы. В отношении полученных результатов проверяется возможность их реализации при сложившемся уровне развития общих технологий.
«Новым» знание может быть только тогда, когда оно неизвестно никому, то есть неизвестно человечеству в целом – юридически известные человечеству знания называют «общедоступными». Общедоступность может не сопровождаться «широкодоступностью». Для констатации общедоступности решается – можно ли путем разумных усилий осведомленных специалистов без проведения исследований получить нужную информацию от кого-либо, кто ее хранит, при этом затраты времени на поиск лица, готового предоставить такую информацию, в расчет не принимаются. Границы существующей на момент начала и окончания исследований общедоступной информации определяются патентно- информационными исследованиями.
Маркетинговые риски могут быть связаны:
с неверным выбором потенциальных партнеров;
с неверным определением области применения разработанных результатов и потенциальных потребителей;
с неверным определением и оценкой целевых рынков, включая их потенциальный объем;
с неточным определением рыночного сегмента и его емкости;
с неточным определением себестоимости и цены разработанных решений и стоимости прав на их использование;
с неправильной стратегией и технологией сбыта товаров и услуг и др.
Снятие маркетинговых рисков осуществляется путем проведения масштабных маркетинговых исследований квалифицированными специалистами, с обеспечением достоверности и полноты полученных сведений. Маркетинговые исследования необходимо проводить на каждом этапе процесса создания и коммерциализации результатов исследований и разработок.
Маркетинговое исследование (англ. marketing research) — форма бизнес- исследования и направление прикладной социологии, которое фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике.
Область маркетинговых исследований как статистическая наука была инициирована Артуром Нильсеном (Arthur Nielsen) вместе с созданием компании ACNielsen Company в 1923 году.
Маркетинговые риски могут привести к отсутствию необходимых доходов, достаточных для погашения кредитов, невозможности реализовать продукцию в нужном стоимостном выражении и в намеченные сроки. Результатом проявления маркетинговых рисков являются: невыход на проектную мощность; работа не на полную мощность; выпуск продукции низкого качества.
Финансовые риски связаны с вероятностью нарушения планируемых финансовых потоков. Прежде всего, это связано с уровнем общей экономической стабильности в стране, уровнем инфляции, дефицитом бюджетных средств, которые могут повлечь за собой действия руководства страны, влияющие на бизнес. Поэтому необходимо делать оценку устойчивости финансовых потоков к их возмущению в объеме и во времени и предусматривать меры по снижению рисков.
В качестве причин возникновения финансового риска проекта можно назвать следующие: политические факторы; колебания валютных курсов; государственное регулирование учетной банковской ставки; рост стоимости ресурсов на рынке капитала; повышение издержек производства. Перечисленные причины могут привести к росту процентной ставки, удорожанию финансирования, а также росту цен и объемов услуг по контрактам на строительство.
Меры по снижению финансовых рисков могут включать в себя:
привлечение к разработке и реализации проекта крупнейших фирм с большим опытом ведения проектирования, производства, строительства и эксплуатации;
участие Правительства Российской Федерации в качестве страхователя инвестиций;
получение гарантий Правительства Российской Федерации на кредиты, предоставляемые западными инвесторами;
получение налоговых льгот;
тщательную разработку и подготовку документов по взаимодействию сторон, принимающих непосредственное участие в реализации проекта, а также по взаимодействию с привлеченными организациями;
разработку сценариев развития неблагоприятных ситуаций.
Юридические риски в инновационных проектах могут быть связаны с ошибками в документальном оформлении всех сделок, а также с нарушением законодательства в сфере интеллектуальной собственности – основе инновационного бизнеса.
Следствием юридических рисков может стать невозможность присвоения полученных результатов интеллектуальной деятельности и, как следствие, невозможность установления контроля над полученными инновациями.
Экологические риски в нынешнее время рассматриваются весьма тщательно в связи с осознанием высокой ценности природных ресурсов и природопользования. Они могут быть связаны как с вероятностью нарушения законодательства, так и с пробелами в нем, с вероятностью и оценкой последствий аварий, связанных с проектом. Существует также риск неблагоприятной реакции местных властей и населения.
Политические риски относятся к числу практически не управляемых и могут привести к необходимости отказаться от инновационного проекта. Они связаны с общей политикой, которая может проявляться в изменении торгового режима, правил валютного обращения, налогообложения, с эволюцией законодательства и т.п.
Риски форс-мажорных обстоятельств оцениваются по возможности последствий стихийных бедствий для эффективности выполнения проектов и мерам их компенсации.
Специфические риски связаны исключительно с особенностями рассматриваемого проекта. Например, для проекта по внедрению новой технологии выращивания грибов риском является возможность выпадения грибного года.
Степень всех выявленных рисков может быть существенно снижена при проведении ряда действий:
Оценке и анализе воздействия выявленных рисков.
Планировании реагирования на рисковые события.
Мониторинге наступления рисковых событий.
Использовании имеющегося опыта поведения в рисковых ситуациях.
При анализе рисков не всегда удается выполнить их количественную оценку, выраженную в деньгах, но всегда следует стремиться к этому.
Для минимизации последствий возможных рисков необходимо проводить различного рода мероприятия, например маркетинговые исследования, патентную и финансовую экспертизу и другие с целью своевременного информационного обеспечения принятия управленческих решений. Таким образом, использование услуг консалтинговых структур является, как правило, необходимым при создании инноваций и помогает существенно снизить вероятность наступления большого числа рисковых событий.
Сопровождение процесса коммерциализации результатов научно-технической деятельности
Для того чтобы обеспечить информационную поддержку процесса коммерциализации запланированной или разработанной технологии, необходимо провести следующие оценки:
· оценку технической полезности технологии;
· оценку патентно-правовой ситуации;
· маркетинговые исследования;
· определение стоимости технологии.
Совокупность указанных оценок в результате формирует сведения, на основе которых делается общая оценка коммерческого потенциала технологии (ОКПТ). ОКПТ всегда дается на текущий момент времени, результаты указанных оценок необходимо пересматривать в случае серьезных изменений состояния рынка, а также при значительных изменениях состояния инновационного проекта, в частности при окончании его этапов, поскольку ее необходимо предъявлять инвесторам следующих этапов. Естественно, чем на более ранней стадии развития находится технология, тем больше в ее оценке гипотетических данных, пусть и хорошо аргументированных. Чем ближе разработка технологии к завершению, тем более реалистичная ОКПТ может быть получена. Для переговоров с инвестором ближайшего этапа не столько важен источник оценок, сколько важно согласие в оценках. Важна взвешенность рисков неудачного вложения в неперспективный проект и невложения в перспективный.
Оценка технической полезности технологии определяет техническую актуальность рассматриваемой технологии и ее технических преимуществ, также выявляет круг задач, решаемых с применением аналогичных или сходных технологий.
Оценка полезности направлена на сопоставление характеристик результатов НИОКР с уже достигнутым на момент проведения оценки мировым уровнем развития техники. Она обеспечивает также сопоставление планируемых и полученных в ходе НИОКР технических решений с современными тенденциями научно-технического развития.
В общем случае оценка полезности технологии базируется на следующих принципах:
· Учет приоритетных направлений развития техники;
· Учет лучших мировых достижений в рассматриваемой области тех- ники;
· Необходимость осуществления оценки полезности на любом этапе жизненного цикла технологии и по единой схеме;
· Привязка оценки технической полезности технологии к определенному периоду времени;
· Проведение повторной оценки с учетом произошедших изменений по истечении времени;
· Привлечение квалифицированных в рассматриваемой области техники экспертов и учете их мнения;
· Представление оцениваемой технологии посредством ее наиболее важных признаков, а также их ранжирование на основании экспертного мнения, то есть определение вклада того или иного признака технологии в общий результат;
· Получение как частных оценок полезности по любому из выбранных признаков, так и общей объективной интегральной оценки полезности по всей совокупности признаков технологии.
Соблюдение указанных принципов позволяет определить технические преимущества и техническую актуальность, а также круг задач, решаемых с использованием оцениваемой технологии и технологий- аналогов.
Стоимость создаваемого продукта тем выше, чем больше полезность проекта разработки технологии в сравнении с возможными альтернативами. Поэтому при формулировании требований к результатам заказываемых исследований и разработок компания ориентируется на рыночно значимые критерии – прогнозируемую полезность и гарантии доброкачественного присвоения. Полезность результатов определяется не столько их содержанием и научно- техническим уровнем, сколько соответствием требованиям рынка, которые должны быть выявлены в результате маркетинговых исследований. Техническая полезность того или иного результата, таким образом, определяется тем, способствует он достижению технических параметров продукта или услуги, которые удовлетворят требования рынка, или нет. Кроме того, данные о технической полезности запланированных к исследованию и разработке объектов позволят определить рыночную стоимость ожидаемого объекта и стоимость работ по его разработке/исследованию, что является актуальной проблемой для большинства научно-исследовательских организаций. Данные патентных исследований, полученные в процессе оценки полезности технологии, со значительной пользой могут быть применены при проведении маркетинговых исследований, конкурентного анализа и общей оценки коммерческого потенциала технологии. Кроме того, полученные в ходе выполнения процедуры оценки полезности технологии результаты могут быть использованы в будущем при проведении последующих исследований и разработок, направленных на решение новых бизнес-задач.
Процедура оценки полезности планируемых к получению и полученных результатов НИОКР включает в себя пять последовательных этапов оценивания:
- инициацию, направленную диагностику стадии развития технологии, постановку задачи оценивания и сбор необходимой информации;
- идентификацию задач, решаемых технологией, и выявление технологий-аналогов, решающих эти же технические задачи;
- формирование перечня и количественное описание наиболее существенных технических признаков оцениваемой технологии и найденных технологий-аналогов;
- определение реперного технологического вектора - выделение набора наилучших существенных показателей, достигнутых на рассматриваемой совокупности технологий в данной области техники;
- собственно оценку технологии на основе ее сопоставления с выявленным реперным технологическим вектором.
Результаты, полученные в ходе выполнения каждого из этапов, являются исходными данными, необходимыми для реализации последующих.
Оценка патентно-правовой ситуации дает характеристику технологии в отношении правовых аспектов разработанных результатов интеллектуальной деятельности.
Она направлена на снятие патентно-правовых рисков. Оценка патентно-правовой ситуации осуществляется на основе анализа донных, полученных в ходе проведения патентных исследований.
Патентные исследования при определении коммерческого потенциала технологии обеспечивают в первую очередь снятие правовых рисков. Такие исследования направлены на оценку возможности укрепления потенциальной инновационной монополии за счет формирования патентной монополии и пополнения портфеля прав, основанных на результатах интеллектуальной деятельности, а также на разработку схем защиты прав ИС на объекты технологии. Кроме того, данные исследования позволяют сформировать представления о мировых и национальных рынках ИС, а также выявить субъектов интересующих рынков и выбрать меры, направленные на снижение патентно-правовых рисков
Патентные исследования – исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации.
Объект (патентных) исследований — объект хозяйственной деятельности и сама хозяйственная деятельность субъекта.
Патентные исследования, в частности оценка патентно-правовой ситуации, могут включать в себя следующие действия:
1. Выявление в технологии потенциально охраноспособных объектов на основе данных декомпозиции технологии;
2. Классификация выявленных потенциально охраноспособных объектов в составе технологии на охраноспособные объекты, по которым необходимо получение охранных документов;
3. Определение для каждого охраноспособного объекта, по которому целесообразно получение охранного документа, оптимального с точки зрения формирования инновационной монополии типа охранного документа;
4. Оценка юридического риска осуществления трансфера технологии;
5. Прогноз пренебрежения правами на результаты интеллектуальной деятельности конкурента. Оценка риска нарушения мешающих охранных документов на выбранных рынках; и др.
Порядок проведения патентных исследований и форма предоставления полученных данных регламентированы законодательно в государственном стандарте.
Маркетинговые исследования проводятся для определения характеристик потенциального рынка и его участников. Они включают в себя анализ промышленного использования и других видов применения технологии, определение потенциальных партнеров, заинтересованных в приобретении прав на использование технологии или ее отдельных составляющих, выявление конкурентов, то есть маркетинговые исследования включают в себя и конкурентный анализ, который иногда выделяют в отдельную стадию оценки коммерческого потенциала технологии.
Маркетинговые исследования в рамках оценки коммерческого потенциала технологии направлены:
на выявление преимуществ технологии на целевых сегментах потенциального рынка как при ее трансфере, так и при производстве продуктов и/или оказании услуг на ее основе;
на определение того, для разработки каких продуктов (услуг) и в какой отрасли деятельности может быть использована технология;
на определение потенциальных выгод для потребителя продукта и/или партнера по производству, и/или лицензиата и, как следствие, определение потенциальных источников формирования прибыли;
на определение входных барьеров на целевые рынки;
на разработку вариантов стратегии продвижения технологии.
Конкурентный анализ в рамках маркетинговых исследований заключается в сравнении технологии с общемировыми научными, производственными и рыночными тенденциями и достижениями. В результате получают сведения, характеризующие исследуемую технологию с точки зрения конкурентных преимуществ, ее актуальности и новизны, а также позиции владельца технологии на рынке технологий и интеллектуальной собственности.
Оценка стоимости технологии – валоризация направлена на определение рыночной стоимости технологии как стоимости в случае наилучшего и наиболее эффективного использования. Оценка стоимости определяется с учетом хозяйственной ситуации, в ко- торой предполагается использование технологии. Для адекватной оценки стоимости на основе данных о динамике развития соответствующей области техники необходимо определить, как идентифицируется технология: стабильная, плодотворная или изменчивая. Трансфер технологий с юридической точки зрения является совокупностью коммерческих сделок по передаче прав. Стоимость передаваемых прав определяется как дисконтированная стоимость будущих доходов за счет применения технологии.
Поскольку будущие доходы зависят от сегмента, выход на который прогнозируется, здесь возникают задачи по оценке емкости каждого из выявленных сегментов и влияния применения технологии на доходность в этих сегментах. Оценка дисконтирования производится через определение шансов выхода в данный рыночный сегмент, необходимого для этого времени и финансовых ресурсов. Так как речь идет не о рутинном, а об инновационном бизнесе, то, в основном, эти оценки могут быть сделаны лишь как прогностические (вероятностные). Процедуры такого оценивания и саму оценку в западной терминологии называют валоризацией. Следует обратить внимание, что стоимость передаваемых прав зависит и от их объема, который и предопределяет рынки, на которых технология может применяться.
