Skip to main content
Logo

Экономика инновации ...

    • Қазақша ‎(kk)‎
    • Русский ‎(ru)‎
    • English ‎(en)‎
  • Log in
SYSTEMS.ENU Collapse Expand
PLATONUS.ENU DIRECTUM.ENU MAIL.ENU MY.ENU MOODLE.ENU MOOC.ENU
SYSTEMS.ENU Collapse Expand
PLATONUS.ENU DIRECTUM.ENU MAIL.ENU MY.ENU MOODLE.ENU MOOC.ENU
  1. Courses
  2. Дистанционное обучение
  3. Факультеты
  4. Экономический факультет
  5. Кафедра экономики и предпринимательства
  6. Экономика инновации (Рахметулина Ж.Б.)/2023-2024 учебный год
  7. 13 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЕЙ ИННОВАЦИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
  8. 13 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЕЙ ИННОВАЦИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
  • More

13 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЕЙ ИННОВАЦИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Completion requirements

·     Теоретические подходы к коммерциализации инноваций

·     Коммерциализация инноваций: общее и отличное с понятием «внедрение»

·     Коммерциализация инноваций и её формы

·     Коммерциализация инноваций и управление интеллектуальной собственностью как факторы инновационного развития национальной экономики

·     Экономическая сущность управления интеллектуальной собственностью в контексте коммерциализации инноваций

 

Теоретические подходы к коммерциализации инноваций

В последние десятилетия инновации стали играть значительную роль в развитии казахстанской и зарубежной экономики. Основным продуктом современной экономики становится интеллектуальный капитал. Для достижения устойчивого положительного результата необходимо получать экономическую выгоду от внедрения результатов интеллектуальной деятельности в производство. Другими словами, результат интеллектуальной деятельности необходимо коммерциализировать.

На современном этапе развития общественных отношений наука является особым инструментом экономического развития, конечным продуктом которого является результат интеллектуальной деятельности. Другими словами, интеллектуальный капитал становится основным продуктом современной экономики. В последние десятилетия роль инноваций существенно возрастает, они становятся основой экономического роста страны. Однако сейчас недостаточно просто создать новый продукт или новшество. Для достижения конечного положительного результата необходимо его распространение на рынке, то есть коммерциализация. Существует несколько трактовок понятия «коммерциализация», данных разными авторами: коммерциализация как «процесс, с помощью которого результаты НИОКР своевременно трансформируются в продукты и услуги на рынке»; коммерциализация инновационной идеи представляет получение дохода от ее продажи или использования в собственном производстве. Некоторые исследователи разделяют процесс коммерциализации на два направления: «использование интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности предприятия» и «коммерциализацию инновационного объекта посредством внедрения его в хозяйственный оборот, в результате чего будет получена прибыль, возмещающая затраты на научные исследования, результатом которого стал инновационный объект».

Коммерциализация инноваций — это процесс трансформации результатов научно-исследовательской деятельности, сохраняющих свою рыночную актуальность и востребованность в продукты и услуги на рынке с целью получения дохода от их продажи, либо самостоятельного использования.

Здесь также следует обратить внимание на некоторые отличия терминов «коммерциализация» и «инновационная деятельность». Основное состоит в том, что коммерциализация направлена на продвижение на рынок отдельных идей и охватывает деятельность только тех субъектов, которые непосредственно вовлечены в конкретный проект, а инновационная деятельность, помимо вышеперечисленного, подразумевает создание на государственном уровне структур, способствующих развитию инноваций. Второй особенностью является то, что инновационная деятельность включает в себя несколько составляющих: научно-техническую, организационную, финансовую, коммерческую, в то время как коммерциализация предполагает только получение экономической выгоды.

Рассмотрим черты, присущие процессу коммерциализации:

– высокая степень риска, которая обусловлена новизной выпускаемого товара, в связи с чем предсказать реакцию потенциальных покупателей достаточно сложно;

 – большой объем финансовых ресурсов на осуществление коммерциализации, что связано с вовлечением большого количества субъектов в данный процесс по мере приближения проекта к завершению; – длительный срок выхода на прибыльное производство, связанный с дополнительными затратами на поиск рынков сбыта и усовершенствованием товара (в случае необходимости). Понятно, что высокие риски данной деятельности связаны с тем, что на любом этапе проект может оказаться несостоятельным, то есть не способным к достижению поставленных целей. Несостоятельность проекта в данном случае — не свидетельство недобросовестности его исполнения, а особенность инновационной деятельности.

С целью коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) необходимо проводить их оценку по следующим основным характеристикам:

– практическая значимость разработки;

– инновационность;

– инвестиционная перспективность;

– рентабельность.

Основными проблемами, сопровождающими коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, считают следующие:

– несовершенство законодательства в области коммерциализации РИД;

– неэффективные организационно-экономические механизмы внедрения в хозяйственный оборот РИД;

– недостаток высококвалифицированных кадров;

– низкая заинтересованность авторов в реализации РИД.

Для решения вышеизложенных проблем необходимо обеспечить интеграцию государства, науки, образования и предприятий реальной экономики. Факторами, сдерживающими рост коммерциализации инноваций, являются:

– неопределенность выявления и выделения инноваций из информационного поля, сопровождающего инновационный процесс (в том числе объект, процесс, материал);

– трудности выработки научно-методических подходов к оценке инноваций с точки зрения их значимости для воспроизводства новых товаров, технологий, а также возможности дальнейшей коммерциализации;

– отсутствие единого методического подхода к выработке рекомендаций по закупке, продаже и использованию технологий, содержащих инновации;

– непроработанность механизмов сохранения конфиденциальности информации в области инноваций, в том числе возможностей коммерческого использования инноваций;

– обеспечение коммерческой заинтересованности авторов и предприятий в создании и продвижении инноваций;

– отсутствие действующей модели поддержки малого инновационного бизнеса со стороны банковского сектора.

Стоит отметить, что в последние годы произошли некоторые положительные изменения в области развития инновационных процессов. Появляются малые инновационные предприятия, выделяются гранты на развитие молодежного предпринимательства, развивается сеть технопарков и технополисов. Однако развитие инновационного предпринимательства в РК идет с большими трудностями из-за сложных механизмов государственного регулирования в данной области.

В последние годы большое внимание уделяется не только самим результатам интеллектуальной деятельности, но и их способности приносить экономическую выгоду, а для этого необходимо определить состав затрат на их коммерциализацию. В зарубежной практике для этих целей используют «Руководство по сбору и анализу данных по инновациям». У нас для учета затрат на коммерциализацию РИД принято использовать «котловой» метод учета, при котором затраты, связанные с коммерциализацией проекта, учитываются на различных счетах бухгалтерского учета — в составе общепроизводственных, общехозяйственных расходов, а также относятся к расходам текущего и будущих периодов. Как мы видим, в соответствующих статьях нет четкого критерия отнесения расходов на коммерциализацию РИД, неясен также ее состав.

В контексте вышеизложенного можно сформулировать основные направления развития процесса коммерциализации:

– совершенствование нормативной базы национальной инновационной системы;

– сохранение и развитие человеческого капитала;

– создание эффективных мер по поддержке инновационного предпринимательства;

– создание инновационных фондов как одной из форм финансовой поддержки национальной инновационной системы;

 – интеграция университетов, предприятий, научно-исследовательских центров.

На основе анализа зарубежного опыта коммерциализации результатов научно-технических разработок выявлены основные способы финансирования инновационной деятельности: рыночная, корпоративно-государственная, кластерная (сетевая), мезокорпоративная. При рыночной модели, которая получила распространение в США, Великобритании, Израиле, Австралии, источниками финансирования выступают венчурные предприятия и фонды. Также она характеризуется четко оформленной системой прав собственности. При корпоративно-государственной модели (Франция, Италия) ключевая роль отводится крупным компаниям, к которым относятся корпорации, банки, исследовательские институты. Значительное количество инновационных проектов выполняется в рамках государственно-частного партнерства. При кластерной (сетевой) модели, которая распространена в Германии, Швеции, Финляндии, Дании, субъекты инновационного предпринимательства (инвесторы, предприятия, научно-исследовательские институты, университеты) объединяются в отраслевые либо в территориальные кластеры, при этом государство выполняет стимулирующую функцию в их объединении.

При использовании мезокорпоративной модели (Сингапур, Корея, Япония, Китай) субъекты инновационной деятельности сливаются в крупные многоотраслевые концерны, состоящие из множества разнопрофильных компаний. Полный инновационный цикл выполняется внутри мезокорпораций и направлен на быстрое вовлечение технологических разработок в производство. Основными условиями эффективного функционирования мезокорпоративной модели является наличие устойчивой финансовой системы, высокий уровень инновационной культуры, наличие высококвалифицированных кадров. Таким образом, государство при определении целей развития национальной экономики в значительной степени влияет на формирование моделей коммерциализации результатов научно-технических разработок.

Общей тенденцией, характерной для систем коммерциализации большинства развитых стран, является значительная финансовая и юридическая поддержка со стороны государства. Особенно она важна и значительна на начальном этапе инновационной деятельности, когда риск невыполнения проекта достаточно велик. Другими словами, на первых фазах инновационного цикла в этих странах значительна роль государственного финансирования, а на последующих стадиях активно подключается частный капитал, что обеспечивает высокие результаты внедрения инноваций.

Рассматривая процесс коммерциализации инноваций, нельзя не упомянуть об особенностях двух методов — вертикального и горизонтального. При вертикальном методе продвижения весь инновационный цикл сосредоточен в рамках одной организации и основан на передаче достигнутых научноисследовательских результатов на стадию производства. Такая форма внедрения, характерная для большинства крупных казахстанских предприятий, сложилась исторически. Следует обратить внимание, что при данной форме продвижения научно-технического продукта существуют две особенности. Первая заключается в том, что рассматриваемая организация представляет собой предприятие полного цикла — от исследований до выпуска готового продукта. Вторая особенность состоит в том, что производство специализируется на выпуске однородной продукции, не содержащей разнородных составных частей (например, продукции фармакологической или химической отраслей). При горизонтальном методе продвижения на ведущем предприятии сконцентрированы научно-исследовательские и организационные функции, а производственный и маркетинговый функционал распределен между участниками. При этом способе необходимым инструментом продвижения инноваций является технологический трансфер — форма передачи научно-технических знаний и опыта с целью оказания консультационных услуг, выпуска продукции, применения технологических процессов. Передача научно-технической продукции осуществляется в центрах трансфера технологий, создаваемых на базе предприятия-разработчика.

Следует учесть одну важную особенность трансфера. Эффективность реализации разработки не оценивается через трансфер технологий, а является лишь инструментом достижения этой цели. В условиях невостребованности многих казахстанских разработок часть из них с помощью трансфера можно использовать как средство для создания совместных проектов, а также для передачи их зарубежным партнерам. Процессы глобализации и информатизации делают возможным реализацию международного сотрудничества на базе международного трансфера технологий, что безусловно, является одним из факторов развития экономики страны. Другими формами коммерциализации разработок являются:

– технопарки;

– бизнес-инкубаторы;

 – малые инновационные формы.

При этом создание малых инновационных форм возможно в следующих видах:

– создание малого инновационного предприятия с участием научно-исследовательской организации;

-создание отдельного предприятия без участия научно-исследовательской организации;

– создание совместного предприятия.

Рассмотрим более детально некоторые подходы к коммерциализации результатов инновационных исследований:

– проведение научных исследований по заказу производственных компаний;

– создание совместных лабораторий;

– продажа и частичная передача прав на использование результатов научных исследований.

Рассмотрим их более детально и укажем на их преимущества и недостатки. При проведении научных исследований по заказу производственных компаний объект-разработка становится собственностью заказчика. При этом авторы объекта лишены возможности получать долгосрочный коммерческий эффект от результатов интеллектуальной деятельности. Преимуществом данной формы является гарантированность финансирования и высокая заинтересованность заказчика в коммерциализации результата НИОКР. Для получения прибыли от реализации результатов научных исследований при создании совместных лабораторий предполагается совместная работа нескольких участников и создание нового хозяйствующего субъекта. При этом в состав лаборатории входят: научно-исследовательский центр, предприятие, заинтересованное в использовании результатов инновационных разработок, центр прикладных научных исследований, в некоторых случаях — государственный фонд. Преимуществом данного подхода является взаимная дополняемость всех участников процесса, при которой партнеры могут реализовать полный цикл коммерциализации, при этом научные подразделения получают доступ к источникам финансирования, предприятия — доступ к последним научным достижениям в интересующих областях, что повышает их конкурентоспособность на рынке. При регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности у научной организации появляется возможность получения платы за использование третьими лицами (хозяйствующими субъектами) объектов интеллектуальной собственности, разработчиком и собственником которых она является. В этом случае возможна полная, или частичная передача прав.

Зарубежный опыт коммерциализации научных разработок предполагает следующие модели взаимодействия научной организации и спонсоров: научная организация обладает правами на интеллектуальную собственность, содержащуюся в результатах исследований:

–на которые он безвозмездно передает спонсору неисключительную лицензию на использование результатов в определенной торгово-промышленной деятельности и/ или территории;

–на которые она передает спонсору лицензию на использование результатов в определенной торгово-промышленной деятельности и/или территории. При этом спонсор получает право претендовать на получение исключительной лицензии на часть результатов;

–на которые она передает спонсору лицензию на использование результатов в определенной торгово-промышленной деятельности и/или территории. При этом спонсор получает право претендовать на приобретение интеллектуальной собственности;

– но эти права научная организация вправе использовать только для академических целей на определенных условиях (включая публикацию научных статей), при этом должен быть соблюден режим сохранения конфиденциальной информации для спонсора и возможность оформления спонсором патента на полученные результаты;

–принадлежат спонсору, и научная организация не имеет прав на публикацию полученных результатов.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что коммерциализация научно-технических разработок представляет собой достаточно сложный процесс, предполагающий разработку и проведение подготовительных мероприятий научно-технической, финансово-экономической и маркетинговой направленности, а также оценку потенциальных рисков проекта.

В настоящее время в условиях повышенной конкуренции, формирование условий для успешного протекания процессов инновационных разработок и их последующего внедрения в реальный сектор экономики является приоритетом любого государства. При этом внедрение и эффективное управление процессом коммерциализации разработок открывает дополнительные перспективы как для организации разработчика, так и для государства в целом.

 

Коммерциализация инноваций: общее и отличное с понятием «внедрение»

Сегодня коммерциализация – это, в первую очередь, построение бизнеса, основанного на результатах научных исследований и разработок путем вывода инновации на рынок, в котором, как правило, участвуют и сами авторы технологий.

В контексте инновационного развития современных предприятий РК этот процесс является определяющим, и от правильного подхода к коммерциалзации напрямую зависит конкурентоспособность всей экономики страны на мировом рынке.

Однако эффективное продвижение инноваций в РК до сих пор остается одной из основных проблем экономики. Причинами этого является целый ряд факторов, такие как непонимание отличия коммерциализации от процесса внедрения инновации, неясность структуры самого процесса и вида товара, который может быть предъявлен рынку, и др.

Прежде всего необходимо указать на отличия понятий «коммерциализация» и «внедрение». В плановой экономике такого понятия, как коммерциализация, не существовало, употреблялось понятие «внедрение». Оно имело «силовой» характер и обозначало мероприятия, направленные на то, чтобы заставить производителя использовать результаты научных разработок. Выступая в качестве субъекта, ставящего такую цель перед предприятием, государство брало на себя и финансовую ответственность за результаты процесса.

В отличие от внедрения «коммерциализация базируется на получении коммерческой выгоды всеми участниками инновационного процесса – исследователями, производителями, инвесторами». Для того чтобы это условие было реализовано, должен быть представлен конкурентоспособный, рыночно востребованный товар. Однако товар – инновация – имеет определенные особенности.

 

Таблица 1. Товарная форма инновации

Анализ работ ведущих ученых показывает, что однозначного понимания содержания и структуры процесса коммерциализации в работах ученых и практиков не существует. Наиболее развитым является представление о коммерциализации как части процесса разработки инновации, который начинается только после того, как инновация

прошла разработку и требуется ее вывод на рынок.

Рассмотрим особенности товара и процесса инновации. Особенностью инновации как товара является то, что результат разработки может быть основным и сопутствующим, например, новый тип двигателя –оборудование для заправки, оружие – боеприпасы, станки – инструменты.

Кроме того, физическое воплощение товара – его товарная форма – на разных стадиях разработки, реализации и использования также может быть различным (только идея, патент, полезная модель, опытный образец, проектная документация, технология, изделие, услуга) (табл. 1).

 

Коммерциализация инноваций и её формы

Особенностью коммерциализации являются продолжающиеся дискуссии о необходимости и целесообразности самой коммерциализации в инновационной сфере. Способность управлять процессами использования ресурсов, приобретать навыки формирует компетенции компании, которые и создают долгосрочное конкурентное преимущество (рисунок 1).

О.Малыгина развивает понятие «ключевые компетенции компании», которое отражает не только конкретные знания или навыки, но и разновидности материальных активов или основных средств, имеющихся «на балансе» организации.

Рисунок 1 – Модель создания ценности, основанная на нематериальных активах

 

Формирование конкурентного преимущества данного порядка связано с коренными изменениями в деятельности самого хозяйствующего субъекта и со стратегическими факторами, определяющими позиции в конкурентной борьбе.

К конкурентным преимуществам наивысшего порядка относят запатентованную технологию, дифференциацию на базе уникальных товаров и услуг. Конкурентное преимущество хозяйствующего субъекта должно быть основано на инновациях.

Данный факт был определяющим для Японии, которая смогла приспособиться к происходящим изменениям в самом механизме инновационного процесса, которые сформировались в концепции нового видения достижения конкурентоспособности на рынке.

Огромное значение приобретают координирование внешних источников знаний и соединение их с внутренними усилиями исполнителей промышленных исследований и разработок. Очень сложно построить эффективное инновационное производство, только

увеличивая единицы инфраструктуры или направляя финансовые средства в сектор науки.

Можно разделить мнение о том, что в стране становлению инновационных конкурентных преимуществ предпринимательства препятствует ограниченность возможности коммерциализации инноваций вследствие отсутствия механизма передачи технологий из государственного сектора в коммерческий и неразвитости эффективных элементов инновационной инфраструктуры.

По мнению Ю. Князева, чаще всего, когда говорят об экономике знаний, имеют в виду не знания вообще, а именно знания. Если речь идет только о них, то как их создание, так и потребление существенно отличаются от знаний в целом и тем более от всего массива информации.

Необходимость перехода РК на инновационную модель не подлежит сомнениям.

Высокая доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП наблюдается в следующих странах – Израиль (4,38% к ВВП), Южная Корея (4,03%), Финляндия (3,78%), Япония (3,39%).

Производство знаний под силу часто только государственному финансированию, от которого, прежде всего, зависят развитие фундаментальных исследований и их результативность.

Производство продукции становится преимущественно инновационным, непосредственно зависящим от производства знаний. Исследовательский труд играет определяющую роль не только в развитии производственной сферы, но и во всех других областях жизнедеятельности человека и общества.

Коммерциализацию отражает процесс доведения новаторских продуктов до потребителей.

Рассмотрим классификацию участников коммерциализации инноваций (рисунок 2).

Одной из главных причин, сдерживающих эффективную коммерциализацию инновационной продукции, является несовершенство законодательной базы, определяющей правовые основы формирования, защиты и использования объектов и интеллектуальной собственности.

Таким образом, мы приходим к выводу, что особенности процессов коммерциализации научных коллективов заключаются в наращивании их конкурентных рыночных преимуществ.

Другой особенностью проблемы коммерциализации выступают продолжающиеся дискуссии о необходимости и целесообразности самой коммерциализации в научной сфере.

Конкурентное преимущество хозяйствующего субъекта должно быть основано на инновациях. Некоторые исследователи рассматривают коммерциализацию как этап инновационного процесса.

Так, А.А.Трифилова в инновационном процессе выделяет следующие основные фазы и стадии:

·       научно-исследовательские работы;

·       опытно-конструкторские работы;

·       коммерциализация и производство;

·       продажа товара, а также лицензий и патентов;

·       завершение инновации.

 

Рисунок 2 – Классификация участников коммерциализации инноваций

 

Исследователь в меньшей степени связывает процесс коммерциализации с жизненным циклом товара.

Процесс инвестирования в перспективные научные разработки носит название коммерциализации технологий.

Однако в силу оторванности науки от бизнеса развитие технологий в РК происходит во многом без учета конкретных потребностей рынка и производства.

К сожалению, на сегодняшний день не так много примеров успешной коммерциализации технологий, что объясняется отсутствием механизмов функционирования современного рынка интеллектуальной собственности.

Схема взаимодействия институтов, организаций, предприятий и компаний при коммерциализации инноваций рассмотрена на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 – Схема взаимодействия институтов, организаций при коммерциализации наукоемкого сектора

 

В системе коммерциализации научных разработок в Европе для реализации связей между наукой и бизнесом находят применение посреднические институты.

Среди первых посреднических организаций, которые выполняли связующую роль между университетами и индустрией, были коллективные центры исследований. Эти центры были созданы в большинстве европейскихстран для стимулирования технологического развития компаний через коллективные исследования.

Сегодня коллективные центры исследований проводят прикладные технологические исследования для целой индустрии. Эта деятельность позволяет им развивать абсорбционные способности для распознавания меняющихся в университетах технологических и научных парадигм.

Коллективные центры исследований – организации частного сектора, функционирующие на некоммерческой основе. Они действуют на республиканском и региональном уровнях и пользуются государственной поддержкой как из госбюджета, так и/или из региональных средств.

В Австрии на этапе исследований связующим звеном между наукой и бизнесом являются центры компетенций «Kplus» – независимые юридические лица, обеспечивающие предприятиям возможность работать с различными исследовательскими институтами в рамках совместных исследовательских проектов. Это одна из моделей трансферта технологий в Европе, предусматривающая использование посредников.

Другая модель предполагает эксплуатацию посреднических институтов на этапе конкурентных исследований (этап разработок) между исследовательским институтом и предприятием (Steinbeis Transfer Center (Германия), the Innovation Relay Center (Нидерланды), Teknopol (Швеция)).

Деятельность таких центров включает в себя:

·       регистрацию и оценку технологии на возможность ее коммерческой реализации;

·       поиск партнеров в университетах для разработки определенной технологии или выполнения заказных исследований для предприятий;

·       поддержку спин-офф-компаний исследовательских институтов.

Система трансферта технологий в Великобритании ориентирована на деятельность региональных технологических центров (Regional Technology Centers), которые способствуют трансферту технологий между университетами и промышленностью, предлагают консультации и содействуют доступу к технологическим программам. Данные центры фокусируются на малых и средних предприятиях своего региона и на более чем 200 офисах по связям с бизнесом (Business Link office), которые предлагают услуги по инновационной поддержке и консультациям для местного бизнеса.

Для развития национальной системы коммерциализации научных разработок важное значение имеют отношения между представителями индустрии и науки.

Формальный трансферт кодифицированных знаний является следствием неформальных отношений.

Соответственно, в первую очередь необходимо развивать неформальные каналы (информационный канал, канал человеческих ресурсов, канал научно- исследовательских проектов и консалтинга), которые могут быть развиты на базе НЦНТИ (информирование индустриального сектора через публикации, конференции и другие мероприятия) и КИРИ (технологическая диагностика нужд предприятий, организация технологических консультаций и обучение сотрудников предприятий представителями научного сектора).

Коммерциализация результатов научных исследований и разработок представляет собой «сердцевину» инновационной системы.

Mayer и Blaas считают, что стратегия формирования и развития национальной системы коммерциализации научных разработок должна предусматривать следующие направления развития:

·       расширение и усиление сетевого взаимодействия для улучшения координации и кооперации между институтами;

·       систематическую инициацию технологических консультаций;

·       оценку научно-исследовательских институтов на предмет доступности бизнес-сектору и их технологической ориентации;

·       совершенствование менеджмента трансферта технологий как области деятельности, так и профессии.

Предложения по формированию системы коммерциализации научных разработок предполагают развитие системы в четырех направлениях:

·       ориентация научных организаций на технологические нужды бизнеса;

·       усиление сетевой кооперации предприятий и научных организаций в сфере научных исследований и трансферта технологий для роста абсорбционного потенциала фирм;

·       развитие венчурного капитала для формирования и становления стартап-компаний, основанных на научных знаниях;

·       совершенствование менеджмента трансферта технологий как области деятельности, так и профессии.

Рисунок 4 – Модель формирования и развития национальной системы коммерциализации на основе концепции передачи знаний

 

Предлагается модель формирования и развития национальной системы коммерциализации научных разработок на основе концепции трансферта знаний (рисунок 4), в которой предусматривается реализация направлений формирования и развития макросистемы коммерциализации научных разработок.

Мониторинг и оценка деятельности научных организаций могут осуществляться путем изменения критериев оценки научных организаций и лицензирования вузов, которые ориентированы на конкретные сделки по коммерциализации.

Таким образом, процесс коммерциализации включает в себя распределение прав на будущую интеллектуальную собственность, управление проектомкоммерциализации, сопровождение инновационного продукта и его дальнейшую модификацию.

Понятие «экономика, основанная на знаниях», или «интеллектуальная экономика», отражает интеллектуальную собственность как главный источник и ключевой фактор устойчивого развития материального и нематериального производства, экономического развития.

Признаками интеллектуальной экономики, или признаками «нового социального устройства», выступают:

·       замещение труда знаниями;

·       опережающее развитие живого знания по сравнению с овеществленным;

·       «социализация» труда;

·       формирование новых приоритетов личности и социума.

Интеллектуальная собственность является фактором роста национального благосостояния общества. Благодаря интеллектуальной собственности ускоренными темпами происходит общественное развитие, создаются новые духовные и материальные ценности.

Формы коммерциализации инноваций

Комбинированной формой коммерциализации инноваций стала переуступка части прав на инновацию, наиболее известные формы которой – продажа лицензий, франчайзинг, передача ноу-хау (секретов производства). При этом наибольшие риски для организации-комерциализатора связаны с передачей секторов производства.

Продажа лицензии лишает организацию-комерциализатор права использовать инновацию (оформленную патентом или в форме ноу-хау), в течение срока действия лицензии это право имеет только лицензиат. Исключительная лицензия («никто, кроме Вас») ограничивает число лицензиатов одним, самостоятельное использование лизензиаром недопустимо, также недопустимо выдавать лицензию другим лицам, а неисключительная лицензия предполагает сохранение за лицензиаром этого права.

Полная лицензия — лицензия, которая предоставляет лицензиату исключительное право на использование патента или ноу хау в течение срока действия соглашения и отказ лицензиара от самостоятельного использования предмета лицензии в течение этого срок.

Особенность: в случае предоставления исключительной лицензии:

а) лишает права лицензиара предоставлять лицензии другим лицам;

б) не лишает права лицензиата (если иное не предусмотрено в самом ЛД) заключать сублицензионные договоры.

Проблема в том, что на одной территории может одновременно использоваться лицензионный результат несколькими категориями субъектов, но на условиях неисключительной лицензии, ранее выданной, например. Права использования результата инновационной деятельности, созданного по заказу, по договору, служебного результата, государственному контракту также регулируются соответствующими статьями Гражданского Кодекса РК.

Таким образом, передача прав (полностью или частично на инновацию) требуют юридического оформления, учета сопутствующих проблем, иначе не даст ожидаемого контрагентами результата.

Переуступка части прав собственности на использование инновации может осуществляться в виде лицензирования, инжиниринга, лизинга и франчайзинга. Лизинг в данном аспекте понимаем, как передачу инновационной продукции (средств производства) при сохранении на неё прав собственности, как это предусмотрено Законом.

Инжиниринг (калька с английского – engineering) – следует понимать инженерно-технические услуги консультационного характера в части внедрения, эксплуатации и использования инновационной продукции. Наиболее распространено понимание такого инжиниринга как комплексного, в отличии от строительного инжиниринга, от проектного управления, с которым его зачастую отождествляют. Виды инноваций при этом – продуктовые и процессные.

Франчайзинг не следует ограничивать определением как способ организации сотрудничества с правом использования продуктовой инновации, это, по нашему мнению, возможность создавать новые рынки товаров и услуг (рыночные инновации), изменять состав и содержание процессов управления (управленческие инновации). Используются права на средства индивидуализации, права на секреты производства (ноу-хау), прав на средства индивидуализации (товарный знак, фирменное наименование).

Полная передача прав требования (в форме отчуждения прав, продажи прав) целесообразна при несоответствии инновации стратегии развития организации, невозможности или экономической, технической, рыночной целесообразности осуществлять коммерциализацию самостоятельно.

Принятие решения о форме коммерциализации, как показало изучение литературы по проблеме и практики, зависит от многих факторов, по нашему мнению, на первом месте – согласованность со стратегией развития и возможность привлечения источников финансирования в достаточном объёме и на приемлемых условиях.

Наиболее существенные факторы, определяющие форму коммерциализации) приведены в табл.2.

Проблема эффективности процесса коммерциализации не теряет своей важности, актуальности. Реальный экономический эффект не считается существенным, не достигает ожидаемых показателей. Препятствия возникают уже на этапе фактической реализации (получения новшества и оформления прав на него), поиска инвесторов или субъектов инновационной деятельности, например, внешних предприятий-комерциализаторов, продвижении на рынок.

Корректно проведенный анализ инновационных проектов позволяет выделить среди них имеющие высокий потенциал реализации. Именно такие проекты должны получать государственную поддержку. Перспективность и практическая значимость проектов могут ограничиваться как организационными, так и финансовыми проблемами.

Рассмотрим две основные группы мер по обеспечению процесса коммерциализации инноваций: финансовые и организационные (табл. 3).

По первому направлению (финансового обеспечения коммерциализации инноваций) создается механизм государственной финансовой поддержки НИОКР, меры поддержки национальных производственных инноваций; инструменты государственного стимулирование частных инвестиций (налоговые льготы, госзаказы на НИОКР стратегически важной продукции); предусматриваются инструменты государственного кредитования на возвратной основе, льготы по процентным ставкам, гранты; усиление профессионализации трансферта трехногий, в том числе переход от НИИ к промышленности; в РК и её регионах созданы программы поддержки развития национальных брендов; сформированы правовые основы софинансирования инициатив компаний, облегчающих процесс патентования и коммерциализации через систему лицензирования; предусмотрены льготы по налогообложению инноваций по разным этапам их разработки и коммерциализации; разрабатывается инструментарий эффективного отбора высокорентабельных результатов для коммерциализации.

 В РК неоднозначны возможности финансирования инноваций через венчурные фонды, законодательство по инновационной деятельности недостаточно совершенно.

 

 

 

Таблица 3 Обеспечение процесса коммерциализации инноваций

Второе направление (организационное обеспечение коммерциализации инноваций) государственная поддержка обмена квалифицированным персоналом; разработка механизма инновационных посредников между государственными НИОКР, академическими исследованиями и частным бизнесом.

Сложный механизм коммерциализации инноваций требует значительной поддержки со стороны государственной власти.

Жизненный цикл инновации имеет общепризнанную структуру, включает фундаментальные исследования (этап 1), прикладные исследования (этап 2), опытно-конструкторские работы (этап 3), внедрение на рынок (этап 4), рост производства и переход к серийному производству (этап 5), зрелость, сочетающуюся с насыщением рынка (этап 6) и спад (этап 7).

Соответственно при оценке целесообразности и готовности к коммерциализации инновации требуется пройти этапы: анализ фундаментальных исследований; прикладных исследований, анализ маркетинговых исследований, анализ результатов внедрения инновации на рынок.

Представляется перспективным уже с проведения фундаментальных исследований рассматривать перспективность коммерциализации. Это предполагает следующие работы: выполнение технологического аудита инвестиционного проекта, исследование рисков, оценку перспективности проекта и эффективности коммерциализуемости инновации. Состав работ по каждому этапу (от фундаментальных исследований до анализа внедрения на рынок), различается по достоверности информации и методам.

Так при оценке рисков на первых трех этапах определяют их причины их возникновения, последствия наступления, размер причиняемого ущерба, затраты на предотвращение, возможность наступления. Принятие инновационного проекта к реализации потребует разработки мероприятий по управлению рисками, например, на основе методологии управленческих опционов, или иной. Реализация инновационного проекта (на этапе 4) может потребовать его доработки, уточнения, актуализации управления рисками проекта, при этом формирует статистические данные по рискам. В международной практике для исследования рисков применяют методики STAR и методику IRI, не противоречащие друг другу, однако не всегда приемлемые для российской практики, не формирующие инструментарий управления рисками.

В теории известна матрица анализа перспективности и коммерциализуемости, на основании которой выбирается форма, в которой целесообразно использовать инновацию: самостоятельно (действующими или новыми подразделениями предприятия-инициатора), совместно с соинвесторами или полностью передать внешним участникам рынка. Эти решения принимаются на этапах 3 и 4.

Содержание маркетинговых исследований по этапам также различно. Это исследование рынка сбыта создаваемой продукции или технологии, выявление характеристик потребителей продуктовых или процессных инноваций, оценка соответствия предполагаемых и реальных цен на продукцию, качество работы каналов сбыта, другие аспекты.

Итоговая оценка перспектив применения конкретных форм коммерциализации инноваций, по нашему мнению, должна базироваться на оценке прироста стоимости бизнеса для каждой из доступных форм.

Для оценки инновационного проекта в целях обоснования форм коммерциализации требуется анализ всех основных элементов реализации проекта, таких как финансово-экономические показатели, нормативы, обеспеченность ресурсами, соответствие стратегии организации, степень риска и долговечность идеи. Следует отметить, что приведенный перечень не является универсальным и в зависимости от целей и направления конкретного инновационного проекта может быть расширен. Каждое предприятие может использовать те критерии оценки проектов, которые считает для себя наиболее существенными и значимыми.

Оценивая инвестиции в различные проекты, следует учитывать особенности, проявляющиеся в сферах производства и потребления. В соответствии с вышеизложенным, для оценки эффективности инновационных проектов предлагается использовать комплексный подход, позволяющий наряду с расчетом экономического эффекта от реализации инновационных проектов учитывать и другие виды эффектов.

Использование комплексной методики оценки экономической эффективности инновационных проектов имеет следующие особенности: учет социального, бюджетного и экономического эффекта; методы учета рисков проектов; определение нормы дисконта; оценка влияния проекта на стоимость бизнеса; проведение оценки эффективности по разным критериям; рейтинговая оценка проекта.

Оценивать эффективность предлагается поэтапно (рисунок 5).

Рисунок 5- Схема оценки эффективности инновационных проектов

 

Начнем с расчета социальной эффективности проекта.

Результаты оценки социальной эффективности могут служить доказательством того, что инвестиции нацелены на повышение качества жизни населения, а не носят исключительно имиджевый характер.

Как правило, положительные эффекты, возникающие в ходе реализации проекта, рассматриваются как дополнительные показатели инвестиционной привлекательности и учитываются при принятии окончательного решения. Однако в настоящее время процедура оценки данных результатов осуществляется, как правило, при помощи экспертизы, т.е. носит субъективный характер.

Поэтому наиболее рациональным решением является применение указанных эффектов к общей системе количественной оценки в форме стоимостного выражения социального и других эффектов. Эти показатели могут группироваться по соответствию приоритетам развития региона, принадлежности к виду деятельности (отраслевой принадлежности), влиянию на жизнь населения (рост занятости, снижение цен, рост качества услуг). При этом учитывают и финансовое обеспечение проекта, и сроки его реализации

Бюджетная эффективность инновационного проекта рассчитывается также, как для любого инвестиционного, однако, в составе учитываемых притоков и оттоков средств более широко отражены льготы, субсидии, гранты, льготные платежи по процентам, особые условия финансирования, иные формы государственной поддержки. Для каждого уровня бюджета расчёты проводятся раздельно.

Основные показатели оценки бюджетного эффекта – чистый доход бюджета за срок реализации проекта, чистый дисконтированный доход бюджета, а также индекс доходности гарантий (или иных форм финансовой поддержки) .

В свою очередь, организаторы проекта могут рассчитывать на предоставление налоговых льгот (изъятий, скидок, освобождений), что существенно поможет снизить расходы.

После рассмотрения социальной и бюджетной эффективности проекта, проведем расчет самой значимой, с доходной точки зрения, коммерческой эффективности инновационного проекта. Коммерческая эффективность в сущности и покажет прирост стоимости бизнеса для предприятия-реципиента.

Особенность оценки проекта, в основе которого инновация, формирование экономического эффекта, а не только коммерческого. Этот эффект возникает в смежных предприятиях, производствах, увеличению объема работ и услуг на территории, приводит к увеличению доходов бюджета, формируемых за счет увеличения налогооблагаемой базы в регионе.

 

Коммерциализация инноваций и управление интеллектуальной собственностью как факторы инновационного развития национальной экономики

Зачастую термины «инновация» и «нововведения» по смыслу рассматриваются как синонимы. В виде процесса инновация (нововведение) трактуется как «наука – производство – потребление».

Касательно сущности инноваций имеют место разногласия отечественных и зарубежных ученых. Общее понятие инноваций либо нововведения заключается в изменениях (кардинальных или частичных), новизне и применимости. Подобное определение отражено и в международных документах («Руководство Фраскати», а также «Руководство Осло» и т.д.), где конечным результатом инновационной деятельности определяется инновация.

Как отмечает Н.А. Краснова, инновация – это в основном экономическая категория. В подобном виде инновация включает в себя преимущественно общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения разработки и развития нововведений.

Отдельные ученые считают, что независимо от широкого употребления термин «инновация» не имеет точного содержания. В большинстве случаев под инновацией подразумеваются повторение и реализация чужих идей.

Сущность инноваций может выражаться в виде изменения, процесса, результата и конкурентного продукта (рисунок 6).

Рисунок 6 – Сущность инноваций

Таким образом, инновации – это и есть результат успешного внедрения и развития нововведения.

Н.В. Смородинская рассматривает эволюцию моделей инновационного процесса, в основе которого лежит изменение самого способа создания инновации (рисунок 7).

Рисунок 7 – Эволюция моделей инновационного процесса

 

В современных условиях инновации зарождаются в определенной сетевой среде, основанной на горизонтальных связях юридически независимых участников.

В качестве критериев успешной инновационной системы можно выделить:

1) нацеленность на коммерциализацию инноваций;

2) превращение идеи в сделку: во входной поток идей, разработок и компетенций членов команд, в конвертацию их в активы, продажу активов;

3) наличие специалистов, обеспечивающих неразрывность процесса коммерциализации инноваций.

Инновационному скачку в значительной мере способствует развитие целостной национальной инновационной системы.

Концепция национальных инновационных систем (НИС) разрабатывалась Б.Лундваллом, К. Фриманом, Р. Нельсоном. Однако единый понятийный аппарат и методология формирования НИС пока еще не разработаны.

Обобщая теоретические подходы как зарубежных, так и отечественных исследователей, отметим черты, которые присущи содержанию и функциям национальной инновационной системы.

1. НИС призвана обеспечивать целостность и непрерывность создания инноваций согласно их жизненным циклам: от генерации идей, фундаментальных и прикладных исследований до проведения опытно-конструкторских разработок, коммерциализации и промышленного освоения.

2. Каждая стадия инновационного процесса обеспечивается соответствующим базовым элементом (институтом) инновационной инфраструктуры.

3. Необходимо развитие конкурентной среды для бизнеса и корпораций, которая является движущей силой инновационного процесса.

4. Требуется наличие национальной инновационной политики государства, направленной на реализацию стратегически значимых секторов экономики посредством применения соответствующих законодательных, административных и экономических инструментов.

5. Необходимо наличие управленческой структуры, обеспечивающей реализацию национальной инновационной политики и координацию деятельности элементов национальной инновационной системы.

6. Требуется присутствие научно-образовательной системы генерации и распространения новых знаний, центром которой являются университеты в кооперации с НИИ.

Под национальной инновационной системой следует понимать совокупность субъектов и институтов, интегрированных в рамках отдельного государства для обеспечения целостности и непрерывности процесса создания и распространения инноваций в целях достижения устойчивого социально-экономического развития.

Концепция НИС допускает разные способы организации взаимодействия элементов в системе «государство – наука – бизнес»:

- государство может полностью контролировать университеты и промышленность;

- возможна организация взаимосвязей на принципах «laissez-faire» (невмешательства), при котором не происходит пересечение сфер влияния трех основных участников.

Национальные инновационные системы формируются и развиваются под влиянием ряда объективных для любой страны факторов.

В условиях глобализации важным элементом инновационного развития становится межстрановый трансферт (передача) технологии.

Социально-экономические факторы обусловливают ряд особенностей складывающейся модели инновационной системы РК (таблица 4).

 

Таблица 4 – Модели НИС развитых стран и России

 

В настоящее время в литературе используют многообразные определения терминов «информационная экономика», «инновационная экономика», «постиндустриальная экономика», «новая экономика», «экономика знаний», «сетевая экономика».

Обобщая литературу, полагаем, что «информационная экономика», «постиндустриальная экономика», «новая экономика», «экономика знаний» и «наукоемкая экономика» – синонимы. Они характеризуют трансформационные процессы в экономике, в основе которых производство высокотехнологичных продуктов, преимущественно основанное на использовании новых научных идей, изобретений, открытий, инновационных технологий.

Единственный терминологический нюанс, полагаем, можно отметить в понятиях «инновационная экономика» и «наукоемкая экономика».

Основная цель экономки – удовлетворение растущих потребностей общества на современном этапе в условиях глобализации при формировании новых знаний и наукоемкой экономики.

Общие тенденции в экономиках развитых государств мира:

- в сфере материального производства складываются отрасли, использующие современные технологии: новые материалы, робототехнику, альтернативные источники энергии;

- имущественные отношения в большей степени трансформируются в смешанные акционерные формы, где сочетаются в разных формах частный, государственный и коллективный капитал;

- хозяйственные связи между агентами производства, распределения, обмена и потребления все больше осуществляются посредством информационно-компьютерных связей и сети Интернет. Об этом свидетельствуют процессы бурного развития электронного банкинга, интернет-магазинов и других хозяйственно-информационных трансакций во всех социально-экономических сферах жизни людей;

- государственная политика большинства развитых стран направлена на дальнейшее развитие национальной инновационной системы, призванной генерировать новые знания и передавать их в экономику на постоянной основе;

- движущей силой хозяйственного механизма наукоемкой экономики остается конкуренция инновационного бизнеса, стимулируемая соответствующими государственными мерами.

Создание и развитие инноваций превращаются в непрерывный воспроизводственный процесс, реализуемый эффективно функционирующей национальной инновационной системой.

Ядром национальных инновационных систем являются ведущие университеты, которые способствуют развитию наукоемких производств, а также оказывают высокотехнологичные услуги.

В настоящее время осуществляется переход на новый уровень использования научно-технических достижений.

В развитых странах активно проводится технологическая модернизация, позволяющая отразить высокое экономическое положение в мировом рейтинге.

При создании и использовании высокотехнологичных производств главной задачей является разработка таких технологий, которые имели бы более низкую стоимость при увеличении или хотя бы сохранении качественных характеристик в соответствии с международными стандартами.

Очевидно, что создание собственных инновационных разработок становится более выгодным, чем использование франчайзинга.

Таким образом, акцент необходимо делать на внедрении результатов исследований в бизнес, на готовности отечественных бизнес-структур к внедрению в свои процессы инноваций и научных достижений. В качестве основного проявления научной деятельности в организациях можно рассматривать их инновационный уровень.

 

Экономическая сущность управления интеллектуальной собственностью                            в контексте коммерциализации инноваций

Интеллектуальная собственность способствует общественному и научно- техническому прогрессу. Ключевым фактором экономического развития становятся информация и знания.

НТР ознаменовала переход от индустриального к интеллектуальному способу развития. Интеллектуальная парадигма охватывает все сферы и отрасли индустриальной экономики, изменяя содержание, масштаб и динамику развития. В рамках новой интеллектуальной парадигмы формируются наукоемкие технологии, компьютерные технологии и телекоммуникационные связи. Мировыми лидерами в финансировании научных исследований и разработок новых технологий и технических средств их реализации являются США –более 300 млрд долл.; страны ЕС – около 240; Китай – более 135 и Япония –130 млрд долл. По наукоемкости ВВП (отношение объема финансирования НИОКР к валовому внутреннему продукту) в 2014 г. лидируют Швеция – 3,7% и Финляндия – 3,6%, США выделяют 2,9%, Германия – 2,7, Россия – 1,4 %.

Для удержания своих позиций на мировом рынке многие страны увеличивают расходы на НИОКР и обеспечение правовой охраны создаваемой интеллектуальной собственности. Минимальный размер расходов на научные исследования и разработки должен составлять 2,2-2,5% ВВП.

Интеллектуальная собственность выступает фактором экономического роста в качестве института организационно-правовой инфраструктуры привлечения инвестиций в исследования и разработки. Для внедрения новых технологий в бизнес они должны быть защищены патентами, обеспечивающими конкурентные преимущества за счет временной монополии.

К механизмам рынка интеллектуальных продуктов относятся:

·       продажа лицензий;

·       создание альянсов или иных форм партнерства;

·       венчурные сделки;

·       продажа интеллектуальной собственности;

·       создание особых бизнес-структур, их продажа;

·       франчайзинг.

На первом месте по эффективности стоит франчайзинг – 8,3 балла из десяти, затем следуют создание особых бизнес-структур – 7,2, совместные венчурные сделки – 6,9, альянсы и партнерство – 6,8, лицензирование – 6,7, продажа особых бизнес-структур – 6,1, продажа исключительных прав – 5,8.

Наиболее распространенным способом коммерциализации интеллектуальной собственности является лицензирование. Посредством заключения лицензионного договора владелец объекта интеллектуальной собственности имеет возможность существенным образом повысить свои доходы. До сих пор среди экономистов нет единого мнения о соотношениях между такими понятиями и категориями, как «интеллектуальный капитал», «интеллектуальная собственность», «нематериальные активы» и др.

В нематериальные активы включают интеллектуальную стоимость, рыночные активы, человеческие активы, а также инфрастуктурные активы. При этом к интеллектуальным активам упомянутые ученые относят активы, приобретенные как результат умственной деятельности и которые защищаются законом. К интеллектуальной собственности они причисляют патенты, авторские права, товарные знаки, коммерческую тайну (ноу-хау).

Инфраструктурные активы – это технологии, методы, процессы, делающие возможной работу предприятия. Я. Кожинов дает определение нематериальным активам как объектам длительного пользования, не являющимся материальными, но имеющими

определенную стоимость, поскольку они обладают свойством приносить доход (экономическую выгоду).

Е.Михалева рассматривает критерии признания нематериальных активов в выполнении одновременно двух условий: это наличие высокой степени уверенности в том, что предприятие сможет получить в будущем экономические выгоды, а также надежность оценки фактической стоимости нематериальных активов. По мнению исследователя, экономические выгоды будут получены в том случае, если:

·       есть способность использовать данный актив (которая должна быть продемонстрирована технико-экономическими обоснованиями и бизнес-планами);

·       определена роль нематериального актива в увеличении экономических выгод.

Таким образом, с одной стороны, в экономической литературе совмещаются данные понятия, с другой стороны, они разобщаются с точки зрения различных групп профессиональных исследователей. По мнению других экономистов, к интеллектуальной собственности, помимо имущественных прав, относят также неимущественные права и блага, например право на авторское имя, право на целостность произведения, которые

непосредственно не являются имущественными правомочиями, из них нельзя извлечь выгоду. Соответственно, их нельзя относить к интеллектуальному капиталу.

После юридического оформления права такого рода превращаются в объекты нематериальных активов. Поэтому защита частных прав на интеллектуальную собственность служит одной из важнейших составляющих инновационной политики государства.

В современной экономике принцип «интеллект порождает инновации» относится и к коммерциализации новшеств, которая невозможна без интеллектуальной деятельности управленцев, специалистов по маркетингу, посреднических и других информационных услуг. Таким образом, с одной стороны, интеллектуальная собственность – это юридическая категория, предполагающая облачение в правовую форму новых продуктов и технологий, или новшеств.

Интеллектуальная собственность влияет на экономический рост:

·       повышением наукоемкости;

·       организационно-правовой инфраструктурой привлечения инвестиций в исследования и разработки;

·       привлечением прямых иностранных инвестиций.

Нематериальные активы – категория, используемая главным образом бухгалтерами и профессиональными оценщиками на рынке инновационных товаров и технологий.

На наш взгляд, их взаимосвязь можно представить в виде следующей схемы (рисунок 8).

Более конкретно имеется в виду ресурсный подход на базе знания. В.Гончаров приводит опыт США в формировании инновационной среды и управлении ею.

Ученый подчеркивает: следует отметить, что прорывы в новейших направлениях НТП, открытия и изобретения, освоение ноу-хау, создание новых материалов и инженерно-технических решений – все это концентрируется в государственном научно-техническом комплексе (ГНТК). С одной стороны, это государственные научно-технические центры, университеты и колледжи высокого класса, а с другой – мелкие специализированные фирмы (ассоциации, партнерства, кооперативы, смешанные предприятия, рисковые компании).

 

Рисунок 8 – Схема взаимосвязи интеллектуального капитала, нематериальных активов и интеллектуальной собственности в процессах коммерциализации инновационной продукции

Им принадлежит важное место на государственном рынке по осуществлению программы НИОКР и созданию новейших технологий. В США доминирующую роль играют 2500-3000 крупных корпораций по объему их капиталовложений в основные направления НТП, существенный вклад в создание новой технологии вносит мелкий инновационный бизнес.

Большое значение приобретают координирование внешних источников знаний и соединение их с внутренними усилиями исполнителей промышленных исследований и разработок. Существуют различия между традиционной схемой инновационного производства и новой (рисунки 9-10).

Становлению инновационных конкурентных преимуществ организации препятствует ограниченность возможности коммерциализации инноваций. По мнению Ю.Князева, когда говорят об экономике знаний, имеют в виду не знания вообще, а именно научные знания. Если речь идет только о них, то как их создание, так и потребление существенно отличаются от знаний в принципе – тем более от всего массива информации.

Рисунок 9 – Новая схема инновационного производства

В последние десятилетия в развитых странах мира получила развитие концепция экономики знаний. В настоящее время экономика знаний трансформировалась в теорию

интеллектуального капитала.

В законодательствах развитых стран права на интеллектуальные результаты, созданные в государственной организации, распределяются между автором, организацией и государством как таковым по-разному.

Например, в США и Японии какие-то права могут закрепляться за федеральными агентствами или за министерствами. В странах континентальной Европы права государства реализуются только через права государственных организаций.

Для повышения открытости интеллектуальной собственности необходимо:

·       практиковать осуществление исследований и разработок на контрактной основе путем определения доли участников исследований в результате успешной коммерциализации, что дало бы дополнительный импульс ученым, так как прозрачные условия распределения прибыли от исследований на начальном этапе позволят участникам исследований и разработок четко оценивать свои потенциальные возможности во взаимосвязи с достойной оплатой своего труда;

·       расширить границы рынка интеллектуальной собственности для иностранных ученых, обеспечить их надежной правовой защитой интеллектуальной собственности, чтобы они были уверены в том, что их интеллектуальный вклад не будет незаконно заимствован кем-либо другим.

В повышении открытости интеллектуальной собственности следует учитывать, что различные формы открытости часто используются в комбинированной форме.

Проблема интеллектуальных рисков на уровне государства приобретает особую актуальность, которая сопровождается обеспечением устойчивого и сбалансированного роста экономики через ее диверсификацию и повышением ее конкурентоспособности.

В основе интеллектуального риска лежит возможность оценить пределы своих знаний. За интеллектуальным риском следует видеть определенную интеллектуальную способность.

Интеллектуальный риск на уровне государства представляет собой угрозу, связанную с отсутствием или недостаточной эффективностью политики, государственного регулирования и контроля в области интеллектуальной собственности, которая и определяет курс развития экономической системы, включающий в себя:

·       нацеленность на «экономику знаний»;

·       сосредоточение на высокотехнологичных отраслях промышленности, с сохранением и модернизацией уже существующих традиционных;

·       успешное сочетание национальных культурных традиций с общемировыми современными.

Таким образом, риск в интеллектуальной деятельности – это интегрированное, соизмеримое взаимодействие политических, экономических, социальных, имущественных и психологических факторов, кардинально влияющих на экономическую ситуацию в стране.


This lesson is not ready to be taken.
Data retention summary
Get the mobile app
Яндекс.Метрика