12 НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Таможенный кодекс Таможенного союза — историческая и содержательная основа становления единого таможенного регулирования
Таможенный кодекс ЕАЭС — современный этап развития системы единого таможенного регулирования в ЕАЭС
Развитие таможенных информационных технологий
Единое окно в системе регулирования ВЭД как современная модель взаимодействия в рамках единого таможенного регулирования ЕАЭС
Таможенный кодекс Таможенного союза — историческая и содержательная основа становления единого таможенного регулирования
Становлению единого таможенного регулирования ЕАЭС предшествовало формирование Таможенного союза, предусматривающего создание единой таможенной территории, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и меры нетарифного регулирования с третьими странами. Следует отметить, что другой важнейшей чертой таможенного союза является применение единого таможенного регулирования — общих правил экспорта и импорта товаров. Эта особенность соответствует общему понятию таможенной территории, которая в общем виде определяется как территория, на которой действуют единые меры регулирования ввоза и вывоза товаров.
Главами государств Беларуси, Казахстана и России принято решение о создании единой таможенной территории таможенного союза к 1 июля 2010 года.
Исторически единое таможенное регулирование в ЕАЭС формировалось поэтапно.
В январе 2007 года главами правительств Беларуси, Казахстана и России подписаны Соглашения о Таможенном союзе, в октябре того же года главы государств «тройки» подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (ТС). Формирование Таможенного союза шло в соответствии с утвержденным планом действий.
К началу 2010 года были созданы необходимые правовые условия для начала реального функционирования Таможенного союза. Функции внешнеторгового регулирования были переданы Комиссии таможенного союза.
1 этап — это создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, который «стартовал» с 1 января 2010 года и заработали его основные механизмы: единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования, единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Была осуществлена передача Комиссии таможенного союза компетенции по формированию и принятию Единого Таможенного тарифа и мер нетарифного регулирования.
2 этап — формирование единой системы таможенного регулирования ознаменовалось вступлением 6 июля 2010 года в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — Таможенный кодекс ТС). Заработала единая система таможенного регулирования на таможенной территории трех стран: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Приняты нормативные документы по таможенному регулированию, включая единые правила декларирования товаров, уплаты таможенных платежей и осуществления таможенных процедур. Также установлены единые правила определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров. Организовано ведение таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов ТС.
С 1 июля 2011 года полностью снят таможенный контроль на внутренних границах и, таким образом, завершено формирование единой таможенной территории, Таможенный союз заработал в полноформатном режиме. Это обеспечило в рамках Таможенного союза свободу передвижения товаров на всей единой таможенной территории, где действует единый механизм таможенного и внешнеторгового регулирования (таможенно-тарифного и нетарифного), единое правовое поле в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, обеспечивающее применение единых перечней подконтрольной продукции; единых требований к этой продукции; единого порядка ввоза ее на единую таможенную территорию и перемещения по ней; оформление разрешительных документов по единым формам, которые признаются всеми государствами — членами ТС.
Основой (ядром) становления единого таможенного регулирования государств — членов ЕАЭС стал Таможенный кодекс ТС, в соответствии со статьей 1 которого («таможенное регулирование в таможенном союзе») представлено как совокупность следующих элементов:
- перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, их перевозка по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем (совокупность административных предписаний и правил для физического перемещения товаров на таможенную территорию и с таможенной территории Таможенного союза);
- временное хранение (хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой);
- таможенное декларирование товаров (процедура юридического оформления перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза);
- выпуск и использование товаров в соответствии с таможенными процедурами (таможенные процедуры, которые по общепринятой международной классификации традиционно относятся к части таможенного регулирования, однако этот институт стоит в таможенном законодательстве «особняком», пожалуй, это единственный инструмент непосредственно таможенного регулирования, который определяется ТК ТС);
- проведение таможенного контроля, т. е. порядок и формы таможенного контроля, обязанности и полномочия таможенных органов государств — членов ТС (совокупность мер принудительного характера, которые вправе применять таможенные органы государств — членов ТС для обеспечения соблюдения законодательства в сфере таможенного регулирования);
- уплата таможенных платежей (взимание таможенных платежей — порядок начисления и уплаты или принудительного взыскания неуплаченных в срок таможенных платежей, а также все иные операции, связанные с этим процессом, — возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей, обеспечение их уплаты).
Таможенный кодекс (ТС), состоявший из Общей и Специальной частей, представлял собой свод нормативных предписаний, определяющих основные организационные и правовые стороны таможенного регулирования.
Таможенный кодекс ТС был главным кодифицированным актом государств — членов ТС, регулирующим правоотношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, который заменил собой таможенные кодексы государств — членов ТС в отношении применения инструментов регулирования.
Вместе с тем следует отметить, что важнейшей характеристикой международного таможенного регулирования является то, что в рамках создаваемых интеграционных объединений государств — членов ТС часть таможенного регулирования преобразована в наднациональное с присущими ему наднациональными источниками правового регулирования. При этом сохранились элементы национального законодательства в таможенной сфере.
В рамках Таможенного союза сформировалось «двойное право»:
1) «первичное» — Таможенный кодекс ТС, международные договоры государств — членов ТС в сфере таможенного регулирования, решения Комиссии таможенного союза;
2) национальное право — законодательные акты государств — членов ТС, акты правительств государств — членов ТС, нормативные правовые акты национальных органов, уполномоченных в области таможенного регулирования государств — членов ТС.
Так, например, в Таможенном кодексе ТС (равно как и в Таможенном кодексе ЕАЭС) отсутствовали положения, регулирующие вопросы системы таможенных органов государств — членов ТС, права, обязанности и ответственность должностных лиц таможенных органов, а также условия прохождения службы в таможенных органах. Эти вопросы отнесены к национальному законодательству.
Например, к компетенции национального законодательства государств — членов ТС и ЕАЭС отнесены такие вопросы, как:
-порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
- правоохранительная деятельность таможенных органов;
- ряд иных вопросов, в основном касающихся технической реализации различных таможенных операций.
Таможенный союз является ступенью, подготовительным этапом для создания интеграционного объединения более высокого уровня — со свободным перемещением не только товаров, но также услуг, капитала, рабочей силы (обеспечения четырех свобод, которые являются признаком общего рынка), а в дальнейшем — согласованной экономической, денежно-кредитной политикой, характерными для экономического союза.
Таможенный кодекс ЕАЭС — современный этап развития системы единого таможенного регулирования в ЕАЭС
Статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года предусмотрено, что в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее — Таможенный кодекс ЕАЭС, Кодекс) и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС.
В настоящее время сфера таможенного регулирования является одной из областей, в которой интеграционные процессы получили наибольшее продвижение, и в наибольшей мере сформировались механизмы полноценного наднационального регулирования. В данной области наднациональная компетенция органов ЕАЭС реализуется наиболее полно. Это нашло отражение и в процессе формирования права ЕАЭС и, в частности, в принятии Таможенного кодекса ЕАЭС.
Таможенный кодекс ЕАЭС разрабатывался более трех лет и был подписан 17 апреля 2017 года и вступил в силу с 1 января 2018 года.
Разработка данного международного договора велась Рабочей группой по совершенствованию таможенного законодательства под руководством члена Коллегии ЕЭК (Министра) по таможенному сотрудничеству, в состав которой входили представители не только таможенных служб, но и иных государственных органов государств-членов (министерств экономики, финансов, транспорта на уровне заместителей руководителей этих министерств и ведомств и руководителей структурных подразделений), а также представители белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества и эксперты ЕЭК.
При подготовке проекта Таможенного кодекса ЕАЭС были решены следующие задачи, отвечающие целям создания ЕАЭС:
-систематизация и кодификация действующего таможенного законодательства;
- модернизация таможенного регулирования с учетом современного уровня развития информационных технологий;
- сокращение национального сегмента таможенного регулирования;
- учет положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, принятых в рамках ВТО.
Таможенный кодекс ЕАЭС стал первым документом в таможенной сфере на евразийской платформе, разработанным при непосредственном участии бизнес-сообщества, что позволило всесторонне оценивать влияние изменений таможенного законодательства на такие сферы деятельности, как: транспорт, экономика, финансы и промышленность.
На момент начала разработки проекта Таможенного кодекса ЕАЭС договорно-правовую базу в части таможенного регулирования составляли Таможенный кодекс Таможенного союза и 30 международных договоров, 9 из которых уже утратили силу с даты вступления в силу Договора о ЕАЭС. При этом из 22 действующих международных договоров в текст проекта Таможенного кодекса ЕАЭС кодифицированы положения 16 соглашений.
В качестве отдельных международных договоров остались только 5, которые затрагивают таможенные вопросы, но непосредственно не регулируют таможенные правоотношения. Это соглашения, касающиеся работы Объединенной коллегии таможенных служб, деятельности представительств таможенных служб, особенностей привлечения лиц к административной и уголовной ответственности.
Еще одной задачей, стоящей при разработке Таможенного кодекса ЕАЭС, являлась модернизация таможенного регулирования, с учетом уровня технического развития современных информационных технологий, а также новых подходов международного таможенного сообщества к выстраиванию безопасной цепи поставки товаров и качеству таможенного администрирования.
Необходимость модернизации таможенного законодательства определялась необходимостью учитывать новые факторы:
- появление на платформе Всемирной Таможенной Организации современных инструментов таможенного регулирования;
- необходимость упрощения процедур торговли;
- углубление взаимовыгодных отношений между таможенными администрациями и предпринимательским сообществом на пространстве ЕАЭС;
- возможность применение безбумажных технологий и активное развитие механизма «единого окна».
Исходя из этого, в Таможенном кодексе ЕАЭС были реализованы следующие новации:
- приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в определенных случаях;
- возможность совершения таможенных операций, связанных с автоматической регистрацией таможенной декларации и автоматическим выпуском товаров, информационными системами таможенных органов;
- возможность подачи декларации на товары без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;
- использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров;
- оптимизация процедур предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Союза;
- унификация особенностей таможенного декларирования товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде;
- сокращение сроков выпуска товаров до 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, если по результатам проверки таможенной декларации не выявлена необходимость запроса документов либо применения форм таможенного контроля, связанных с проверкой товаров;
- совершенствование института уполномоченных экономических операторов.
Таможенный кодекс ЕАЭС стал прочной долговременной основой для совершенствования таможенного регулирования в ЕАЭС, создал условия для упрощения процедур торговли и повышения уровня таможенного администрирования.
Таможенные процедуры
Вопросы применения таможенных процедур и проведения таможенного контроля являются одними из ключевых моментов в таможенном регулировании при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Использование таможенных процедур дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструменты правового регулирования, что позволяет более полно учитывать потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности и, в конечном итоге, способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей. В Кодексе таможенным процедурам посвящен Раздел IV, который содержит 18 глав, регулирующих применение таможенных процедур. В зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории ЕАЭС, их вывоза с таможенной территории ЕАЭС и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС в отношении товаров применяются следующие таможенные процедуры:
1) выпуск для внутреннего потребления;
2) экспорт; 3) таможенный транзит;
4) таможенный склад;
5) переработка на таможенной территории;
6) переработка вне таможенной территории;
7) переработка для внутреннего потребления;
8) свободная таможенная зона;
9) свободный склад;
10) временный ввоз (допуск);
11) временный вывоз; 12) реимпорт;
13) реэкспорт; 14) беспошлинная торговля;
15) уничтожение;
16) отказ в пользу государства;
17) специальная таможенная процедура.
Общие для всех таможенных процедур положения вынесены в отдельную главу 19 «Общие положения о таможенных процедурах».
В Кодексе единообразно структурированы положения, регулирующие таможенные процедуры, — по содержанию, условиям помещения товаров под таможенные процедуры и условиям использования товаров в соответствии с заявленными таможенными процедурами.
Следует отметить, что в таможенных правоотношениях для выбора и помещения товара под определенную таможенную процедуру определяющее значение имеет статус товара («товар ЕАЭС» или «иностранный товар»), под который будет помещаться товар. «Иностранный» товар означает, что этот товар находится под таможенным контролем, в отношении него не выполнены необходимые таможенные операции и, соответственно, лица, обладающие полномочиями в отношении этого товара, обязаны соблюдать ограничения по пользованию и распоряжению таким товаром до его выпуска таможенными органами. «Товар ЕАЭС» — это товар, находящийся в свободном обращении на таможенной территории ЕАЭС, в отношении которого нет ограничений по его пользованию и распоряжению с точки зрения таможенного законодательства. В содержании каждой таможенной процедуры четко определено, к каким товарам — иностранным или товарам ЕАЭС — такая процедура применяется.
Также конкретизированы таможенные процедуры, которыми может завершаться либо приостанавливаться действие каждой из таможенных процедур. Разграничены случаи, когда действие таможенных процедур завершается, а когда прекращается или приостанавливается. В случае если соблюдены условия применения таможенных процедур, действие таких таможенных процедур завершается. Если же условия применения таможенных процедур не соблюдены, действие таких таможенных процедур прекращается. При этом случаи прекращения, порядок, сроки прекращения действия таможенных процедур определяются в соответствии с Кодексом либо определяются Комиссией и (или) национальным законодательством, если это предусмотрено Кодексом.
После прекращения действия таможенных процедур товары задерживаются, помещаются на временное хранение (если товары не задержаны) или помещаются под иные таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам (либо применимые к товарам ЕАЭС, если товары находятся за пределами таможенной территории ЕАЭС).
Развитие таможенных информационных технологий
Таможенные информационные технологии в ЕАЭС развиваются в нескольких направлениях:
- развитие информационного взаимодействия между таможенными службами государств — членов внутри ЕАЭС;
- организация информационного взаимодействия и обмена информацией с таможенными службами третьих стран;
- организация и развитие информационного взаимодействия между таможенными службами государств-членов и иными контролирующими органами внутри ЕАЭС;
- интеграция современных информационных технологий в автоматизированные системы таможенных органов ЕАЭС;
- совершенствование используемых технологических решений.
Развитие информационного взаимодействия между таможенными службами государств-членов внутри ЕАЭС
В соответствии с Договором о ЕАЭС и Таможенным кодексом информационное взаимодействие между таможенными органами государств-членов осуществляется в рамках реализации общих процессов средствами интегрированной информационной системы Союза. Для реализации данных положений утвержден перечень общих процессов (Решение Коллегии ЕЭК от 14 апреля 2015 года № 29), разрабатываются правила их реализации и технологические документы, регламентирующие информационное взаимодействие.
Пилотная отработка решений по реализации информационного взаимодействия таможенных органов с помощью интегрированной информационной системы Союза была проведена в рамках работ по присоединению Республики Армения и Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС.
К 2022 году в соответствии с Порядком реализации общих процессов в рамках Союза, утвержденным Решением Коллегии ЕЭК от 19 декабря 2016 года № 169, утверждены правила реализации по 3 общим процессам в таможенной сфере:
- формирование, ведение и использование общего реестра уполномоченных экономических операторов (Решение Коллегии ЕЭК от 17 июля 2018 года № 111);
- использование баз данных документов, оформляемых уполномоченными органами государств-членов, при регулировании внешней и взаимной торговли, в том числе представляемых при совершении таможенных операций для целей подтверждения соблюдения запретов и ограничений (Решение Коллегии ЕЭК от 21 августа 2018 года № 136);
- обеспечение обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами государств-членов в процессе контроля перевозок товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (Решение Коллегии ЕЭК от 29 октября 2019 года № 185).
Также в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 6 ноября 2014 года № 200 разработаны комплекты технологических документов, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы Союза 16 общих процессов в таможенной сфере, а именно формирование, ведение и использование:
- общего реестра таможенных перевозчиков (Решение Коллегии ЕЭК от 8 июля 2015 года № 75);
- общего реестра таможенных представителей (Решение Коллегии ЕЭК от 1 сентября 2015 года № 105);
- классификаторов, используемых при заполнении таможенных деклараций (Решение Коллегии ЕЭК от 19 января 2016 года № 5).
А также обеспечение обмена:
- сведениями между таможенными органами государств-членов в процессе учета и контроля временно ввезенных на территорию государства — члена Евразийского экономического союза и временно вывезенных с такой территории транспортных средств международной перевозки (Решение Коллегии ЕЭК от 2.02.2016 года № 16);
- информацией в отношении транспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС физическими лицами для личного пользования, между таможенными органами государств-членов (Решение Коллегии ЕЭК от 12 апреля 2016 года № 33);
- сведениями между таможенными органами государств-членов в процессе контроля и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС (Решение Коллегии ЕЭК от 21 августа 2018 года № 128).
Формирование, ведение и использование общего реестра владельцев: j складов временного хранения (Решение Коллегии ЕЭК от 28 сентября 2016 года № 126);
- таможенных складов (Решение Коллегии ЕЭК от 1 ноября 2016 года № 135);
- свободных складов (Решение Коллегии ЕЭК от 1 ноября 2016 года № 136).
Формирование, ведение и использование:
- информационно-справочного перечня пунктов пропуска (Решение Коллегии ЕЭК от 1 ноября 2016 года № 137); j базы данных паспортов пунктов пропуска через внешнюю границу ЕАЭС (Решение Коллегии ЕЭК от 15 ноября 2016 года № 144);
- общего реестра резидентов (участников) свободных (специальных, особых) экономических зон (Решение Коллегии ЕЭК от 6 декабря 2016 года № 163);
- общего реестра мест прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС и мест убытия товаров с такой территории (Решение Коллегии ЕЭК от 24 января 2017 года № 6);
- обеспечение обмена информацией в отношении автомобилей, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и выпущенных для внутреннего потребления, между таможенными органами государств-членов (Решение Коллегии ЕЭК от 20 июня 2017 года № 69);
- формирование, ведение и использование общего реестра уполномоченных экономических операторов (Решение Коллегии ЕЭК от 19 марта 2019 года № 37);
- использование баз данных документов, оформляемых уполномоченными органами государств-членов, при регулировании внешней и взаимной торговли, в том числе представляемых при совершении таможенных операций для целей подтверждения соблюдения запретов и ограничений (Решение Коллегии ЕЭК от 14 января 2020 года № 10).
Единое окно в системе регулирования ВЭД как современная модель взаимодействия в рамках единого таможенного регулирования ЕАЭС
За последние несколько десятилетий концептуальное понимание целей и функций «единого окна» вышло за рамки таможенной и регулятивной деятельности и охватывает широкий спектр возможностей по упрощению процедур торговли на национальном и региональном уровнях.
Интеграция существующих разрозненных информационных платформ позволяет освоить новые модели взаимодействия и новые экономические технологии. К новым экономическим технологиям относится совокупность «встраиваемых» в системы организационного управления принципиально новых средств и методов обработки данных, объединяемых целостными технологическими платформами для целенаправленного создания, передачи, хранения и отображения информационного продукта и обеспечивающих максимальное снижение транзакционных издержек.
Фундаментальной основой таких моделей взаимодействия является платформа цифровой экономики, посредством которой осуществляется переход от парадигмы взаимодействия «один — одному» и «один — многим» к парадигме «многие — многим».
Большие объемы торговых операций и экспортно-импортные обороты с изменением векторов движения диктуют потенциальным пользователям необходимость поиска новых путей ускорения продвижения товарно-материальных потоков и тотального отслеживания их состояния в реальном времени.
В связи с ужесточением конкуренции на глобальном рынке и новыми технологическими возможностями общей закономерностью инновационных проектов становится ориентация на конкретного потребителя, учет его особенностей в конкретном месте и повсеместное использование технологий цифровых трансформаций реальных бизнес-процессов.
Многие компании сегодня вкладывают средства в перспективные инновационные технологии, чтобы все более эффективно удерживать клиентов, укреплять их лояльность. Более эффективные процессы, более инициативные и привлекательные услуги, лучшие продукты, альтернативные каналы доставки, более отзывчивые с клиентами каналы связи уже не являются бизнес-стремлениями или пожеланиями, а стали бизнес-предметами первой необходимости.
Соответственно, в «едином окне», как системе ведения и регулирования ВЭД, должны работать привычные для пользователя интеллектуальные алгоритмы удовлетворения спроса на услуги, приниматься решения в режиме реального времени.
В таких условиях акцент смещается в сторону пользователя как конечного потребителя услуг: «единое окно» должно предоставлять ему максимум возможностей во взаимодействии как с потенциальными контрагентами, так и с представителями государственного сектора.
Сегодня общество порождает огромное количество данных, но только часть этой информации используется и доступно в удобной управляемой форме. Интеграция массивных данных в режиме реального времени по секторам экономики обещает принести выгоды на системном уровне, открывая новые наукоемкие отрасли и новые рынки.
Технологические инновации заставляют нас по-новому взглянуть на процессы развития национальных механизмов «единого окна».
Как пример, правительственные органы многих стран, так же как и бизнес, пришли к тому, что в условиях «цифровизации» для понимания и управления практически всеми процессами необходимы знания, описывающие среду с точки зрения пространственных взаимоотношений. Во взаимоотношениях между бизнесом и государством акцент смещается от иерархических к более горизонтальным отношениям.
В целом анализ мирового опыта показывает, что ведущая роль в реализации национальных программ (стратегий) построения моделей «единого окна», направленных на консолидацию и координацию взаимодействия заинтересованных участников, отводится государству.
В существующих моделях «единого окна» в основном реализованы 3 типа функций. Это традиционные функции таможенной очистки товаров, соблюдение выполнения регулятивных требований трансграничной торговли, функции транспорта и логистики. Новые направления развития в системах «единого окна» включают функции поиска поставщика, электронных торгов, заключения коммерческого соглашения и оплаты и т. д.
Описание эталонной модели национального механизма «единого окна» налагает определенные требования на процесс взаимодействия между уполномоченными органами и участниками ВЭД государств-членов.
Например, нормативное закрепление норм о юридической значимости сведений электронных баз данных (электронных реестров). Элементы электронных данных должны отвечать нормативно-правовым требованиям государств-членов и содержать сведения, предусмотренные законодательством.
Таким образом, эталонная модель полностью ориентирована на однократное представление каждого элемента данных и их максимальное повторное использование посредством «конвейера данных». Такой конвейер используется как транспортная инфраструктура для сбора, добавления, распределения и передачи элементов данных в механизме «единого окна».
Функционал эталонной модели национального механизма «единого окна» базируется на следующих требованиях.
1. Построение «единого окна» как экосистемы управления ВЭД:
- «ядро», обслуживающее ключевые бизнес-процессы в цепи поставок и включающее взаимодействие с государственными органами (B2G-отношения);
- система интегрированных с «ядром» взаимодополняющих инструментов и сервисов (G2G- и B2B-модули (торговый маркетинг, торговые площадки, платформы кредитных и страховых услуг, логистические платформы и т. д.)).
2. Клиентоориентированность (ориентация на пользователя):
-обеспечение доступности информации в любое время, в любом месте и на любом устройстве (кроссплатформенность) для различных пользовательских целей;
- обеспечение повсеместной доступности системы для пользователей в любое время из любой точки с любого устройства (омниканальность);
- интуитивно понятный интерфейс, экономящий время участников системы при освоении ими новых функций, позволяющий самостоятельно без посредников осуществлять ВЭД, не требующих специальных знаний в области регулирования ВЭД;
- широкий спектр предоставляемых услуг, сервисов и информации, обеспечиваемый интеграцией системы «единого окна» с широким спектром платформ и баз данных;
- персонализация сервисов. Основываясь на данных аналитики и используя современные «облачные» платформы, механизм «единого окна» предоставляет каждому пользователю услуги именно в той форме, в которой они им будут востребованы, на основе анализа потребностей и действий пользователей.
3. Интеллектуальность:
- использование технологий, обеспечивающих минимизацию вероятности ошибок из-за человеческого фактора и максимизацию экономии времени, в том числе за счет автоматического принятия решений.
4. Однократное представление и многократное использование данных:
-возможность однократно представлять данные в стандартизированном виде для их последующего совместного использования всеми заинтересованными лицами в соответствии с их компетенцией. В эталонной модели данное требование получило дальнейшее развитие — в соответствии с ним данные представляются в месте своего возникновения и/или в момент создания или сразу по его завершении попадают в виртуальный «конвейер данных», из которого они становятся доступными всем участникам цепи поставки товаров (в зависимости от их компетенции).
Меняется акцент совместной работы с данными, при котором вместо традиционного однократного «толкания/проталкивания» данных до заинтересованных в ней пользователей эталонная модель управляет помещением (англ. push — толкать) данных в конвейер и получением (англ. pull — вытягивать) данных из конвейера тогда, когда нужно обменяться результатами работы.
5. Совместимость (интероперабельность):
- обеспечение унификации и стандартизации процессов информационного взаимодействия на основе применения единых правил их регламентации, использования модели данных ЕАЭС, справочников и классификаторов, входящих в состав единой системы нормативно-справочной информации ЕАЭС, а также обеспечение возможности интеграции с внешними системами и цифровыми платформами на основе применения открытых стандартов, в том числе региональных и международных, с учетом требований по информационной безопасности, устанавливаемых законодательством государств-членов.
Для успешной работы в «едином окне» участники системы должны понимать друг друга, поэтому их данные должны быть построены на основе одинаковых синтаксических и семантических правил. Единые форматы данных и удобные бесплатные конвертеры форматов являются обязательными инструментами «единого окна». Семантическая интероперабельность относится к точному определению значений элементов обмениваемых данных, которые используют все заинтересованные стороны. Она требует описания точного формата данных для обмена, грамматики и схем построения элементов данных. Это позволит построить интероперабельную структуру на трех уровнях обмена данными: национальном, региональном (ЕАЭС) и глобальном.
6. Непрерывность бизнес-процессов на основе «бесшовной» интеграции систем:
- обеспечение высокой степени интеграции систем для непрерывной работы алгоритмов оптимизации процессов в цепях поставок.
7. Гибкость:
- способность к трансформации, масштабированию, наращиванию функциональных возможностей на основе достижений научно-технического прогресса и развития потребностей пользователей «единого окна».
Соблюдение данного требования обеспечивается применением открытых стандартов и технологической нейтральности, т. е. отсутствия привязки национальных механизмов «единого окна» к конкретным технологическим решениям (например, возможность использования пользовательских идентификаторов вместо штрих-кода).
8. Обеспечение высокой степени доверия:
- обеспечение конфиденциальности, целостности и неотказуемости предоставляемых данных и ответственности участников информационного обмена за их достоверность. Доверие — это оценка рисков между двумя людьми, организациями или странами. В «едином окне» для построения должны выполняться два основных требования:
- «докажи, что ты являешься именно тем, за кого себя выдаешь» (аутентификация);
- «докажи, что ты обладаешь разрешениями, необходимыми для выполнения того, что просишь» (авторизация).
Механизм «единого окна», построенный в первую очередь на основе таких принципов, как совместное использование данных, их однократный ввод и многократное использование, а также с использованием сквозных информационных технологий, становится, по сути, научно-технологическим ключом к фундаментальной перестройке бизнес-процессов и процессов администрирования ВЭД.
Сложение и взаимное согласование интересов потребителей, бизнеса, государственных органов и иных частно-публичных образований на основе интеллектуального механизма «единого окна» способно революционизировать все аспекты ВЭД, укрепляя безопасность обмена данными, создавая предпосылки интенсивного экономического роста и усиливая глобальную конкурентоспособность государств-членов и ЕАЭС в целом.
Соединяя потребителей, бизнес и власть в режиме реального времени и внедряя «умные» решения, механизм «единого окна» способен вывести уровень развития экономик стран ЕАЭС на новую траекторию развития, а также обеспечить реализацию эффективного управления данными, процессами и информационным взаимодействием в сфере ВЭД (в том числе хозяйствующих субъектов с государственными органами государств-членов (B2G/G2B), государственных органов государств-членов между собой (G2G) и хозяйствующих субъектов между собой (B2B)), что, безусловно, является ключевым фактором в части упрощения процедур торговли и отвечает запросам всех участников ВЭД, поскольку обеспечивает сокращение транзакционных издержек деятельности хозяйствующих субъектов, а также повышает прозрачность принимаемых государственными органами государств-членов и (или) уполномоченными организациями решений, делая процесс ВЭД более доступным и удобным.
