Лекция №3. Документация по стандартизации.
Completion requirements
Нормативный документ по стандартизации - документ, устанавливающий нормы, правила, характеристики, принципы, касающиеся различных видов деятельности по стандартизации или ее результатов.
К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Республики Казахстан, относятся:
1) международные стандарты;
2) региональные стандарты и классификаторы технико-экономической информации, правила и рекомендации по стандартизации;
3) государственные стандарты и классификаторы технико-экономической информации Республики Казахстан;
4) стандарты организаций;
5) рекомендации по стандартизации Республики Казахстан;
6) национальные стандарты, стандарты организаций, классификаторы технико-экономической информации, правила, нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств.
Примечание - Стандарт - документ, который в целях многократного и добровольного использования устанавливает правила, общие принципы и характеристики к объектам технического регулирования, утвержденный в порядке, предусмотренном уполномоченным органом.
Государственный стандарт Республики Казахстан - стандарт, утвержденный уполномоченным органом и доступный широкому кругу потребителей.
Порядок разработки, согласования, принятия, учета, изменения и отмены государственных стандартов устанавливается уполномоченным органом.
Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, процессы (работы), услуги.
Разработку стандартов осуществляют государственные и межгосударственные технические комитеты по стандартизации, другие заинтересованные юридические лица республики в соответствии с заданиями планов (программ) государственной стандартизации или в инициативном порядке.
Заказчиками разработки стандартов могут быть государственные органы, изготовители и потребители продукции, общественные организации и объединения, другие заинтересованные лица республики.
Разработка стандартов для государственных нужд осуществляется на конкурсной основе, в соответствии с законом Республики Казахстан "О государственных закупках" и правилами, устанавливаемыми заказчиком.
С разработчиками стандартов заключаются договора на их разработку.
С целью исключения дублирования разрабатываемых и действующих в республике стандартов (в том числе межгосударственных, международных, зарубежных), информация о разработке стандартов, не вошедших в планы (программы) государственной стандартизации, должна направляться в уполномоченный орган для координации проводимых работ.
Требования, устанавливаемые в стандартах, должны основываться на результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, патентных исследований, иной официальной информации о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
1) необходимые требования по безопасности продукции, услуги, процессов, обеспечивающие соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
2) требования к классификации продукции, услуги;
3) показатели унификации, совместимости и взаимозаменяемости продукции;
4) термины и определения;
5) показатели функционального назначения, включая потребительские свойства и характеристики продукции, услуги;
6) правила приемки, упаковки, маркировки, транспортировки, хранения, утилизации и уничтожения;
7) методы испытаний качества и безопасности;
8) требования к сохранению и рациональному использованию всех видов ресурсов;
9) требования к организации производства, обеспечивающие внедрение систем менеджмента качества и экологического менеджмента;
10) положения организационно-методического характера для определенной области деятельности, а также общетехнические нормы и правила.
При разработке стандартов применяются международные технические регламенты и стандарты или их проекты в стадии завершения, национальные стандарты зарубежных стран, представляющие интерес для Республики Казахстан, кроме случаев, когда они не соответствуют требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и обязательным техническим нормам, принятым в Республике Казахстан.
Информация о государственных стандартах, разрабатываемых по государственному заказу, включенных в план государственной стандартизации должна быть размещена на Web-site уполномоченного органа.
Положения разрабатываемых стандартов не должны противоречить положениям взаимосвязанных законодательных, иных нормативных правовых актах и технических регламентов, а также стандартов и документов, на которые в них даны ссылки.
При отсутствии международных стандартов или несоответствии разрабатываемых стандартов международным требованиям, на ранней стадии их разработки на Web-site уполномоченного органа публикуется уведомление о разработке таких стандартов и имеющихся различиях в технических содержании стандартов.
Государственные стандарты подразделяются на:
1) основополагающие стандарты, устанавливающие общие организационно-методические положения государственной системы технического регулирования;
2) стандарты на продукцию, услугу, которые устанавливают требования к однородным группам продукции, услуги и при необходимости к конкретной продукции, услуге;
3) стандарты на процессы;
4) стандарты на методы контроля продукции, услуги, процессов.
Основополагающий стандарт - стандарт, имеющий широкую область применения или содержащий общие положения для определенной области технического регулирования.
Основополагающие государственные стандарты разрабатываются предприятиями уполномоченного органа. Основная цель разработки основополагающих стандартов заключается в обеспечении взаимопонимания, технического единства и взаимосвязи различных областей науки, техники и производства. Основополагающие стандарты устанавливают организационно-методические положения, требования, нормы и правила, которые, в свою очередь, рассматриваются как общие для этих сфер и должны способствовать выполнению целей, являющимися общими как для науки, так и для производства, обеспечивая тем самым их взаимодействие при разработке, создании и использовании продукта или услуг, таким образом, чтобы выполнялись требования по охране окружающей среды, безопасности продукции, процессов (работ) и услуг для жизни, здоровья людей, а также другие общетехнические требования.
В качестве примера основополагающих стандартов можно привести следующие стандарты:
- СТ РК 1.0 2000 "Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Основные положения;
- СТ РК 1.2 -2002 "Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Порядок разработки государственных стандартов".
Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).
В Казахстане действуют две разновидности этого нормативного документа:
- стандарты общих технических условий;
- стандарты технических условий.
Стандарт общих технических условий обычно состоит из следующих разделов:
- классификация, основные параметры (размеры), общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке, требования безопасности;
- требования охраны окружающей среды;
- правила приемки продукции;
- методы контроля, транспортирования и хранения;
- правила эксплуатации, ремонта и утилизации.
Наличие тех или иных разделов зависит от особенностей объекта стандартизации и характера предъявляемых к нему требований.
Стандарт технических условий устанавливает требования к конкретной продукции, касающиеся производства, потребления, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации. Эти требования не должны противоречить стандарту общих технических условий. Отличительная особенность стандарта технических условий заключается в том, что он содержит конкретизированные дополнительные требования, относящиеся к объекту стандартизации (указание о знаке соответствия, если изделие сертифицировано, особые требования, которые касаются безопасности и охраны окружающей среды). Стандарты технических условий на услугу могут содержать требования к ассортименту предоставляемых услуг (точность и своевременность исполнения, эстетичность, комфортность, комплексность обслуживания).
Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.
Стандарты на методы контроля рекомендуют применять методики контроля, испытаний, измерений, анализа, в наибольшей степени обеспечивающие объективность оценки обязательных требований к качеству продукции, которые содержатся в стандарте.
Необходимость использования стандартизованных методик заключается в том, что они базируются на международном опыте и передовых достижениях. Каждый метод имеет свою специфику, связанную с конкретным объектом контроля, но, тем не менее, можно выделить общие положения, которые подлежат стандартизации, а именно:
- средства контроля и вспомогательные устройства;
- порядок подготовки и проведения контроля;
- правила обработки и оформления результатов;
- допустимая погрешность метода.
Обычно стандарт рекомендует несколько методик контроля, испытания, анализа применительно к одному показателю качества продукции. В случае же необходимости, одна из методик может быть выбрана в качестве арбитражной. Учитывая, что не всегда методики полностью взаимозаменяемы, стандарт в этом случае дает четкие рекомендации по условиям выбора того или иного метода, либо данные по их отличительным характеристикам.
Стандарты на процессы (работы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.
Стандарты на процессы (работы) могут включать требования к методам автоматизированного проектирования продукции, модульного конструирования, схемам технологического процесса изготовления продукции, технологическим режимам и влияющим на них факторам.
Особое место отводится требованиям безопасности для жизни и здоровья людей при осуществлении технологических процессов, эти требования могут быть конкретизированы по отношению к использованию определенного оборудования, инструмента, приспособлений и вспомогательных материалов.
Государственные стандарты применяются на добровольной основе в равной мере независимо от места происхождения продукции, услуги.
Технико-экономическая информация, используемая в отраслях экономики, подлежит классификации и кодированию.
Государственный классификатор технико-экономической информации - документ, который представляет собой систематизированные своды кодов и наименований классификационных групп объектов технико-экономической информации.
Разработка государственных классификаторов технико-экономической информации проводится в соответствии с планами и программами работ по государственной стандартизации. Государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют разработку, ведение и актуализацию государственных классификаторов технико-экономической информации. Реестр государственных классификаторов технико-экономической информации ведется уполномоченным органом. Координация работ по созданию и контролю за функционированием в Республике Казахстан системы классификации и кодирования технико-экономической информации устанавливается уполномоченным органом.
Стандарт организации - стандарт, утвержденный организацией. Основная цель разработки стандарта - обеспечение безопасности продукции, услуги, процессов для жизни и здоровья человека и окружающей среды, в том числе растительного и животного мира. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены, регистрации, обозначения, издания стандартов устанавливается организациями, утверждающими их, самостоятельно. Стандарты организаций имеют добровольный для применения характер и не должны противоречить требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования.
Рекомендации включают добровольные для применения организационно-методические положения, касающиеся проведения работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, подтверждению соответствия. Требования к построению, оформлению, содержанию, изложению рекомендаций, порядку их разработки, согласования, утверждения, регистрации и применения устанавливаются организацией, их утверждающей.
Нормативный документ по стандартизации - документ, устанавливающий нормы, правила, характеристики, принципы, касающиеся различных видов деятельности по стандартизации или ее результатов.
К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Республики Казахстан, относятся:
1) международные стандарты;
2) региональные стандарты и классификаторы технико-экономической информации, правила и рекомендации по стандартизации;
3) государственные стандарты и классификаторы технико-экономической информации Республики Казахстан;
4) стандарты организаций;
5) рекомендации по стандартизации Республики Казахстан;
6) национальные стандарты, стандарты организаций, классификаторы технико-экономической информации, правила, нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств.
Примечание - Стандарт - документ, который в целях многократного и добровольного использования устанавливает правила, общие принципы и характеристики к объектам технического регулирования, утвержденный в порядке, предусмотренном уполномоченным органом.
Государственный стандарт Республики Казахстан - стандарт, утвержденный уполномоченным органом и доступный широкому кругу потребителей.
Порядок разработки, согласования, принятия, учета, изменения и отмены государственных стандартов устанавливается уполномоченным органом.
Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, процессы (работы), услуги.
Разработку стандартов осуществляют государственные и межгосударственные технические комитеты по стандартизации, другие заинтересованные юридические лица республики в соответствии с заданиями планов (программ) государственной стандартизации или в инициативном порядке.
Заказчиками разработки стандартов могут быть государственные органы, изготовители и потребители продукции, общественные организации и объединения, другие заинтересованные лица республики.
Разработка стандартов для государственных нужд осуществляется на конкурсной основе, в соответствии с законом Республики Казахстан "О государственных закупках" и правилами, устанавливаемыми заказчиком.
С разработчиками стандартов заключаются договора на их разработку.
С целью исключения дублирования разрабатываемых и действующих в республике стандартов (в том числе межгосударственных, международных, зарубежных), информация о разработке стандартов, не вошедших в планы (программы) государственной стандартизации, должна направляться в уполномоченный орган для координации проводимых работ.
Требования, устанавливаемые в стандартах, должны основываться на результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, патентных исследований, иной официальной информации о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
1) необходимые требования по безопасности продукции, услуги, процессов, обеспечивающие соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
2) требования к классификации продукции, услуги;
3) показатели унификации, совместимости и взаимозаменяемости продукции;
4) термины и определения;
5) показатели функционального назначения, включая потребительские свойства и характеристики продукции, услуги;
6) правила приемки, упаковки, маркировки, транспортировки, хранения, утилизации и уничтожения;
7) методы испытаний качества и безопасности;
8) требования к сохранению и рациональному использованию всех видов ресурсов;
9) требования к организации производства, обеспечивающие внедрение систем менеджмента качества и экологического менеджмента;
10) положения организационно-методического характера для определенной области деятельности, а также общетехнические нормы и правила.
При разработке стандартов применяются международные технические регламенты и стандарты или их проекты в стадии завершения, национальные стандарты зарубежных стран, представляющие интерес для Республики Казахстан, кроме случаев, когда они не соответствуют требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и обязательным техническим нормам, принятым в Республике Казахстан.
Информация о государственных стандартах, разрабатываемых по государственному заказу, включенных в план государственной стандартизации должна быть размещена на Web-site уполномоченного органа.
Положения разрабатываемых стандартов не должны противоречить положениям взаимосвязанных законодательных, иных нормативных правовых актах и технических регламентов, а также стандартов и документов, на которые в них даны ссылки.
При отсутствии международных стандартов или несоответствии разрабатываемых стандартов международным требованиям, на ранней стадии их разработки на Web-site уполномоченного органа публикуется уведомление о разработке таких стандартов и имеющихся различиях в технических содержании стандартов.
Государственные стандарты подразделяются на:
1) основополагающие стандарты, устанавливающие общие организационно-методические положения государственной системы технического регулирования;
2) стандарты на продукцию, услугу, которые устанавливают требования к однородным группам продукции, услуги и при необходимости к конкретной продукции, услуге;
3) стандарты на процессы;
4) стандарты на методы контроля продукции, услуги, процессов.
Основополагающий стандарт - стандарт, имеющий широкую область применения или содержащий общие положения для определенной области технического регулирования.
Основополагающие государственные стандарты разрабатываются предприятиями уполномоченного органа. Основная цель разработки основополагающих стандартов заключается в обеспечении взаимопонимания, технического единства и взаимосвязи различных областей науки, техники и производства. Основополагающие стандарты устанавливают организационно-методические положения, требования, нормы и правила, которые, в свою очередь, рассматриваются как общие для этих сфер и должны способствовать выполнению целей, являющимися общими как для науки, так и для производства, обеспечивая тем самым их взаимодействие при разработке, создании и использовании продукта или услуг, таким образом, чтобы выполнялись требования по охране окружающей среды, безопасности продукции, процессов (работ) и услуг для жизни, здоровья людей, а также другие общетехнические требования.
В качестве примера основополагающих стандартов можно привести следующие стандарты:
- СТ РК 1.0 2000 "Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Основные положения;
- СТ РК 1.2 -2002 "Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Порядок разработки государственных стандартов".
Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).
В Казахстане действуют две разновидности этого нормативного документа:
- стандарты общих технических условий;
- стандарты технических условий.
Стандарт общих технических условий обычно состоит из следующих разделов:
- классификация, основные параметры (размеры), общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке, требования безопасности;
- требования охраны окружающей среды;
- правила приемки продукции;
- методы контроля, транспортирования и хранения;
- правила эксплуатации, ремонта и утилизации.
Наличие тех или иных разделов зависит от особенностей объекта стандартизации и характера предъявляемых к нему требований.
Стандарт технических условий устанавливает требования к конкретной продукции, касающиеся производства, потребления, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации. Эти требования не должны противоречить стандарту общих технических условий. Отличительная особенность стандарта технических условий заключается в том, что он содержит конкретизированные дополнительные требования, относящиеся к объекту стандартизации (указание о знаке соответствия, если изделие сертифицировано, особые требования, которые касаются безопасности и охраны окружающей среды). Стандарты технических условий на услугу могут содержать требования к ассортименту предоставляемых услуг (точность и своевременность исполнения, эстетичность, комфортность, комплексность обслуживания).
Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.
Стандарты на методы контроля рекомендуют применять методики контроля, испытаний, измерений, анализа, в наибольшей степени обеспечивающие объективность оценки обязательных требований к качеству продукции, которые содержатся в стандарте.
Необходимость использования стандартизованных методик заключается в том, что они базируются на международном опыте и передовых достижениях. Каждый метод имеет свою специфику, связанную с конкретным объектом контроля, но, тем не менее, можно выделить общие положения, которые подлежат стандартизации, а именно:
- средства контроля и вспомогательные устройства;
- порядок подготовки и проведения контроля;
- правила обработки и оформления результатов;
- допустимая погрешность метода.
Обычно стандарт рекомендует несколько методик контроля, испытания, анализа применительно к одному показателю качества продукции. В случае же необходимости, одна из методик может быть выбрана в качестве арбитражной. Учитывая, что не всегда методики полностью взаимозаменяемы, стандарт в этом случае дает четкие рекомендации по условиям выбора того или иного метода, либо данные по их отличительным характеристикам.
Стандарты на процессы (работы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.
Стандарты на процессы (работы) могут включать требования к методам автоматизированного проектирования продукции, модульного конструирования, схемам технологического процесса изготовления продукции, технологическим режимам и влияющим на них факторам.
Особое место отводится требованиям безопасности для жизни и здоровья людей при осуществлении технологических процессов, эти требования могут быть конкретизированы по отношению к использованию определенного оборудования, инструмента, приспособлений и вспомогательных материалов.
Государственные стандарты применяются на добровольной основе в равной мере независимо от места происхождения продукции, услуги.
Технико-экономическая информация, используемая в отраслях экономики, подлежит классификации и кодированию.
Государственный классификатор технико-экономической информации - документ, который представляет собой систематизированные своды кодов и наименований классификационных групп объектов технико-экономической информации.
Разработка государственных классификаторов технико-экономической информации проводится в соответствии с планами и программами работ по государственной стандартизации. Государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют разработку, ведение и актуализацию государственных классификаторов технико-экономической информации. Реестр государственных классификаторов технико-экономической информации ведется уполномоченным органом. Координация работ по созданию и контролю за функционированием в Республике Казахстан системы классификации и кодирования технико-экономической информации устанавливается уполномоченным органом.
Стандарт организации - стандарт, утвержденный организацией. Основная цель разработки стандарта - обеспечение безопасности продукции, услуги, процессов для жизни и здоровья человека и окружающей среды, в том числе растительного и животного мира. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены, регистрации, обозначения, издания стандартов устанавливается организациями, утверждающими их, самостоятельно. Стандарты организаций имеют добровольный для применения характер и не должны противоречить требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования.
Рекомендации включают добровольные для применения организационно-методические положения, касающиеся проведения работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, подтверждению соответствия. Требования к построению, оформлению, содержанию, изложению рекомендаций, порядку их разработки, согласования, утверждения, регистрации и применения устанавливаются организацией, их утверждающей.
This lesson is not ready to be taken.