Лекция
Участие Республики Корея в глобальных и региональных организациях.
За 1980–2018 годы экономика Республики Корея увеличилась почти в 20 раз. Грамотно проведенные реформы, высокая трудовая этика и благоприятная конъюнктура мировой экономики позволили Корее пройти путь от аграрной страны до одного из ведущих промышленных игроков на мировом рынке. Развитие в XX веке «чеболей» — крупных управляемых кланами промышленно-финансовых конгломератов — обеспечило увеличение объемов экспорта, и как следствие, высокие темпы экономического роста Республики Корея. Однако иерархичная структура крупного бизнеса оказывала сдерживающее влияние на развитие внутренней конкуренции. Ввиду ориентации Республики Кореи на экспорт, сжатие внутренних рынков торговых партнеров во время «великой рецессии» внесло существенный отрицательный вклад в рост экономики страны в XX веке. Стране удалось сохранить положительные темпы экономического роста в период «великой рецессии». Тем не менее, Корее предстоит адаптироваться к текущей ситуации в мировой экономике и найти дополнительные драйверы экономического роста.
Место Республики Корея в мире Республика Корея занимает 14-е место в мире по размеру ВВП по ППС Республика Корея (далее — Корея) является одной из новых индустриальных стран Азии, для которой в последние десятилетия были характерны высокие темпы экономического роста. Еще в XX веке Корея из отсталой аграрной страны превратилась в развитую экономику, став одним из четырех «азиатских тигров»1 . Всемирный банк с 2011 года относит Корею к группе стран с высоким уровнем дохода. По оценкам МВФ, в 2018 году страна находилась на 14-м месте в мире по размеру ВВП по ППС, в том же году на ее долю пришлось 1,6% мирового ВВП по ППС. Численность населения Кореи в 2018 году составляла 51,7 млн человек. Республика Корея стремится к установлению многостороннего экономического сотрудничества. В сентябре 1991 г. страна стала членом Организации объединенных наций (далее — ООН), в настоящий момент состоит во всех специализированных учреждениях ООН, а в 2007–2017 годах Генеральным секретарем организации был представитель Кореи. Страна является членом ВТО, ОЭСР, Интерпола, «Группы двадцати», МАГАТЭ. Республика Корея стала первой страной Азиатско-Тихоокеанского региона, заключившей соглашение о зоне свободной торговли с ЕС (вступило в силу в 2011 году). Страна является одним из десяти стратегических партнеров ЕС, при этом Союз — третий по величине экспортный рынок для Кореи2 . Всего в настоящее время Республика Корея является участником 15 соглашений о свободной торговле и экономическом сотрудничестве (в том числе с США, Китаем, Индией), на стадии переговоров находятся 10 соглашений. Республика Корея также активно участвует в региональной интеграции: страна входит в состав АТЭС и является одним из диалоговых партнеров АСЕАН. В целях расширения экономического сотрудничества в 1999 году был сформирован механизм углубленного взаимодействия АСЕАН с Китаем, Японией и Республикой Корея в формате «АСЕАН плюс 3». Корея является участником Азиатского банка развития и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. 1 Неофициальное название экономик Республики Корея, Сингапура, Тайваня и Гонконга. Благодаря стремительной индустриализации страны за 1960–1990 годы достигли высоких уровней экономического роста. 2 EU-Korea Free Trade Agreement Reality Check 2018 // Korum № 75, 2018 // URL: https://korea.ahk.de/fileadmin/AHK_Korea/Navigation_menu/KORUM/KORUM_75.pdf. 4 Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики выпуск №43, апрель 2019 4 БЮЛЛЕТЕНЬ О ТЕКУЩИХ ТЕНДЕНЦИЯХ МИРОВОЙ Э КОНОМИКИ Выпуск № 43, апрель 2019 Одним из приоритетных направлений внешней политики страны является возможное воссоединение с Корейской Народно-Демократической Республикой. В 2018 году был проведен ряд саммитов (в том числе — встреча лидеров стран), однако до сегодняшнего дня соглашение не было достигнуто. Республика Корея лидирует в рейтинге инновационных экономик Bloomberg Innovation Index 2019 В XXI веке многие социально-экономические показатели, характеризующие уровень жизни населения Республики Корея, устойчиво растут. По индексу человеческого развития в 2017 году страна заняла 22-е место в мире (0,903), продемонстрировав значительное улучшение показателя после 0,817 в 2000 году. По данным Всемирного Банка, Корея входит в число стран с наиболее высоким значением ожидаемой продолжительности жизни, приблизившись к уровню развитых европейских государств. Показатель увеличился с 75,9 лет в 2000 году до 82,0 лет в 2016 году, что было обусловлено совершенствованием системы здравоохранения и развитием практики регулярных медицинских обследований. В Корее большое внимание уделяется образованию: в 2015 году государственные расходы на эту сферу составили 5,3% ВВП, а доля населения старше 25 лет с уровнем образования не ниже среднего была одной из самых высоких в мире (85,7%). Для жителей Республики Корея получение образования является зачастую единственно возможным социальным лифтом. Охват населения третичным образованием, включающим высшее и высшее профессиональное образование, в 2015 году составил 40,3%. Доля населения, использующего Интернет, с 2000 года выросла более чем в два раза, достигнув к 2017 году 95,1%. Республика Корея занимает 2-е место в мире по скорости интернета по проводным коммуникациям, уступая только Сингапуру, а также входит в десятку лидеров по скорости мобильного интернета3 . Республика Корея занимает 43-е место из 180 в рейтинге уровня свободы прессы4 и 45-е место из 180 по индексу восприятия коррупции 5 , 29-е место в рейтинге экономически свободных стран 6 . По данным Всемирного экономического форума за 2017–2018 годы 7 , Корея находится на 26-м месте по индексу глобальной конкурентоспособности. Страна лидирует в рейтинге инновационных экономик Bloomberg Innovation Index 2019 8 , оценивающем 60 стран по семи показателям, включая интенсивность исследований и разработок, уровень производительности, патентную активность. Развитие в XX веке «чеболей» — крупных промышленно-финансовых конгломератов — обеспечило увеличение объемов экспорта, и, как следствие, высокие темпы экономического роста Республики Корея. Однако иерархичная структура крупного бизнеса оказывала сдерживающее влияние на развитие внутренней конкуренции. Тем не менее, государству удалось качественно развить институциональную среду. Так, в 2018 году Корея заняла 5-е место из 190 в рейтинге Doing Business, отражающем степень легкости ведения предпринимательской деятельности 9 . Наилучшие позиции в рейтинге страна демонстрировала по таким компонентам индекса, как подключение к системе электроснабжения (2-е), обеспечение исполнения контрактов (2-е), получение разрешений на строительство (10-е), регистрация предприятий и разрешение неплатежеспособности (11-е), в то время как по остальным компонентам индекса Корея заняла 23–60-е места.
Являясь четвертой экономической державой Азии, но существенно уступая при этом в экономической мощи своим соседям (Китаю и Японии), Республика Корея вряд ли может претендовать на всеобъемлющее лидерство. Тем не менее южнокорейские претензии на заметную роль в региональной и мировой экономике не лишены оснований. Южная Корея как участник международного диалога имеет веские аргументы в свою пользу. В частности, позиции ведущего мирового экспортера ряда промышленных товаров (электроники, морских судов, автомобилей). Отсутствие наследия колонизаторского и экспансионистского прошлого (Япония) и недостаточно понятных внешнеполитических амбиций в настоящем (Китай). Сбалансированное сотрудничество с США, Китаем, Японией и ЕС (первый из стран Тихоокеанской Азии договор о свободной торговле). Способность продемонстрировать азиатским партнерам то, что не могут пока предложить ни Китай, ни АСЕАН (впечатляющий успех рыночной экономики при укрепляющейся демократии, отступающей коррупции, культурном ренессансе). На этой почве повышается международный авторитет Сеула и выстраивается долгосрочная стратегия ответственного роста. При этом Сеул исходит из того, что региональные интеграционные проекты и решения могут быть полезны в долгосрочной перспективе только тогда, когда они вписываются в стратегию глобального развития. Так, Республика Корея разделяет ожидания относительно того, что Китай и другие развивающиеся экономики могут существенно поддержать мировой рост, однако одновременно надежды на позитивные мировые тренды соотносит с восстановлением устойчивого роста американской экономики. При этом во властных элитах страны сложился консенсус относительно приоритетов интеграции в мировую экономику. Эта стратегия носит двухуровневый характер. К первому уровню относится заключение преимущественно двусторонних соглашений о свободной торговле (ССТ). На втором – переговоры и проекты, носящие мегарегиональный и глобальный характер. На практике администрация либерального президента Но Му Хёна (2003–2008 гг.) и консервативных руководителей южнокорейского государства Ли Мён Бака (2008–2013 гг.) и Пак Кын Хе (2013–2017 гг.) проводили близкую по своему содержанию внешнеэкономическую политику, которая при президенте Ли Мён Баке получила наименование «пространство свободной торговли» (free-trade network), которая должна способствовать реализации задачи формирования экономики «глобальной Кореи» (Global Korea) (Cooper et al., 2011a, p. 32–33). Причем данная позиция исходит из понимания того, что интеграция на пространстве АТР происходит не столько под влиянием плановых начертаний государственных руководителей, сколько под воздействием рыночных драйверов. Цель означенной политики состоит в том числе в превращении РК в своего рода региональный пункт притяжения и перераспределения товарных потоков и предоставляемых услуг, инвестиций, научнотехнических и информационных обменов, а также подготовки и концентрации высококвалифицированных кадров. Практическая реализация намеченных целей проявляется в подписании двусторонних ССТ. Двусторонние соглашения РК о свободной торговле с ЕС и США В начале XXI века продолжался начавшийся еще в 90-е гг. процесс изменения географического распределения южнокорейской внешней торговли. США и ЕС уступали КНР и членам АСЕАН роль ведущих внешнеторговых партнеров РК (Таблицы 1 и 2). Вместе с тем южнокорейская экономика по-прежнему заинтересована как в снятии ограничений, связанных с выходом на американский и европейский Outlines of global transformations Volume 10, Number 4, 2017 147 рынки, так и в максимальном доступе к научно-техническому потенциалу своих западных партнеров. После двух лет интенсивных переговоров РК и Европейский Союз (ЕС) 6 октября 2010 г. подписали ССТ, вступившее в силу 1 июля 2011 г. Данное соглашение касалось только регулирования торговых обменов, причем сфера услуг рассматривалась преимущественно с учетом обсуждения этого вопроса в рамках южнокорейско-американских переговоров по заключению ССТ. В целом складывалось впечатление, что РК рассчитывала добиться принятия полномасштабного договора, охватывающего все грани двусторонних экономических отношений с тем, чтобы сформировать базу долгосрочных взаимодействий с ЕС. В то же время в ЕС рассматривали подготовку данного ССТ, скорее, в качестве пилотного проекта, апробация которого была бы учтена в ходе развития отношений с такими экономическими гигантами, как Китай, Индия и Япония. Южная Корея весьма осторожно подошла к открытию своего сельскохозяйственного рынка для европейских экспортеров. Одномоментно тарифы были сняты и квоты увеличены лишь на 30% объема сельскохозяйственного экспорта из ЕС в РК. Притом что поставки европейского продовольствия и сырья накануне заключения соглашения (данные за 2009 г.) составляли лишь 1,4 млрд долл. (четвертое место поставщиков аналогичной продукции в РК), снятие всех ограничений на импорт европейского продовольствия предусматривается лишь через 20 лет (Cooper et al., 2011a, p. 39). Что касается отраслей сферы услуг, то стороны согласились обеспечивать равные условия предоставления услуг на своей территории, при некоторых оговорках, касающихся, в частности, страхования. Сеул проявил в этом вопросе гибкость, учитывая, что такая постановка вопроса европейцами имела объективные основания, поскольку рынок услуг регулируется в РК более жестко, чем в ЕС.