Лекция
В декабре 1992 г. в Южной Корее впервые за много лет прошли свободные выборы, и тридцатилетию правления военных был положен конец. Однако это не облегчило диалог Севера и Юга. Подписанные Сеулом и Пхеньяном документы могли составить базу дальнейших переговоров о нормализации ситуации в Корее, так как, во-первых, они содержали обязательства сторон разрешить конфликт мирно, а во-вторых, Юг, по сути де- 242 ла, согласился учесть мнение севера о необходимости исключить присутствие американского ядерного оружия на южнокорейской территории. Это означало повышение уровня военного доверия между Сеулом и Пхеньяном, так как американское оружие на юге рассматривалось как средство уравновесить превосходство по обычным вооружениям, которое имеет КНДР. Препятствием для урегулирования в Корее были опасения руководства на севере в своей способности удержать власть в случае открытия КНДР внешнему миру, ослабления контроля над жизнью граждан, притока в КНДР знаний, практики и опыта рыночной экономики и политического плюрализма. Северокорейское руководство искало формулу отношений с Южной Кореей, США и Японией, которая помогла бы преодолеть изоляцию КНДР в мире, с одной стороны, и сохранить ее в качестве анклава социализма на базе идей чучхе (самопомощи, опоры на собственные силы), с другой. В ряде случаев, провоцируя рост напряженности, КНДР сумела добиться повышения своей роли в международных делах. «Перекрестное признание», которое имелось в виду при нормализации отношений СССР и КНР с Сеулом и принятии корейских государств в ООН, не получило завершения, так как Токио и Вашингтон на признание Пхеньяна не пошли. Переговоры КНДР с Японией уперлись в жесткие, по мнению Японии, требования о компенсации северокорейской стороне за злодеяния японских властей в Корее в годы колониального господства. Диалог с США зашел в тупик из-за разногласий сторон в вопросах американского военного присутствия на юге полуострова и оценки международного статуса Республики Корея. Северокорейское руководство отказывалось допустить Южную Корею к участию в переговорах об урегулировании и о замене действующего с 1953 г. перемирия в Корее мирным договором. Пхеньян был готов вести мирные переговоры только с США и только по вопросу о заключении мира. Вопросы отношений между Севером и Югом руководители КНДР считали внутрикорейским делом и не соглашались с мнением американской стороны о том, что мирный договор и нормализация отношений КНДР и РК являются элементами комплексного урегулирования. С начала 90-х гг. зарубежные эксперты стали высказывать мнение о том, что КНДР приблизилась к порогу самостоятельного производства ядерных взрывных устройств. Северокорей- 243 ский ядерный реактор на АЭС в г. Ёнбон считался главным объектом военного профиля, где, как предполагалось, вырабатывались материалы для ядерной бомбы. В ЦРУ полагали, что КНДР накопила достаточно плутония для изготовления нескольких бомб. США предложили КНДР провести переговоры по поводу происходящего. Однако переговоры в Нью-Йорке и Женеве не приносили результатов. США и Южная Корея пытались оказать давление на Пхеньян посредством угрозы применить санкции ООН. Однако Китай уведомил США о намерении выступить против санкций. Одновременно КНР пыталась убедить КНДР согласиться с требованием МАГАТЭ о проведении инспекции. Обстановка стала настолько напряженной, что весной – в начале лета 1994 г. в США обсуждали вопрос о нанесении упреждающих ударов по ядерным объектам КНДР с целью помешать осуществлению северокорейской ядерной программы. 8 июля 1994 г. в Пхеньяне умер Ким Ир Сен. Это событие разрядило обстановку. В августе 1994 г. в Женеве представители США и КНДР подписали соглашение об оказании Северной Корее технической помощи в мирном использовании ядерной энергии. КНДР согласилась заморозить осуществление своей ядерной программы и возобновить свое членство в Договоре о нераспространении ядерного оружия. США обязались не применять и не угрожать применением ядерного оружия против КНДР, а Северная Корея – принять меры для осуществления условий Декларации о создании безъядерной зоны в Корее и возобновить для этих целей диалог с Югом. КНДР и США договорились об открытии миссий связи. Однако нормализации отношений КНДР со странами Запада не произошло. В 1998 г. Северная Корея произвела успешный запуск искусственного спутника земли и продолжила разработку ракетных технологий. В августе того же года она осуществила серию испытательных запусков ракет, одна из которых была выпущена в направлении Японии, перелетела через ее территорию и упала в океан, что было зафиксировано службами слежения Японии и Южной Кореи. В политических кругах США и стран Дальнего Востока стал обсуждаться вопрос о ракетной угрозе, источником которой может быть Северная Корея. Отношения России с КНДР в середине 90-х гг. были натянутыми из-за решения Москвы признать Сеул. Россия перестала 244 считать себя связанной с КНДР союзным договором 1961 г., в соответствии с которым она должна была бы как правопреемница СССР оказывать помощь Северной Корее в случае войны на Корейском полуострове. В 1995 г. Москва уведомила КНДР об отказе от продления этого договора на очередной пятилетний срок. Одновременно Россия предложила КНДР начать подготовку нового договора, но это предложение не нашло поддержки у северокорейской стороны. Препятствиями для нормализации отношений КНДР с внешним миром являлись ее ядерная программа и подозрения в том, что Пхеньян укрывает на своей территории представителей японской террористической организации («красной армии»), занимавшейся угоном пассажирских самолетов. В марте 2000 г. во время пребывания в Вашингтоне делегации КНДР удалось достигнуть договоренности о сотрудничестве КНДР и США в борьбе против терроризма. Американская сторона обещала исключить КНДР из списка стран, поддерживающих международный терроризм. В том же году в Пхеньяне состоялся межкорейский саммит. В октябре 2000 г. в Пхеньяне побывала госсекретарь США М. Олбрайт. Между США, Японией и Южной Кореей начались консультации о принятии совместных мер для улучшения отношений с Северной Кореей. В 2000 г. с КНДР установили дипломатические отношения: Австралия, Филиппины, Бельгия, Канада, Испания, Германия, Люксембург, Греция, Бразилия, Новая Зеландия, Турция, Евросоюз. Северная Корея вступила в члены регионального форума АСЕАН по вопросам безопасности. Произошло некоторое оживление отношений КНДР с Китаем и Россией. Новый северокорейский лидер стал совершать поездки за пределы страны. 9 февраля 2000 г. в Пхеньяне министры иностранных дел РФ и КНДР подписали новый Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве взамен прежнего, который не исполнялся. Новый договор был сокращенным вариантом прежнего, однако из него были изъяты положения, предусматривавшие оказание российской стороной военной помощи Северной Корее. В июле 2000 г. состоялся визит президента РФ В. В. Путина в КНДР. Ким Чен Ир дважды посетил Москву. Тем не менее во многих странах опасения вызывало стремление Пхеньяна разработать новые технологии, позволившие бы КНДР резко увеличить радиус действия своих ракет, а также ядерная программа Северной Кореи, которую она официально 245 заморозила, но, по сведениям американских спецслужб, продолжала тайно осуществлять. Опираясь на их заключения, в июне 2002 г. президент США Дж. Буш в одном из своих официальных выступлений причислил КНДР к так называемой оси зла, подвергнув ее политику грубой критике за попытки разработать оружие массового поражения. Американская сторона угрожала применить силу против стран, которые проводят подобную политику. Пхеньян среагировал на выпад бурно. Северокорейские руководители в полемической форме подтвердили, что в интересах самообороны они ведут разработку ядерного оружия. Правительства Южной Кореи и Японии провели серию консультаций с США, стремясь предупредить обострение ситуации и выработать единую политику в северокорейском вопросе. Но конфликт продолжал нарастать. 18 сентября 2002 г. министр обороны США Д. Рамсфелд открыто заявил о том, что по американским сведениям КНДР имеет атомное оружие. В 1994 г. была достигнута договоренность с участием США и Южной Кореи о том, что корпорация КЕДО будет поставлять в КНДР топливный мазут для северокорейских тепловых электростанций в ответ на обязательство Пхеньяна заморозить программы развития атомной энергетики. В октябре 2002 г. в целях оказания давления на КНДР эти поставки было решено прекратить с 1 декабря 2002 г. Одновременно была прекращена помощь в сооружении для КНДР силами Южной Кореи и США двух реакторов, технология работы которых исключает получение сырья для производства ядерного оружия. В ответ Пхеньян заявил о намерении разморозить ядерную программу и запустить остановленный ядерный реактор в Ёнбоне для производства электроэнергии. Опасаясь, что Вашингтон начал подготовку войны против Северной Кореи, ее руководители 21 октября 2002 г. обратились к США с предложением заключить американо-северокорейский договор о ненападении и в его рамках урегулировать вопросы, связанные с ядерной программой КНДР. США отклонили эту инициативу. Вместе с тем 15 ноября президент Дж. Буш выступил в Вашингтоне с речью, в которой он официально заявил об отсутствии у США намерений нападать на КНДР. Это обязательство не удовлетворило руководство КНДР. Оно приняло решение разморозить ядерный реактор в Ёнбоне и выйти из договора о нераспространении ядерного оружия. 12 мая 2003 г. руко- 246 водство КНДР также заявило о выходе из подписанного между ней и Южной Кореей соглашения о создании на Корейском полуострове безъядерной зоны. Как страна, граничащая с КНДР, Россия проявляет вполне оправданную озабоченность ситуацией на Корейском полуострове. Имея огромный опыт отношений с Северной Кореей, Российская Федерация сохраняет имеющиеся каналы контактов с Пхеньяном, одновременно развивая сотрудничество с Сеулом. К сожалению, РФ не удалось пока выработать действенную и последовательную политику в отношениях с обеими Кореями. К тому же свертывание всесторонних и активных связей с КНДР привели к утрате влияния на политику Северной Кореи. В то же время отношения с Южной Кореей развивались быстро, но связывавшиеся с ними в 90-е гг. надежды не оправдались. В Сеуле не всегда правильно оценивали как проблемы внутри России, так и степень ее влияния на Пхеньян. Кроме того, Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН и, следовательно, правомерно рассчитывает на участие в решении корейской проблемы. Еще в 1993 г. Россия предложила созвать конференцию по безопасности в СевероВосточной Азии с участием всех заинтересованных сторон, а затем выступила с инициативой обсуждения этого вопроса в рамках регионального форума АСЕАН. Предложения США и РК, выдвинутые в 1996 г., начать четырехсторонние переговоры по корейской проблеме с участием США, Китая, Южной Кореи и КНДР критиковались Россией. Ведь соглашение о прекращении огня в 1953 г. было подписано представителями командования сил ООН и объединенной армии КНДР и китайских добровольцев. Таким образом, с точки зрения международного права ни один из предлагаемых участников переговоров к этому документу прямого отношения не имеет. Еще важнее то, что будущее соглашение о мире на Корейском полуострове не должно основываться на отживших постулатах времен холодной войны. Поэтому вполне оправданно впоследствии была согласована форма шестисторонней встречи с участием США, России, Китая, Японии и двух Корей. Естественно, что ослабление военно-политических позиций России в регионе существенно уменьшило возможность ее участия в решении проблем на Корейском полуострове. Поэтому российская политика в отношении двух Корей направлена в 247 первую очередь на предупреждение конфликта между Севером и Югом. Поддерживается нормальный и активный межгосударственный диалог с Пхеньяном, а развитие торговли призвано способствовать открытию для обеих стран новых возможностей в сотрудничестве. Одновременно Россия предпринимает шаги к согласованию со всеми заинтересованными сторонами проведения скоординированной политики в отношении как Сеула, так и Пхеньяна, с целью достижения полномасштабного урегулирования на Корейском полуострове. В конце первого десятилетия XXI в. ситуация на Корейском полуострове начала меняться. В январе 2009 г. Ким Чен Ир издал личную директиву руководителям Трудовой партии Кореи, где назвал Ким Чен Ына (своего сына) своим преемником, что позже подтвердили и спецслужбы Южной Кореи. В апреле 2009 г. южнокорейское агентство новостей «Ёнхап» сообщило, что Ким Чен Ын стал членом совета национальной обороны КНДР. 27 сентября 2010 г. Ким Чен Ыну было присвоено звание генерала армии. Ким Чен Ир скончался 17 декабря 2011 г. от сердечного приступа. А 24 декабря в центральном печатном органе ТПК, газете «Нодон Синмун», Ким Чен Ын впервые был назван Верховным главнокомандующим Корейской народной армии. Позднее он был утвержден в должности председателя Центрального комитета Трудовой партии Кореи. Во внешней политике в период нахождения Ким Чен Ына во главе страны, к концу 2012 г. КНДР вошла в клуб космических держав, при этом нарушив целых две резолюции Совета Безопасности ООН (соответственно от 2006 и 2009 гг.), тем самым вызвав всплеск негодования со стороны международного сообщества. В феврале 2013 г. КНДР успешно провела третье в своей истории ядерное испытание. Результатом действий Ким Чен Ына и руководства КНДР, проигнорировавших резолюции СБ ООН, стала весьма негативная реакция со стороны Совета Безопасности ООН, ужесточившего санкции против северокорейского режима. В ответ на это со стороны лидера Северной Кореи последовали угрозы о возможном превентивном ядерном ударе по Соединенным Штатам. Вскоре после инцидента, 8 марта 2013 г., руководство КНДР аннулировало договор о ненападении с Южной Кореей, подписанный в 1953 г. после окончания войны 1950–1953 гг. на Корейском полуострове. 248 В Республике Корея на парламентских выборах 2012 г. Пак Кын Хе (дочь экс-президента Пак Чон Хи) привела партию Сэнури к убедительной победе: партия получила большинство в парламенте (152 места из 300). Это способствовало упрочению позиций Пак Кын Хе внутри партии как потенциального кандидата на президентских выборах. Выборы кандидата в президенты от партии Сэнури состоялись 20 августа 2012 г. Пак Кын Хе победила своих конкурентов со значительным отрывом, получив 83,97 % голосов и была избрана кандидатом в президенты от партии. На президентских выборах 19 декабря 2012 г. Пак Кын Хе набрала 51,55 % голосов избирателей и стала первой в истории Южной Кореи женщиной-президентом. Пак Кын Хе занимает жесткую позицию в отношении КНДР, но готова к гибкости – она даже посещала Пхеньян, где встречалась с покойным лидером Севера Ким Чен Иром. Основа ее политической программы – снижение угрозы долгового коллапса в стране, форсирование темпов роста экономики и некоторое обуздание господствующих в ней «чеболей» – доминирующих промышленно-финансовых групп. Пак Кын Хе в ходе избирательной кампании извинилась перед народом за зверства и нарушения прав человека во время правления ее отца.
2 Политика «солнечного света» Ким Дэ Джуна.
Основными кандидатами на президентских выборах 1997 г. Были Ли Хвечан — кандидат от Правящей партии Новой Кореи, Ким Дэчжун — лидер оппозиционной партии Гражданское собрание за новую
политику, Ким Чжонпхиль — лидер Либерального демократического союза и независимый кандидат Ли Инчже. Предвыборная избиратель-ная кампания, начавшаяся 19 мая 1997 г., была насыщена политиче-скими скандалами. Так, Ли Инчже, один из лидеров правящей партии, выставил свою кандидатуру в качестве независимого претендента, тем самым нарушив внутрипартийную дисциплину.Финансово-экономический кризис сделал президентскую кампа-нию еще более острой и напряженной. Осенью 1997 г. возник конфликт между Ли Хвечаном, кандидатом в президенты от правящей партии, ипрезидентом Ким Ёнсамом. Ли Хвечан официально обратился к президенту Ким Ёнсаму с просьбой покинуть ряды партии. Для того что-бы продемонстрировать свою независимость от Ким Ёнсама, политика которого привела страну к кризису, Ли Хвечан принял решение пе-реименовать правящую партию в Партию Великой страны (Ханна-радан). Несмотря на такие меры, Ли Хвечан стойко ассоциировался у избирателей с правящей партией, в правление которой в стране раз-разился финансовый кризис.Ким Чжонпхиль снял свою кандидатуру в пользу Ким Дэчжуна и призвал своих избирателей отдать голоса кандидату от Гражданского собрания за новую политику. В период существования в Республике Корея авторитарных режимов Ким Дэчжун был одним из лидеров демократической оппозиции. За свои взгляды он подвергался преследованиям и репрессиям, был приговорен к смертной казни.На президентских выборах 1997 г. Ким Дэчжун одержал победу, хотя досталась она ему непросто. За него проголосовало 40,3% избирателей, пришедших на выборы, в то время как за Ли Хвечана — 38,7%. Разрыв составил лишь 390 тыс. голосов1. Президентские выборы 1997 г.открыли новую страницу в истории страны. Впервые за 50 лет существования РК политическая власть перешла в руки оппозиции путем честных прямых всенародных выборов. Мирная передача власти от правящей партии к оппозиционной через избирательный процесс стала еще одной вехой в демократическом развитии Республики Корея. В инаугурационной речи Ким Дэчжун отметил, что наступает период правления истинно народного правительства, выбранного демократическим путем. Большое внимание он уделил проблемам демократизации, борьбы с коррупцией, поиска путей выхода из экономического кризиса, который новоизбранный президент назвал наиболее серьезным испытанием для корейского народа со времен Корейской войны.
Также Ким Дэчжун заявил, что необходимо покончить с конфронтационным прошлым периода холодной войны в отношениях с Северной Кореей и обозначил три основных принципа политики «солнечного тепла» по отношению к КНДР. Для выхода из кризиса при непосредственном участии экспертов из МВФ была разработана программа действий, включавшая в себя реструктуризацию корейских финансово-промышленных групп чэболей,приватизацию банковской сферы, общую либерализацию экономики. Жесткая монетарная политика, реструктуризация банковской системы и банкротство неэффективных банков приводили к нарастаниюсоциальной напряженности в обществе, однако в целом действия по выходу из кризиса были вполне эффективными. Уже в 2000 г. Республика Корея демонстрировала экономический рост в 9,3%. Еще одним важным направлением деятельности Ким Дэчжуна стала нормализация отношений с Северной Кореей. Никогда прежде в истории Республики Корея КНДР не воспринималась в качестве партнера. Политика «солнечного тепла» Ким Дэчжуна, подробный анализ которой будет дан в третьей части монографии, была направлена на формирование механизма доверительного сотрудничества с Севером. Однако ее реализация, предполагающая активизацию экономических, культурных, политических связей с КНДР, была бы невозможна без активного внешнеполитического курса, направленного на формирование благоприятной среды для проведения такой политики. Одной из важнейших составляющих политики «солнечного тепла» стало обеспечение международной поддержки данной инициативы. На Корейском полуострове сошлись интересы таких игроков, как США, КНР, РФ как правопреемницы СССР и Японии. В этих условиях сближение двух Корей невозможно было осуществить без поддержки этих государств. США, как основной политический, экономический и военный партнер Республики Корея, находились в центре южнокорейской внешнеполитической активности. Долгие годы отношения двух стран выстраивались на базе военного альянса, который подразумевал наличие общей угрозы — Северной Кореи Впервые за весь период существования Республики Корея Ким Дэчжун стремился к вовлечению Севера в сотрудничество, а не в конфронтацию. В конце 1990-х гг. администрация Б. Клинтона также проводила достаточно мягкую линию по отношению к Пхеньяну, руководствуясь стремлением не допустить развития ядерных технологий на Севере. Таким образом, совпадение интересов позволило РК и США проводить более взвешенную совместную политику, нацеленную на нормализацию ситуации на Корейском полуострове.Серьезный прогресс наметился в южнокорейско-японских отношениях. В условиях экономического кризиса сотрудничество со второй экономикой мира, многолетним партнером Республики Корея в различных сферах было крайне важным. После испытаний северокорей-ских баллистических ракет 1998 г. Токио ввел санкции против КНДР. Политика «солнечного тепла» предполагала как минимум смягчение этих мер. Однако территориальный конфликт вокруг архипелага Токто, а также память о колониальном прошлом оказывали негативное влияние на двусторонние отношения. Ким Дэчжун проявил себя как весьма гибкий и осмотрительный политический деятель. Уже в инаугурационной речи он выразил намерение улучшить отношения с Токио. В конце февраля 1998 г. Былипредприняты первые шаги: на встрече с представителями Корейско-японского парламентского союза он заявил, что Республика Корея более не намерена требовать материальную компенсацию за так называемых «комфортных женщин». Наиболее приемлемой формой решения «Комфортные женщины», или «женщины для утешения» — женщины из Японии, Китая, Кореи, стран Юго-Восточной Азии, которые в результате обмана или принуждения были вынуждены работать в качестве проституток на так называемых «станциях комфорта/утешения» (по сути, в публичных домах), предназначенных для японских солдат на оккупированных Японской империей территориях.Всего к концу Второй мировой войны насчитывалось около 400 таких «станций комфорта», а в сексуальном рабстве по разным подсчетам оказалось 300–400 тыс. женщин, многие из которых не достигли возраста 18 лет. Четвертая часть их в результате различных причин погибла. В Японии, РК, КНДР и КНР оценки масштабов и характера данного явления различны: японские специалисты стремятся доказать, что проституция в основном носила добровольный характер, а количество женщин, вовлеченных в нее, было не так велико (около 20 тыс. на всех оккупированных территориях). Корейские и китайские исследователи приводят доказательства того, что в большинстве случаев женщины насильно принуждались к данномувиду деятельности. Вопрос о «комфортных женщинах» неоднократно приводилданного вопроса были названы искренние извинения со стороны японских официальных лиц. Таким образом, деликатная проблема, долгие годы привносившая серьезные осложнения в корейско-японские отношения, была практически урегулирована. В начале апреля 1998 г. на встрече с премьер-министром Японии Хасимото Рютаро в Лондоне Ким Дэчжун предложил вернуться к обсуждению соглашений по вопросам рыболовства. К осени 1998 г. Такие соглашения были заключены, при этом вопрос о спорных территориях в них обошли. Таким образом, проблема архипелага Токто на некоторое время была отложена. В октябре 1998 г. состоялся официальный визит Ким Дэчжуна на Японские острова, в ходе которого была подписана Совместная декларация о новом партнерстве между РК и Японией, обращенном в XXIвек. В этом документе впервые были зафиксированы письменные извинения японской стороны за период колониального правления Японии на территории Корейского полуострова. Премьер-министр Кейдзо Обути выразил глубокое сожаление и принес искренние извинения за период колониального правления, в ходе которого корейскому народубыло доставлено много боли и страдания. В свою очередь, Ким Дэчжун высоко оценил такое восприятие исторических событий и выразил надежду, что Япония и Республика Корея в будущем смогут выстраиватьконструктивные двусторонние отношения, не возвращаясь к ошибкам прошлого. Для облегчения культурного обмена между двумя странами Ким Дэчжун пообещал, что ограничения, налагаемые на проникновение японской массовой культуры в южнокорейское общество, постепенно будут снижены. В свою очередь, японская сторона пообещала продлить срок займа в 3 мдрд долл., предоставленного Экспортно-импортным банком Японии. Весной 1999 г., во время визита Кейдзо Обути в Республику Корея, основное внимание было направлено на политику «солнечного тепла», которая активно набирала обороты. Премьер-министр высоко оценил данные действия, а также обещал пересмотреть санкции, наложенныена КНДР после запуска баллистической ракеты в августе 1998 г. Благодаря гибкой и продуманной политике Ким Дэчжуна южнокорейско-японские отношения в конце 1990-х гг. получили новый импульс для дальнейшего развития. Определенная степень напряженности возникла в отношениях Японии и Южной Кореи лишь в начале 2001 г. Это было связано с внесением изменений в школьные учебники по истории, предложенным группой японских исследователей во главе с Нисио Кандзи, известным своими националистическими взглядами. Наибольшее возмущение вызвала оценка аннексии Корейского полуострова в 1910 г. как меры по стабилизации ситуации в Восточной Азии, поддержанной США и европейскими государствами. Протестные демонстрации прошли в Сеуле, Пхеньяне, Пекине, Тайбэе. Южнокорейская сторона приостановила некоторые совместные проекты с Токио, прежде всего в сфере безопасности. Однако такие события, как Чемпионат мира по футболу-2002 в РК и Японии, неоднократные встречи на высшем уровне и принесение премьер-министром
Дзюнитиро Коидзуми извинений за историческое прошлое способствовали нормализации отношений. В марте 2002 г. между двумя странами было подписано соглашение о содействии двусторонним инвестициям, а также обсуждалась возможность начала переговоров о создании совместной зоны свободной торговли. Отношения РК с КНР также развивались в позитивном ключе. За пять лет официально установленных дипломатических отношений двустороння торговля увеличилась многократно, достигнув в 1997 г. цифры 23,7 млрд долл. Тем самым объем торговли с КНР постепенно приближался к объему торговли с Японией, который составлял 42 млрд долл. На тот момент в силу высоких тарифных барьеров на сельскохозяйственную продукцию в Южной Корее у Китая наблюдалось отрицательное сальдо торгового баланса в торговле с РК. Кроме того, КНРпредставляла один из наиболее перспективных рынков для корейских прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Первоначально именно в Китае стала активно распространяться корейская массовая культура. Успех корейских дорам (телевизионных сериалов), а также художественных фильмов и поп-музыки привелк появлению термина «Корейская волна» (한류 Халлю). Данный феномен способствовал популяризации корейских товаров в Китае, впоследствии «Корейская волна» захлестнула всю Азию. В 2000-е гг. это явление распространилось уже по всему миру. Однако не только и не столько экономические связи с КНР представляли особый интерес для Республики Корея. Китай, многолетний союзник КНДР, единственное государство в мире, заключившее с Северной Кореей бессрочный Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, играл важнейшую роль в нормализации ситуации на Корейском полуострове на протяжении всех 1990-х гг. Реализация политики «солнечного тепла» во многом зависела и от позиции КНР. Для Китая наиболее благоприятным было сохранение status quo на Корейском полуострове. Мирное сосуществование двух государств, снижение общей напряженности в условиях фактического доминирования США в регионе отвечали стратегическим интересам КНР. Участие в регулировании первого ядерного кризиса на полуострове привело к улучшению внешнеполитического имиджа КНР на мировой арене. Таким образом, проводимая Ким Дэчжуном политика «солнечного тепла» в наибольшей степени соответствовала интересам КНР. В ноябре 1998 г. Ким Дэчжун с официальным визитом посетил Пекин. На встрече с Цзян Цзэминем он обсудил широкий круг вопросов. Ким Дэчжун особое внимание уделил сути политики «солнечного тепла», а также выразил надежду, что и в дальнейшем КНР будет играть важную роль в регулировании ситуации на полуострове. В ходе этой встречи президент РК предложил создать в Северо-Восточной Азии особый механизм для сотрудничества в сфере безопасности. В его рамках взаимодействие должны были осуществлять шесть стран: две Кореи, США, КНР, Российская Федерация и Япония. Фактически это был прообраз формата шестисторонних переговоров, который будет применен только в 2002 г. По итогам встречи было принято Заявление, в котором стороны договорились развивать всеобъемлющее сотрудничество в XXI в. К экономическим и культурным связям добавилось взаимодействие в сфере безопасности. Стороны договорились о взаимодействии в различных сферах, в том числе по вопросам науки и технологий, информации и телекоммуникаций, защиты окружающей среды, атомной энергии. Большое внимание было уделено глобальным проблемам современности, прежде всего распространению ядерного оружия и терроризму. Таким образом, всего за пять лет «добрососедские отношения» переросли во «всеобъемлющее партнерство». Однако уже в этот период проявились отдельные негативные моменты. В 1999–2000 гг. между КНР и РК разразилась торговая война, получившая название «чесночная битва». В ответ на ограничения импорта чеснока из КНР китайская сторона ввела запрет на ввоз некоторых групп товаров (прежде всего, мобильных телефонов) из РК. Стремление создать максимально благоприятную основу для проведения политики «солнечного тепла» и нивелировать последствия Азиатского финансового кризиса активизировало внешнеполитическую активность Республики Корея по отношению к странам АСЕАН. С конца 1980-х гг. в регионе стала нарастать экономическая взаимозависимость, интеграционные процессы интенсифицировались. За 80–90-е гг. ХХ в. удельный вес взаимных торговых и инвестиционных связей в Восточной Азии значительно возрос. Так, если в 1980 г. доля экспорта во внешней торговле внутри региона составляла 22%, а импорта 15,5%, то к 2001 г. доля экспорта увеличилась до 37,3%, а импорта до 43,2%.Доля прямых инвестиций внутри региона увеличилась с 19,7% в 1980 г. до 38,3% в 1994 г.8
Азиатский финансовый кризис отчетливо продемонстрировал, что для успешной деятельности необходима консолидация. Создание региональных механизмов, которые в будущем смогли бы препятствовать иностранным валютным интервенциям, стало насущной необходимостью. В ноябре 1998 г. на ежегодном саммите лидеров государств АТЭС в Куала-Лумпуре основное внимание было сосредоточено на поиске согласованных подходов к преодолению финансового кризиса и обеспечению общей экономической стабильности в АТР. В ходе работы форума Ким Дэчжун высказал мысль о том, что Республика Корея могла бы сыграть роль моста, объединяющего менее развитые и развитые страны, так как сама находится на переходном этапе. Также президент РК призвал развитые страны оказать помощь тем странам Восточной Азии и Латинской Америки, которые в наибольшей степени пострадали от кризиса. В декабре 1998 г. в Ханое состоялся саммит АСЕАН, на который официально были приглашены президент РК Ким Дэчжун, премьер-министр Японии Кейдзо Обути и вице-президент КНР Ху Цзиньтао. В ходе работы саммита Ким Дэчжун предложил создать Восточно-азиатскую группу по ведению экономического сотрудничества для того, чтобы интенсифицировать экономические связи между странами АСЕАН, с одной стороны, и Республикой Корея, КНР и Японией, с другой. Похожее предложение выдвинул и китайский лидер. Таким образом, именно на саммите 1998 г. был дан старт интеграционным процессам между АСЕАН и тремя государствами Северо-Восточной Азии. В ходе саммита обсуждалась работа регионального форума АСЕАН АРФ (региональный форум АСЕАН по безопасности), который фактически был единственным диалоговым механизмом на государственном уровне для обсуждения вопросов безопасности в регионе. Ким Дэчжун предложил пригласить Северную Корею в качестве диалогового партнера. Тем самым южнокорейский президент стремился вывести КНДР из международной изоляции, в которой она пребывала все 1990-е годы. Еще одним направлением, на котором было сосредоточено внимание Ким Дэчжуна, стал Европейский Союз. Это было обусловлено как экономическими причинами (Европейский Союз — крупнейший торговый и инвестиционный партнер РК, обеспечивающий более 6 млрд долл. ПИИ), так и военно-политическими. Европейский Союз входил в Исполнительный комитет концерна КЕДО, строившего реакторы на легкой воде для Северной Кореи. Таким образом, ЕС был включенв систему по контролю над ядерным распространением на Корейском полуострове. В качестве диалоговой площадки с Европейским Союзом была избрана международная организация АСЕМ, созданная в 1996 г. и объединившая государства Восточной Азии и Европы. На саммите АСЕМ в Лондоне в апреле 1998 г. Ким Дэчжун прилагал максимальные усилия для того, чтобы улучшить инвестиционный имидж своей страны. Там же был представлен поэтапный план, согласованный с МВФ, по выходу Республики Корея из кризиса. В ходе саммита Ким Дэчжун провел двусторонние переговоры с премьер-министром Великобритании Тони Блэром и президентом Франции Жаком Шираком, основной целью которых было познакомить европейских политиков с особенностями политики «солнечного тепла». На встрече АСЕМ было принято решение о проведении следующего саммита в 2000 г. в Сеуле. Политика «солнечного тепла», одобренная лидерами США, КНР, Японии, России, а также получившая поддержку на региональном и глобальном уровнях, активно приводилась в действие. Особенность этой политики заключалась в том, что экономические связи были отделены от политических и политические разногласия и конфликты двух сторон не могли помешать экономическим отношениям. Ни запуск баллистической ракеты «Тхэподон-1», ни инцидент с участием военно-морских кораблей РК и КНДР в Желтом море не повлияли на экономическое сотрудничество двух стран. В июне 2000 г. произошло историческое событие, ставшее своеобразным итогом «солнечной политики» Ким Дэчжуна: в Пхеньяне состоялся саммит на высшем уровне между лидерами РК и КНДР — президентом Ким Дэчжуном и председателем Государственного комитета обороны Ким Чен Иром. Встреча между руководителями двух разделенных государств состоялась впервые за весь период раскола полуострова. По итогам встречи была принята Совместная декларация Севера и Юга от 15 июня 2000 г. Деятельность Ким Дэчжуна высоко оценило все мировое сообщество. В 2000 г. его кандидатуру выдвинули на получение Нобелевской премии мира. В числе 150 номинантов также присутствовали российский экс-премьер-министр В. Черномырдин, американский президент Б. Клинтон, бывший президент Финляндии Мартти Ахтисаари. Лауреатом премии стал Ким Дэчжун. Он получил эту почетную награду за «кропотливую работу в деле воссоединения Северной и Южной Кореи и укрепление демократии и прав человека в Южной Корее и Восточной Азии в целом». Впервые в истории представитель Республики Корея стал лауреатом Нобелевской премии11Внешнеполитический курс Ким Дэчжуна, нацеленный на создание благоприятных условий для взаимодействия двух Корей, а также изменения во внутриполитической жизни РФ (избрание президентом В. Путина в 2000 г.) привели к интенсификации российско-южнокорейских отношений. Москва, нормализовавшая отношения с Пхеньяном, одновременно стремилась сбалансировать и отношения с Сеулом. В феврале 2001 г. В. Путин с официальным визитом посетил Республику Корея. По результатам этого визита было подписано Совместное заявление, в котором отмечалась «готовность и стремление Российской Федерации продолжать поддержку линии на налаживание межкорейских контактов и продуктивное сотрудничества между Югом и Севером Кореи». В. Путин обозначил основополагающие принципы российской политики на Корейском полуострове: невмешательство в межкорейский диалог, мирный дипломатический путь регулирования возникающих проблем, безъядерный статус Корейского полуострова. Также В. Путин подчеркнул важность совместных экономическихпроектов между РФ, РК и КНДР. Наибольшее внимание привлекли проект продления Транссибирской магистрали на юг Корейского полуострова и проект соединения Транссиба и Транскорейской железной дороги (ТКЖД). Также обсуждались вопросы энергетики, перспективы прокладки газового трубопровода на юг Корейского полуострова через Китай. Однако благоприятные международные условия, в которых Ким Дэчжун успешно реализовывал свою внешнеполитическую линию, существовали недолго. В 2000 г. президентом США был избран представитель республиканцев Дж. Буш-младший. В Конгрессе большинство мест также было у республиканцев, что привело к серьезным изменениям во внешней политике США. Северная Корея рассматриваласьв качестве противника, чьи жизненные интересы находятся в прямом конфликте с национальными интересами США. В этих условиях продолжение прежней внешнеполитической линии на Корейском полуострове было едва ли возможным. Террористическая атака 11 сентября 2001 г. стала поворотной вехой в развитии всей системы международных отношений. Борьба с террористической угрозой стала одной из основ в обеспечения безопасностиСША на глобальном и региональном уровнях. В самом начале 2002 г. ЦРУ представило доклад о ракетной угрозе, в котором в том числе фигурировали Северная Корея, КНР, а также Иран, Ирак, Россия, Индия и Пакистан. Большое значение придавалось укреплению традиционных военно-политических связей в регионе, а также формированию ПРО ТВД (противоракетная оборона театра военных действий), начатому после запуска северокорейской баллистической ракеты в 1998 г. В этих условиях политика «солнечного тепла» постепенно теряла свою эффективность, так как нарастающее противостояние в отношениях США и КНДР приводило и к кризисным явлениям в межкорейском взаимодействии. Так, весной 2001 г. американская администрация фактически наложила запрет на поставки электричества из РК в КНДР. Она мотивировала это тем, что данные действия могут затруднить инспекции ядерных объектов, так как дополнительные поставкиэнергии нарушают договоренности, достигнутые в рамках КЕДО Причисление КНДР к «оси зла» вместе и Ираком и Ираном в январе 2002 г. привело к эскалации кризиса на Корейском полуострове, а также усилило антиамериканские настроения в южнокорейском обществе. С 2002 г. в Республике Корея начинается новый виток антиамериканизма. Дополнительным фактором стал инцидент с гибельют южнокорейских школьниц под гусеницами американских танков. По стране прокатились массовые антиамериканские выступления. Основным требованием их участников стал вывод американских войск с территории Южной Кореи, а также вынесение обвинительного приговора американским солдатам, виновных в гибели подростков. Одновременно с этим США продолжали оставаться важнейшим военно-политическим партнером РК в регионе. Несмотря на конкурентные преимущества французской компании Dassault Aviation, в мае 2002 г. корейское правительство предпочло заключить четырехмиллиардную сделку с корпорацией Boeing. Таким образом, американская компания стала основным контрагентом ВВС Республики Корея, хотя французская сторона предлагала более выгодные условия по трансферту технологий.
В целом экономическое сотрудничество двух стран оставалось на высоком уровне. Общий объем двусторонней торговли в 2002 г. составил почти 56 млрд долл., при этом сальдо в пользу Южной Кореи составило почти 10 млрд долл. Еще одним важным направлением в партнерстве двух стран стало участие Республики Корея в антитеррористической коалиции и отправка южнокорейского контингента в Афганистан в 2001 г. В октябре 2001 г. Республика Корея подписала международную Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма. В период войны в Афганистане Южная Корея предоставила 12 млрд долл. в качестве гуманитарной помощи афганским беженцам через такие организации, как ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) и продовольственную программу ООН. Еще 45 млрд долл. с 2002 по 2004 гг. Сеул выделил на восстановительные работы и развитие инфраструктуры а Афганистане. Вместе с тем в военном сотрудничестве США и РК наблюдался и рост противоречий, прежде всего в сфере создания системы ПРО ТВД в Восточной Азии. После запуска баллистической ракеты КНДР в 1998 г. США активно начали разрабатывать данную систему, их основным партнером стала Япония. Попытки включить в данную программу РК заканчивались неудачей, так как южнокорейские политики справедливо опасались, что участие их страны в ПРО ТВД может способствовать разворачиванию гонки вооружений с Северо-Восточной Азии. 2002 год, последний год президентства Ким Дэчжуна, был ознаменован событием мирового масштаба — на территории Республики Корея и Японии прошел 17-й Чемпионат мира по футболу. Примечательно, что впервые за всю свою историю он проходил в Азии, на территории сразу двух стран. Церемония открытия чемпионата проходила в Южной Корее, в Сеуле. В красочном действии, вобравшем в себя как традиционные мотивы, так и современные технологии, приняли участие около 2,5 тыс. артистов. За действием наблюдали 70 тыс. зрителей, еще более миллиарда человек смотрели телетрансляцию. Всего за время Чемпионата Южную Корею посетило более полумиллиона человек. В стране была создана соответствующая инфраструктура, включающая в себя как спортивные комплексы, так и туристические и транспортные сооружения. В ходе проведения Чемпионата также были организованы разнообразные мероприятия, призванные познакомить иностранных туристов с самобытной корейской культурой. Достижением Республики Корея стало не только проведение мероприятия такого высокого уровня. Футбольная команда Республики Корея под руководством голландского тренера Г. Хиддинка вышла в полуфинал Чемпионата. Такого впечатляющего успеха корейского, да и в целом азиатского футбола не мог предсказать никто. Чемпионат мира по футболу-2002 стал очередным важным шагом, на пути на упрочения позиций Республики Корея в качестве развитого государства, активного члена мирового сообщества. к обострению отношений между государствами Восточной Азии.
Место стран Восточной Азии в современном миропорядке Восточная Азия (ВА) – субрегион Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Традиционно в него включают Южную и Северную Корею, восточную часть Китая, Японию, Дальний Восток России. Указанные страны отличаются друг от друга историей формирования, размерами территорий, составом и образом жизни населения, этнопсихологическими особенностями, экономическими потенциалами, характером политических режимов. К тому же динамика развития стран ВА в течение последних десятилетий характеризуется нарастанием дифференциации между ними во всех измерениях. Тем не менее можно говорить о Восточной Азии не только как о географическом понятии, но и как о субрегионе со своими геополитическими, геоэкономическими и другими особенностями, которые выделяют его в международном сообществе. Все государства ВА примыкают к акватории Тихого океана, имеют общие границы. Большинство их населения, кроме России, принадлежит к одной расе и исповедует одинаковые или близкие религии. Их долгая история с взаимными войнами, нашествиями, завоеваниями одних другими, перемещением больших масс людей через этнические границы многое перемешала в судьбах народов Восточной Азии. Это не могло не отразиться на современном состоянии и образе жизни населения региона. В ХХ в. событием, кардинально изменившим жизнь народов стран ВА, явилась Вторая мировая война. Она изменила общественно-политическое устройство государств региона, их место и роль в регионе и в мире вообще. Впоследствии огромное влияние на соотношение сил в регионе и положение дел в каждой из его стран оказали Советский Союз и США. Противостояние этих двух «сверхдержав» почти полвека определяло состояние и тенденции развития международных отношений в ВА. Китай, пройдя через колоссальные социально-политические потрясения 50–70-х гг., смог найти в себе силы стремительно выдвинуться в ряд действительно ведущих мировых держав, получив, таким образом, реальную возможность оказывать серьезное влияние на ситуацию в ВА. Япония, потерпев поражение во Второй мировой войне, оказалась оккупированной, а впоследствии во многих отноше- 250 ниях зависимой от США. Тем не менее Япония в очередной раз продемонстрировала удивительную способность не только адаптироваться к изменившимся условиям, но и, сохранив свою национальную идентичность и своеобразие, использовать чуждое влияние и даже давление для усвоения новых знаний, норм и ценностей. Это и позволило ей превратиться в одно из передовых государств мира, обладающих мощной экономикой и огромным научно-техническим потенциалом. Однако ее политическое влияние (в том числе и в ВА) заметно отстает от ее экономического потенциала, прежде всего из-за отрицательных последствий милитаристского прошлого и особых отношений с США. Корея была освобождена от длительного колониального господства Японии, но оказалась расколотой на два враждебных друг другу государства вследствие кровопролитного межкорейского военного конфликта, в котором принимали непосредственное участие крупнейшие государства региона (СССР и Китай) и США. Корея стала главной жертвой холодной войны на Востоке, в которой основными соперниками являлись СССР и США. Развитие на севере и юге полуострова пошло по кардинально расходящимся направлениям. На рубеже ХХ–ХХI вв. на Корейском полуострове продолжает сохраняться напряженность, что серьезно осложняется наличием здесь ракетно-ядерного оружия. На общей военно-политической обстановке в Восточной Азии сказывается наличие рядом мощного военного потенциала Китая и России и, конечно, непосредственное американское военное присутствие в этом районе. Только в Южной Корее и Японии находится более 100 тыс. военнослужащих США (соответственно 35,5 тыс. и 80 тыс.). Вывод 12,5 тыс. американских солдат и офицеров из Южной Кореи, осуществляемый в рамках передислокации американских войск, расположенных в различных регионах мира, компенсируется модернизацией вооружения и боевой техники. Одним из крупнейших покупателей американского оружия продолжает оставаться Южная Корея. В то же время численность регулярных вооруженных сил КНДР превышает общую численность ВС Южной Кореи почти в 2 раза, а численный состав вооруженных сил самообороны Японии – в 4 раза. Если же сложить условно военно-стратегические потенциалы КНДР и РК, получится, что на пороге ХХI в.
3 Межкорейские политические контакты и переговорный процесс. Межкорейские экономические отношения. Межкорейские военные отношения. Вооруженные конфликты и столкновения.
Корейский полуостров – это один из наиболее милитаризированных районов на планете. Особенно встревожены наращиванием военных приготовлений Пхеньяна в Японии, находящейся в радиусе действия северокорейских ракет. Окончательно исключить Корейский полуостров из разряда взрывоопасных зон Восточной Азии в какой-то мере могло бы объединение двух корейских государств. Однако это – задача не сегодняшнего и не завтрашнего дня. Ее решение, как представляется, займет достаточно продолжительный период и сейчас не стоит в повестке дня практической политики. Вместе с тем ее осуществление предполагает целенаправленные и скоординированные усилия как корейских государств, так и всех стран региона, с участием США. В целом можно констатировать усиление роли Китая в политической сфере международных взаимодействий в регионе и мире в целом. Этому способствует взвешенная позиция руководства страны при разрешении многих ключевых проблем современности. И как член Совета Безопасности ООН, и как активный участник различных глобальных и региональных организаций Китай стремится проводить самостоятельную внешнюю политику, отказывается вступать в любые блоковые структуры и позиционирует себя на мировой арене как государство, применяющее на практике принципы мирного сосуществования. Японии, несмотря на все прилагаемые усилия, пока не удается решить важнейшую задачу в политической области – приведение политического веса страны на мировой арене в соответствие с ее экономической мощью. Одним из возможных путей частичного решения данной проблемы видится в получении места в Совете Безопасности ООН в качестве его постоянного члена. Однако этому противятся многие государства, среди которых есть и соседи Японии по Восточной Азии. В региональном масштабе предстоит сделать еще очень много для преодоления негативного опыта прошлого, в том числе решить территориальные проблемы. Для государств Корейского полуострова насущнейшей задачей представляется преодоление раскола нации, недопущение любых проявлений конфронтации между собой, в том числе и с участием других субъектов региональных отношений и внерегиональных держав, что позволит уже в обозримом будущем приблизиться к использованию на практике возможностей для интеграции, имеющихся в настоящее время. Объединенная Ко рея сможет занять достойное место среди акторов международных отношений в формирующемся миропорядке. Экономическая ситуация в ВА также достаточно сложна и противоречива. Однако именно в сфере многостороннего экономического сотрудничества, в развитии двусторонних торговоэкономических связей страны региона смогли продвинуться дальше, чем в области политической. В конце прошлого – начале нынешнего столетия развитие стран региона проходило и проходит под знаком усиления процессов глобализации, что характерно для всего мира. Большинство стран региона применяет экспортно ориентированную модель развития. Это предполагает постепенную либерализацию экономики и ограничение функций государства. Первыми по этому пути пошли Япония и Южная Корея. Вначале Япония, а затем и Южная Корея продемонстрировали всему международному сообществу удивительные темпы развития национальных экономик. В течение действительно феноменальной модернизации творцы «японского и корейского чуда» увеличили национальный продукт в 4–5 раз и естественно включились в жизнь современной мировой экономики. Постепенно произошел переход к развитию капиталоемких и наукоемких отраслей (телекоммуникации, автомобилестроения, робототехники, судостроения, производства компьютеров). Традиционные трудоемкие отрасли и сборочные производства начали переносить в Китай, который по примеру соседей приступил к политике реформ и открытости. Наблюдаемый в последнее время бурный экономический подъем в Китае позволяет обоснованно применить термин «чудо» и к этой стране. Преследуя национальные интересы, эти страны смогли учесть все плюсы и минусы глобализации. Чтобы добиться конкурентоспособности на международном уровне, пробиться на рынки передовых стран, потеснить их товары и услуги, они эффективно использовали западные технологии и инвестиции. Следует отдать должное и умению успешно применять исторически сложившуюся национальную специфику: уникальную трудовую этику, дисциплину, привычку к патернализму, этнические особенности, обычаи и т. п. Представляется, что «эпоха азиатского чуда» в том виде, в каком она предстала миру в конце ХХ столетия, подходит к концу. Рынки западных стран перенасыщены неплохими и деше- выми товарами из Китая и новых индустриальных государств. Но главное заключается в том, что мир все глубже втягивается в постиндустриальную фазу развития, где пусть и очень эффективные в прошлом технологии уже не обеспечивают конкурентоспособности. Здесь нужны фундаментальные научные знания, развитая база для технологических новаций, большой исследовательский потенциал, хорошо подготовленные высокопрофессиональные кадры, высокий общий образовательный уровень рабочей силы и специалистов, соответствующая культурная среда в конкретном социуме. Япония уже в 90-е гг. была сильно обеспокоена явным отставанием от США и Западной Европы в производстве и экспорте «интеллектуальной продукции». В результате принятых правительством мер выделение средств на научные изыскания было доведено до 98,6 млрд долл. Подобная же переориентация экономической политики наблюдается и в Китае и в Южной Корее. Во всех странах Восточной Азии в два-три раза увеличена доля ВВП, которая направляется на НИОКР и высшее образование. На эти же цели выделяется значительная часть инвестиций. С наступлением нового этапа углубления интеграционных процессов в мире для Восточной Азии, с одной стороны, открываются новые возможности, а с другой, растет количество проблем, связанных с глубокими различиями в уровне развития стран региона и степенью их участия в интеграционных процессах. Положительным примером являются продвинутые Япония и Южная Корея, а отрицательным – Северная Корея, фактически изъятая из мировых политических и экономических процессов. Северная Корея после освобождения от японской оккупации в середине ХХ в. значительно превосходила Южную по промышленно-экономическому потенциалу. Однако уже к 80-м гг. прошлого столетия безнадежно отстала от нее. Причинами явились: односторонняя ориентация на экономические отношения с Советским Союзом, усугубившая и без того трудное положение, когда эти отношения испортились в начале 90-х гг., а китайская помощь объективно не смогла компенсировать возникшее отставание; командная система экономики и огромные военные расходы, поглощавшие до 50 % государственного бюджета. Вследствие этого можно наблюдать беспрецедентное снижение жизненного уровня населения, нехватку продоволь- 254 ствия, топлива. Все более возрастающая разница в уровне жизни на юге и севере Кореи обостряет проблему северокорейских беженцев, что также отражается на отношениях между КНДР и РК. Тем не менее возможности и перспективы стран ВА в развитии внутрирегиональных экономических связей достаточно благоприятны. Они связаны с наличием значительного количества природных ресурсов и взаимодополняемостью национальных экономик как основы потенциального экономического роста и ускорения экономической интеграции в Восточной Азии. Природные богатства сосредоточены в Сибири и на Дальнем Востоке России, в Северо-Восточном Китае, в прилегающей к ВА океанской и морской акватории. Значительными технологическими и инвестиционно-финансовыми возможностями располагают Япония и Республика Корея (к ним в последнее время обоснованно можно отнести КНР). При этом первенство остается за Японией, которая является центром притяжения для стран региона, источником капиталов, технологий, моделью развития. В Китае, а также в Северной Корее присутствует избыточная рабочая сила, к сожалению, часто низкоквалифицированная. Экономическому сотрудничеству здесь также благоприятствует общее географическое пространство, объединенное воздушными и железнодорожными транспортными артериями, а также водным транспортом бассейнов Японского и Южно-Китайского морей. И хотя существуют политические и экономические проблемы на пути оформления и развития экономической кооперации, неформальный процесс интеграции быстро развивается. В последние годы после преодоления последствий азиатского финансового кризиса 1997 г. можно констатировать оздоровление хозяйственной конъюнктуры в ВА. Особо впечатляют успехи Китая, хотя многие экономисты говорят о перегреве китайской экономики, слишком большом объеме инвестиций, слишком большой сумме «плохих кредитов» и огромном внутреннем долге. Попытки ограничения инфляции сдерживают рост курса национальной валюты, что вызывает недовольство США и других внешнеторговых партнеров КНР. Южная Корея также вполне успешно преодолела последствия финансового кризиса и вышла на средние темпы развития. После длительного периода дефляции наблюдается оживление хозяйственной деятельности в Японии, при этом следует отме- 255 тить меры правительства по реформе как корпоративного, так и государственного секторов. Внешнеэкономические связи стран ВА имеют солидные показатели. Их доля составляет в пределах 15 % всего мирового экспорта и 12 % импорта. Необходимо отметить, что эти показатели достигнуты в основном Японией, Южной Кореей и Китаем, на которых приходится более 90 % совокупного экспорта стран ВА и почти 97 % импорта. При этом доля внутрирегиональной торговли в общем внешнеторговом обороте пяти стран ВА составляет 20 % по экспорту и 25 % по импорту. Доля стран ВА во внешней торговле составляет соответственно: Японии – 18 %, Республики Корея – 27 %, Китая – 30 %. Высокий уровень внутрирегиональной торговли также поддерживается в основном Японией, Китаем и Республикой Корея. Необходимо отметить слабую вовлеченность РФ во внутрирегиональную торговлю. На начало ХХI в. товарооборот России со странами региона составлял около 1,5 % от всего объема внешней торговли страны. А доля РФ во внешней торговле стран ВА не превышала 1 % (за исключением Китая). При этом экономические связи со странами региона ограничены в основном российским Дальним Востоком и Восточной Сибирью. Оценивая в целом развитие экономических связей и уровень экономической интеграции в регионе ВА, следует признать, что они далеко не соответствует имеющимся здесь возможностям. Региональные экономические связи в Восточной Азии расширяются и углубляются главным образом благодаря сотрудничеству Китая, Южной Кореи и Японии. Что же касается России, то она до сих пор занимает весьма скромное место в прямых капиталовложениях этих крупнейших стран Азии и в их общем товарообороте. А Северная Корея остается пока в основном лишь номинальным членом экономического сообщества ВА. Конечно, развитие интеграционных процессов в ВА сдерживается политическими и другими факторами, уходящими корнями в историю. В их числе резкая дифференциация стран по военно-политическим, экономическим и другим признакам и, конечно же, неурегулированность проблем безопасности, ядерная проблема КНДР, разделенность Корейского полуострова, наличие пограничных споров и территориальных претензий практически всех стран региона друг к другу, за исключением, пожалуй, РФ и КНР. Представляется, что решение экономиче- 256 ских проблем и продвижение по пути расширения и углубления экономической интеграции в ВА имеет и свои положительные моменты, в частности может значительно способствовать улучшению политического климата в регионе. И хотя здесь нет межгосударственных структур типа ЕС в Европе или АСЕАН в Юго-Восточной Азии, интеграционное взаимодействие в ВА осуществляется другими путями. Одним из направлений можно назвать участие в работе форума АзиатскоТихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Процесс развития интеграции в ВА происходит и через вхождение в другие структуры Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, намечается создание Восточно-Азиатского форума с участием Китая, Японии, Южной Кореи, подключение Китая и Японии к свободной торговой зоне (АФТА) стран АСЕАН и др. Основной формой сотрудничества на пути реального сближения стран в ВА стало заключение дву- и трехсторонних соглашений. Так, например, между Японией и Южной Кореей разработан план и готовится соглашение о создании свободной торговой зоны. Китай, Япония и Республика Корея создали трехстороннюю аналитическую группу, которая должна предоставлять согласованные рекомендации правительствам своих стран по координации экономической и финансовой политики и развитию трехстороннего торгового и инвестиционного сотрудничества. На научном и деловом уровнях началась проработка таких важнейших проблем, как создание единого энергетического кольца для стран ВА, транспортных коридоров из ВА в Европу через территорию России, образование зоны свободной торговли и валютного союза в Восточной Азии. Организации японских предпринимателей предложили создать в ВА «свободную деловую зону», которая объединила бы экономики Китая, Японии и Южной Кореи. Одновременно предполагается, что такая зона будет свободной для участия американских компаний, которые намерены инвестировать проекты по освоению природных ресурсов на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, активному использованию и расширению российских коммуникаций, которые связывают уже сегодня государства ВА и страны Европы. Это объективно повлечет за собой необходимость согласования единых правовых норм, обеспечивающих гарантии и защиту свободного передвижения в регионе товаров, финансов, рабочей силы, ноу-хау. А в длительной пер- 257 спективе будет формироваться единый инвестиционный режим (единые стандарты при производстве товаров, аудита финансовых институтов, обеспечения безвизовых режимов, взаимное признание дипломов и адаптация систем образования и обучения). Можно обоснованно прогнозировать, что по мере устранения указанных выше политических препятствий и совместной проработки крупных экономических проектов ситуация в Восточной Азии кардинально изменится. А государства, входящие в регион, смогут не только развивать собственные экономики и повышать уровень жизни населения, но и серьезно влиять на процессы, происходящие в быстро меняющемся мире. При этом роль таких стран, как Китай, Южная Корея и Япония, существенно изменится в сторону повышения их значимости, а степень их влияния на все стороны жизни международного сообщества неизмеримо возрастет.
Межкорейский саммит, прошедший 13-15 июня 2000 г., дал заметный толчок активизации межкорейских отношений.
Летом 2000 г. южнокорейские корпорации «Эл Джи» и «Самсунг» объявили о намерении расширения сборочных производств в Северной Корее.
29-31 июля 2000 г. в Сеуле прошли Первые переговоры Юга и Севера на уровне министров. Северокорейскую делегацию возглавлял ответственный советник кабинета министров КНДР Чон Гымчжин. 31 июля 2000 г. президент РК Ким Дэчжун лично принял северокорейскую делегацию. На переговорах была достигнута договоренность о возобновлении работы Офиса прямой связи между Югом и Севером (Намбук ёллак самусо), который вновь открылся 14 августа 2000 г. Также было запланировано, что Вторые переговоры Юга и Севера на уровне министров пройдут в Пхеньяне с 29 августа по 1 сентября 2000 г.
На протяжении последующих лет межкорейские министерские переговоры проходили достаточно регулярно (см. табл. 6).
Название «министерские» употреблялось по причине того, что делегация Республики Корея возглавлялось Министром объединения (в то время-Пак Чэгю), а делегация КНДР — ответственным работником кабинета министров, уполномоченным курировать вопросы объединения.
Именно на Первых переговорах на уровне министров впервые началось практическое обсуждение воссоединения железных дорог Севера и Юга, в том числе и для того, чтобы соединить железные дороги Республики Корея с континентом. Для того, чтобы «воссоединить» дорогу, проходящую вдоль западного побережья Корейского полуострова, требовалось разминировать участок земли в районе демаркационной линии и демилитаризованной зоны и восстановить железнодорожное полотно протяженностью 20 км — от южнокорейского Мунсана (расположен в 12 км до демаркационной линии; расстояние до Сеула — всего 46 км), и далее-до северокорейского селения Пон-донни.
Вторая половина 2000 г. может рассматриваться как первый пик в межкорейских отношениях после Пхеньянского саммита лета 2000 г
С 4 по 12 августа 2000 г. КНДР посетила группа представителей 46 южнокорейских средств массовой информации, с которыми Ким Ченир встречался лично. Вряд ли можно считать историческим посещение страны группой журналистов, однако интервью, данное им лидером КНДР Ким Чениром, было из ряда вон выходящим и, к сожалению, осталось практическим незамеченным мировой общественностью. Интервью же намечало совершенно иной курс лидера КНДР в сфере международной политики, в сфере отношений с Южной Кореей.
В интервью Ким Ченир заявил, что имеет намерение организовать встречу членов разделенных семей (семей, члены которых оказались по разную сторону от демаркационной линии после освобождения Кореи в 1945 г. и после Корейской войны 1950-1953 гг.) не только в августе, но и в сентябре 2000 г.
Во-вторых, Ким Ченир сказал о том, что в Пхеньяне проходят севе-рокорейско-американские переговоры, имеющие, в частности, целью исключение КНДР из американского списка государств-террористов. При этом по поводу США и ракетной программы Ким Ченир сделал поистине сенсационные заявления, в которых говорилось о том, что ракетная программа — это проявление особой «философии», которая заключается в том, что малые страны должны уметь противостоять «сверхдержавам» в их желании подчинить мир себе. Но не более. Никто не собирается нападать на США и другие страны. Смешно думать, говорил Ким Ченир, что одной-тремя ракетами можно выиграть войну. Он сказал, что КНДР готова отказаться от ракетной программы, если США будут выводить на орбиту спутники КНДР.
Таким образом, в августе 2000 г. на Корейском полуострове впервые за более чем полувековое разделение стали закладываться основы мирного решения всех региональных проблем.
С 15 по 18 августа 2000 г. одновременно в Сеуле и Пхеньяне прошла первая встреча членов так называемых разделенных семей (исан качжок). Встреча проходила одновременно на Юге и на Севере полуострова. Имел место обмен делегациями родственников. Северокорейске участники встречи отправилась в Сеул на самолете авиакомпании «Эр Коре» (Ил-62М), а южнокорейские на самолете авиакомпании «Кориан эа» — в Пхеньян.
Впоследствии подобные встречи происходили достаточно регулярно (см. табл.8). Но уже не в Сеуле или в Пхеньяне, а в специально построенном комплексе в туристической зоне Кымгансан. Также стали организовываться виртуальные встречи в формате видео-конференции. Однако впоследствии эти встречи не привлекали такого внимания СМИ, как это было в первый раз, в августе 2000 г.
Вторые переговоры Юга и Севера на уровне министров состоялись в Пхеньяне 29—31 августа. Вторые переговоры также можно определить как особые не только по характеру достигнутых договоренностей, но и по тому, какие знаки внимания оказал главе южнокорейской делегации лидер КНДР Ким Ченир.
На вторых переговорах стороны договорились о том, что: 1) в 2000 г. произойдут еще несколько встреч членов разделенных семей; 2) будут вестись переговоры между военными властями двух сторон по вопросу разминирования демилитаризованной зоны у места соединения железных дорог Юга и Севера; 3) будет создана система экономического сотрудничества и продовольственной помощи для Северной Кореи; 4) будут проведены рабочие переговоры по вопросу воссоединения железных дорог Севера и Юга; 5) будет вестись совместная деятельность по борьбе с наводнениями на реке Имчжинган; 6) будет организован обмен туристами (по 100 человек с каждой стороны) для посещения гор Халласан (Южная Корея) и Пэктусан (Северная Корея).
После завершения переговоров Ким Ченир пригласил министра объединения РК Пак Чэгю в свою резиденцию в провинции Северная Хамгён, где 1 сентября провел с министром переговоры. В последующие годы подобные знаки внимания со стороны лидера КНДР министрам объединения Республики Корея уже не оказывались.
Заметное улучшение отношений между двумя Кореями не ограничивалось только заявлениями, но вылилось и в ряд практических шагов. 3 сентября 2000 г. в КНДР были возвращены 63 «шпиона» и «партизана», которые находились в южнокорейских тюрьмах.
С 11 по 14 сентября 2000 г. в Сеуле с визитом находился секретарь ЦК ТПК Ким Ёнсун (которого южнокорейские СМИ в то время называли «правой рукой Ким Ченира»). Визит этот мог заложить основу поистине исторического события, поскольку главным предметом обсуждения на переговорах был ответный визит в Сеул председателя ГКО Ким Ченира. Во время пребывания в столице Южной Кореи Ким Ёнсун встречался и с южнокорейским президентом Ким Дэчжуном, и с главой Министерства планирования безопасности Лим Донвоном. Также на переговорах была достигнута договоренность относительно скорейшего начала работ по воссоединению железнодорожных магистралей Севера и Юга. Все указанное выше было зафиксировано в тексте совместного заявления, принятого по итогам переговоров.
Уже через несколько дней после окончания визита Ким Ёнсуна, 18 сентября 2000 г., у реки Имчжинган была проведена церемония начала работ по воссоединению железных дорог Южной и Северной Кореи, а с 19 сентября Министерство обороны Республики Корея уже приступило к работе по разминированию участка строительных работ.
Как и планировалось, 25-26 сентября на острове Чечжудо прошли переговоры министров обороны двух Корей. На переговорах главным образом обсуждались вопросы разминирования участка строительных работ по воссоединению железных дорог в районе демилитаризованной зоны (требовалось обезвредить сотни тысяч мин). После завершения официальной части переговоров 26 сентября президент Ким Дэчжун принял северокорейского министра в своей резиденции — Голубом доме.
Поэтому присуждение Нобелевским комитетом Ким Дэчжуну премии мира, о котором было объявлено 13 октября 2000 г., выглядит вполне заслуженным не только в связи с историческим Пхеньянским саммитом, но и исходя из последовавших за саммитом процессов, которые должны были привести Корейский полуостров к миру и согласию. Как уже отмечалось, премия была вручена Ким Дэчжуну в Осло 10 декабря 2000 г.
28 ноября в Пханмунчжоме прошли практические межкорейские военные переговоры по вопросу обеспечения проведения работ по воссоединению Транскорейской магистрали. Это были первые из подобных переговоров. 5 декабря 2000 г. в Пханмунчжоме прошел второй раунд межкорейских военных переговоров, на которых стороны договорились о том, что от мин будет освобождена полоса шириной в 4 километра вплоть до демаркационной линии. Кроме того, стороны договорились о том, что строительные работы по восстановлению железнодорожного и автомобильного сообщения начнутся с марта 2001 г.
В период с 30 ноября по 2 декабря 2000 г. была организована вторая встреча членов разделенных семей. Как и в августе 2000 г., эта встреча широко освещалась журналистами.
С 12 по 16 декабря 2000 г. в Пхеньяне в гостинице «Коре» прошли четвертые переговоры на уровне министерств. С Южной стороны делегацию возглавлял заместитель министра объединения Ким Хёнги, а с Северной - особый советник кабинета министров Чон Гымчжин. На переговорах рассматривалась возможность до завершения проекта строительства АЭС в КНДР с помощью КЕДО построить в КНДР одну южнокорейскую ТЭЦ мощностью на 500 тыс. кВт (стоимость около 500 млн долл.) или же обеспечить прямые поставки резервной электроэнергии в КНДР. По состоянию на конец 2000 г. Южная Корея могла произвести 46 млн кВт при потребности в 41 млн кВт. Речь о прямой поставке электроэнергии в Северную Корею в конце декабря 2000 г. шла отнюдь не по «гуманитарным» соображениям. Юг и Север активно разрабатывали проект по развитию Кэсонской и Нампхоской свободных промышленно-экономических зон, для которых требовалось обеспечение электроэнергией.
Кроме вопросов, связанных с энергетикой, на переговорах также обсуждались такие проблемы как дальнейший поиск родственников почти 10 млн членов разделенных семей, спортивные и культурные обмены и т. п.
В целом объем гуманитарной помощи, предоставленной Южной Кореей КНДР, оценивался в 114 млн долларов США.
В начале 2001 г. президент Южной Кореи Ким Дэчжун все еще надеялся на дельнейшее позитивное развитие межкорейских отношений. На пресс-конференции, проведенной 11 января 2001 г., он заявил о том, что надеется на то, что администрация Джорджа Буша поддержит южнокорейские инициативы в отношении КНДР, продолжит политику северокорейскую Билла Клинтона. Также Ким Дэчжун выразил надежду на то, что в 2001 г. Ким Ченир посетит Республику Корея.
20 января 2001 г. Джордж Буш вступил в должность президента США. С 6 по 11 марта президент Ким Дэчжун совершил визит в США для встречи с новым президентом. Уже 7 марта оба лидера выступили с Совместным заявлением для прессы. И заявление это было весьма странным с точки зрения контекста дальнейших отношений администрации Д. Буша с Кореей. В Заявлении говорилось о том, что 1) главное в вопросе безопасности на Корейском полуострове — это традиционные союзнические отношения между Южной Кореей и США, а также 2) подтверждался факт того, что межкорейские связи вносят заметный вклад в укрепление мира и стабильности на Корейском полуострове. В то время официально Джордж Буш заявлял о поддержке инициатив Ким Дэчжуна в урегулировании корейского вопроса. Правда, в выработке внешней политики двух стран по отношению к КНДР стороны обязались проводить взаимные консультации. Однако, несмотря на внешнее единство мнений по вопросу о Северной Корее, которое было отражено в совместном заявлении, уже в ходе двусторонних переговоров и после подписания Заявления появился ряд проблем. В прессе появилась информация о разногласиях между Ким Дэчжуном и Д. Бушем во взглядах на характер северокорейского государства («режима»). Причем эти разногласия уже в марте именовались как «пропасть» (gар). Таким образом, можно говорить о том, что с марта 2001 г. начался фактический закат «политики солнечного тепла» Ким Дэчжуна.
После временного пика в межкорейских отношениях, имевшего место во второй половине 2000 г., контакты между двумя Кореями вошли в «обычное русло» и характеризовались менее интенсивными, но стабильными процессами двустороннего сближения, перемежаемыми редкими вооруженными конфликтами. Трудно сказать, были ли эти вооруженные конфликты спланированными, как утверждает каждая из сторон, либо происходили по взаимному недоразумению.
Так, 27 ноября 2001 г., согласно информации южнокорейских СМИ, в демилитаризованной зоне произошел очередной вооруженный конфликт. Северокорейская сторона сделала несколько выстрелов в направлении территории Южной Кореи. После чего в ответ были даны несколько предупредительных выстрелов[7]. По сообщениями северокорейских СМИ 26 ноября 2001 г. к демилитаризованной зоне были стянуты два южнокорейских подразделения боевых бронемашин, чем усилили напряженность у демаркационной линии. О каких-либо вооруженных столкновениях не сообщалось.
11-14 мая 2002 г. КНДР посетила Пак Кынхе — дочь покойного президента Пак Чонхи — политический лидер, уже весьма заметный в то время на политической арене Республики Корея. (В связи с указанным следует напомнить, что именно Пак Чонхи первым установил прямые отношения с КНДР в 1972 г.). В то время Пак Кынхе была депутатом Национального собрания Республики Корея и возглавляла комитет по созданию новой партии «Союз за будущее Кореи» (Хангук мирэ ёнхап).
12 мая Пак Кынхе провела переговоры с секретарем ЦК ТПК Ким Ёнсун. Далее для нее была организована встреча с представителями ряда северокорейских женских организаций. В южнокорейской прессе также отмечалось, что 13 мая лично Ким Ченир устроил прием по случаю визита высокого гостя (хотя в официальных сводках новостей ЦТАК КНДР никаких упоминаний о встрече Пак Кынхе с Ким Чениром не было). Пак Кынхе возвратилась в Южную Корею автотранспортом, через пограничный пункт Пханмунчжом, что могло расцениваться как особый символ в процессе налаживания практических межкорейских отношений.
С 6 по 8 сентября 2002 г. прошли очередные 4-е переговоры между Севером и Югом по линии Красного креста. На переговорах обсуждались, главным образом, гуманитарные вопросы, такие как встреча членов разделенных семей и т. п. 8 сентября было принято Совместное заявление 4-й встречи организаций Красного креста Севера и Юга. Основным содержанием договоренностей стал вопрос о создании постоянного помещения для встреч членов разделенных семей в горах Кымгансан. Заявление также указывало на то, что после «соединения» (т. е. начала эксплуатации) железной дороги, соединяющей Сеул с пограничным с Китаем северокорейским городом Синыйчжу, возможна постановка вопроса об открытии второго помещения для встреч членов разделенных семей.
На сентябрьском совещании также обсуждался вопрос о продолжении поиска членов разделенных семей. Очередная встреча членов разделенных семей должна была пройти с 13 по 18 сентября 2002 г., также в горах Кымгансан. При этом количество участников с каждой из сторон было определено в 100 человек.
С 19 по 22 октября 2002 г. в Пхеньяне прошли 8-е Министерские переговоры Севера и Юга. 21-24 января 2003 г. в Сеуле прошли 9-е Межкорейские переговоры на уровне министров. 27-29 апреля 2003 г. в Пхеньяне прошли 10-е Межкорейские переговоры на уровне министров. С северокорейской стороны делегацию возглавлял ответственный советник Кабинета министров Ким Ёнсон, а с южнокорейской — министр объединения Чон Сехён.
На переговорах обсуждались вопросы организации церемоний соединения железных дорог Севера и Юга, церемоний начала строительства Кэсонской промышленной зоны и Павильона для встреч членов разделенных семей в горах Кымгансан.
Кроме того, затрагивались такие вопросы, как возможность захода гражданских рыболовных судов в территориальные воды каждой из сторон, возможность частичного допуска южнокорейских рыболовов к северокорейским рыбопромысловым зонам в Восточном море.
С другой стороны, в связи с ужесточившейся американской политикой по отношению к КНДР, южнокорейской стороне были высказаны претензии в участии в совместных с США военных учениях, проходящих на Корейском полуострове[8].
9-12 июля 2003 г. в Сеуле прошли 11-е Межкорейские переговоры на министерском уровне, с 14 по 17 октября— 12-е Переговоры в Пхеньяне, а с 3 по 6 февраля 2004 г. — 13-е переговоры в Сеуле. Последние из указанных, 13-е переговоры на уровне министерств, завершились принятием совместного заявления, в котором были определены главные направления развития межкорейских отношений на 2004 г.: конструктивное ведение Второго раунда Шестисторонних переговоров по ядерной проблеме на Корейском полуострове; строительство и введение в строй первой очереди Кэсонской промышленной зоны; практические вопросы межкорейского сотрудничества меньшего масштаба — совместные работы по защите от наводнений на реке Имчжинган; морские перевозки и т. п.
С 14 по 17 октября 2003 г. в Пхеньяне прошли 12-е Межкорейские переговоры на министерском уровне. Собственно встречи между уполномоченными лицами начались 15 октября и проходили в Народном дворце культуры. Южнокорейскую делегацию возглавлял Министр объединения Чон Сехён. На этот раз переговоры были особо отмечены приемом, данным в Театре Мансудэ от имени премьера КНДР Пак Пончжу.
13-е Межкорейские переговоры на министерском уровне прошли в Сеуле со 3 по 6 февраля 2004 г. и ознаменовались рядом важных договоренностей, зафиксированных в совместном заявлении. В частности, было принято решение как можно скорее начать переговоры между представителями военных властей двух государств, чтобы снять военное противосостояние между двумя государствами. В экономической сфере было принято решение перейти к практической фазе реализации Первой очереди Кэсоноской промышленной зоны (площадь 1 млн пагё'и, и, в частности, в первом полугодии приступить к освоению опытного участка площадью в 10 тыс. пхён. Следующей датой Девятой встречи членов разделенных семей в Кымгансане был определен март 2004 г.
14-е Межкорейские переговоры на министерском уровне, прошедшие в Пхеньяне 4 по 7 мая, не принесли каких-либо заметных результатов. Между 14-ми и 15-ми министерскими (21-24 июня 2005 г.) переговорами прошло более года, хотя изначально 15-е переговоры планировалось провести в Сеуле с 3 по 6 августа 2004 г.
Празднование 5-летия подписания Совместной декларации Севера и Юга от 15 июня 2000 г. 2005 г. ознаменовался рядом положительных сдвигов в межкорейских отношениях, что выразилось, в частности, в торжественном праздновании 5-й годовщины подписания Пхеньянской декларации. Юбилейные мероприятия проходили в Пхеньяне 14-16 июня 2005 г. Для участия в торжествах прибыла представительная южнокорейская делегация во главе с тогдашним Министром объединения Республики Корея Чон Донъёном. 14 июня Чон Донъён был принят премьер-министром КНДР Пак Пончжу, 16 июня — Председателем Постоянного комитета ВНС Ким Ённамом, а 17 июня, уже после официального закрытия торжественных мероприятий — лидером КНДР Ким Чениром.
Кроме официальных лиц, представлявших на торжествах Республику Корея, на празднование прибыла делегация южнокорейской компании «Хёндэ Асан» во главе с Хён Чжоныном (р. 1955), председателем корпорации «Хёндэ», начавшей и активно развивавшей межкорейские экономические связи.
С 14 по 16 декабря 2005 г. на о. Чечжудо прошли 17-е переговоры на министерском уровне. С южнокорейской стороны делегацию возглавлял министр объединения Чон Донъён, а с северокорейской — ответственный работник кабинета министров КНДР — Квон Хоун. Основными вопросами, которые обсуждались на переговорах, были: вопрос обмена делегациями на правительственном уровне, снижение военной напряженности между двумя государствами, вопросы межкорейского экономического сотрудничества и встречи членов «разделенных семей».