Лекция
Дальнейшее формирование военного союза РК-Япония-США. Образование «четырехполюсной структуры».
Крах разрядки был предопределен тремя главными причинами. Во-первых, Советский Союза отошел от принципа статус-кво в пери-ферийных зонах мира (на юге и северо-востоке Африки и в Афганиста-не). Во-вторых, Соединенные Штаты посредством сближения с Кита-ем и поощрения китайско-японского сотрудничества стремились со-здать американо-китайско-японскую тройственную коалицию против СССР на Дальнем Востоке. В-третьих, непонимание между СССР и Западом в вопросах обеспечения прав человека создало к началу 1980-х годов атмосферу недоверия и предвзятости в отношениях между Советским Союзом и внешним миром. Вероятность нахождения ком-промиссных решений по спорным вопросам уменьшалась, а попытки разрешить противоречия, возникающие при развитии отношений, приводили к тупику. Между СССР и США возобновилась «идеологическая война», по сути дела свернутая в конце 1960-х годов.
«Война идей» развертывалась в тем более острой форме, что в сфере военных отношений Соединенные Штаты Америки и Советский Союз были вынуждены вести себя осмотрительно. Ни в Вашингтоне, ни в Москве не стремились к ядерной войне, хотя упоминали ее. Конфрон-тация возобновилась. Но теперь, в отличие от 1940-х и 1950-х годов, она велась по жестким правилам, которые успели возникнуть за предше-ствующие семнадцать лет диалога. Противостояние до октября 1962 г. была рискованной игрой на грани войны. Конфронтация 1980-х годов негласно регулировалась обоюдным стремлением Вашингтона и Моск-вы не приближаться к этой грани без наличия прямой угрозы их нацио-нальной безопасности. Этого правила СССР и США ни разу не нару-шили, хотя отношения между ними были недружелюбными.
17 мая 1980 г., после отставки Чхве Гюха, Чон Духван проинформировал кабинет министров о том, что он становится его правопреемником и следующим президентом РК. В этот период любая политическая деятельность была запрещена, были арестованы ведущие политики, СМИ подверглись цензуре, университеты были закрыты. В стране начался хаос – солдаты избивали и убивали демонстрантов, бесчинствовали по городу, врываясь в здания и штурмуя автобусы. Восстание было подавлено через несколько дней, результате которого погибло более 300 человек. Таким образом, после подавления протестов, с 1980 г. начинается правление Пятой Республики, характеризующиеся попытками различных реформ, в которых были заложены основы для стабильного перехода страны к демократической форме правления.
Одним из наиболее важных элементов режима Чона были его тесные связи с администрацией Рейгана. Это резко контрастировало с напряженными отношениями в Вашингтоне и Сеуле при президентах Картере и Пак Чонхи. Президент США оказал большую поддержку Чон Духвану и безопасности Южной Кореи в целом. Чон был первым официальным гостем Рейгана в Белом доме. Рейган подтвердил свою поддержку президенту, посетив Сеул в ноябре 1983 г. Поддержка Рейгана не только значительно укрепила авторитет Чона во внутренней политике и на международной арене, но и усилила веяния антиамериканизма. Силы оппозиции РК, страдающие от притеснений со стороны правительства, осудили поддержку США режима Чона и охарактеризовали его пренебрежением прав человека, чем подвергли сомнению мотивы Вашингтона. Теперь образ США как верного сторонника демократии в РК был заменен образом защитника своих собственных интересов, который не воспринимает всерьез происходящее в РК. Это мнение было подтверждено тем фактом, что визит Чон Духвана в Белый Дом произошел всего через несколько месяцев после того, как военное командование жестоко подавило студенческое восстание. В итоге такая ситуация привела к очередному протесту, в ходе которого были предприняты такие меры, такие как поджог здания информационной службы США в Пусане в 1982 г. и оккупация Библиотеки США в Сеуле в мае 1985 г. Студенты выразили протест правительству Чон Духвана, непременно носивший антиамериканские лозунги.
Правительство Чона также вызвало значительные изменения в отношениях с Японией. В 1981 г., используя поддержку Вашингтона, Чон Духван сумел убедить Токио предоставить Сеулу большой кредит. Переговоры продолжались до начала 1983 г. и вызвали много противоречий в обеих странах. Тем не менее, Чону удалось получить кредит в размере 4 млрд. долл. с низким процентом, что значительно способствовало ускорению экономического восстановления. Также позитивно повлиял на развитие двусторонних отношений визит премьер-министра Японии Накасоне Ясухиро в Сеул в январе 1983 г. Это был первый государственный визит в Южную Корею японского лидера, с момента освобождения страны от Японии Что касается отношений РК с другими странами, Чон Духван продолжал политику Пака по налаживанию отношений с Китаем и Советским Союзом и придавал большое значение этим двум странам. Предполагалось, что Пекин и Москва имеют большое влияние на определение будущего Корейского полуострова и, таким образом, являются частью «Северной политики». Официальному контакту в Сеуле с Пекином способствовала посадка захваченного китайского гражданского авиалайнера в мае 1983 г.. Китай отправил в Сеул делегацию из 33 человек для переговоров о возвращении авиалайнера. Более того, отношения с Китаем развивались в сфере спорта. В апреле 1984 г. китайская баскетбольная команда из 34 человек прибыла в РК для участия в восьмом Чемпионате Азии по баскетболу среди молодёжи. По сообщениям, некоторые китайские официальные лица спокойно посещали Южную Корею для проверки отраслей промышленности, а южнокорейские официальные лица посещали Китай для участия в различных международных конференциях Неофициальные отношения Советского Союза с Южной Кореей начались в 1973 г., когда СССР разрешил южнокорейцам присутствовать на международной конференции в Москве. В октябре 1982 г. один из советских чиновников посетил международную конференцию в Сеуле по сохранению культурных реликвий. Однако инцидент с корейским самолетом в сентябре 1983 г., когда советские военно-воздушные силы сбили пассажирский самолет, вызвал перерыв в контактах, но неофициальные отношения вновь возобновились в 1988 г.
Подводя итоги, нужно отметить, что период власти Чон Духвана является также авторитарным, но менее жестким, чем предыдущие режимы. Однако и ему не удалось реализовать демократические реформы в стране, вследствие чего в июне 1987 г. по всей стране прокатилась массовая волна акций протеста, означавших конец правления Пятой Республики. В сфере внешних связей РК в период администрации Чон Духвана, в отличии от прагматичной политики Пак Чонхи и бескомпромиссной Ли Сынмана, можно наблюдать в какой-то степени смягчение, однако добиться заметного результата так и не удалось. Одной из заслуг Пятой Республики считается успешная подготовка Летних Олимпийских Игр, которые Сеул получил возможность провести в 1988 г. Согласно новой редакции Конституции Республики Корея с 1987 г. была устранена любая возможность переизбрания главы государств на новый срок. Первым президентом VI Республики стал бывший генерал и ближайший соратник Чон Духвана – Ро Дэу. После своего избрания он выдвинул главную идею внешней политики обновлённого южнокорейского государства – формирование привлекательного имиджа РК на мировой арене. В условиях постепенного завершения Холодной войны одним из инструментов для достижения данной цели стал новый политический курс Ро Дэу, получивший название «Северная политика» (кор. 북방정책). В рамках новой внешнеполитической стратегии были определены задачи: развитие и нормализация взаимоотношений, в основном с социалистическими странами, и расширение дипломатического круга страны, в условиях новой международной обстановки и возможностей страны, и наконец, смягчения режима межкорейских отношенийДеидеологизация международных отношений дала возможность не только расширить круг дипломатических отношений, но и позволила наложить прочный фундамент для укрепления новых контактов. Одни из таких стран, которым удалось установить не только полноценные официальные отношения, но и закрепить их – Китай и СССР. Несмотря на то, что контакты с КНР и Советским Союзом начались с непрямой торговли, «народной дипломатии» и спортивных обменов, со второй половины 1970-х г. в контексте международной обстановки тех лет дипломатические отношения удалось установить намного позже, а именно после завершения «Холодной войны» Приоритетное место во внешнеполитической стратегии Ро Дэу занимало КНДР. В своей программе, которую он предлагает для нормализации отношений с Северной Кореей, он делает акцент на политику «открытых дверей» в торговле с Сеулом и проведении совместных акций в международных организациях, включая привлечение КНДР к участию в Олимпиаде. В 1989 г. администрация Ро представляет расширенный вариант своего проекта – в этот раз проект предусматривал установление доверительных отношений и укоренение конфронтационных настроений между корейскими государствами. Ожидалось, что новые идеи послужат инструментом возобновления контактов с КНДР. Но на практике все оказалось иначе. Власти Северной Кореи занимали жесткую позицию по поводу сближение с Югом, и даже появлялись опасения, что таким образом Юг пытается полностью подчинять власть КНДР. Несмотря на эти опасения и недоверие со стороны КНДР, к концу 1991 г. удалось добиться заметного результата в развитии отношений между странами. Так, в результате встречи на уровне премьер министров в том же году между Северной и Южной Кореей был подписан договор о ненападении, примирении и сотрудничестве.
Важно подчеркнуть, что акцент на «Северную политику» вовсе не означал отказа от традиционных партнёрских отношений с союзниками в лице США и Японии. Администрация Ро Дэу, как и ей предшествующая, придала американскому и японскому векторам внешней политики приоритетное значение.
Отношения с Японией, исходя из исторического опыта и наследия вековой конфронтации, всегда были довольно непростыми. Однако, благодаря новой внешнеполитической стратегии президента Ро Дэy, отношения стран перешли на новый уровень – начался период активного инвестиционного сотрудничества и производственной кооперации, и экономические выгоды заставили отложить исторические претензии друг к другу С одной стороны, новая стратегия послужила хорошим инструментом в развитии и возобновлении контактов со многими государствами. С другой стороны, это вызывает некоторое беспокойство со стороны близких союзников Юга. Неожиданные изменения во внешней политике РК вызвало недовольство со стороны США и Западных союзников. Начиная с 1980 г. отношения между США и РК строятся на основе концепции «Зрелого партнерства», подразумевавшей отказ от опеки Сеула как над «младшим братом» и переход к более активному участию США в прибыльных для них военной и экономической сферах РК. Результатом реализации новой внешнеполитической стратегии Ро Дэу стало своеобразное охлаждение в отношениях c США. Уже в 1988 г. США исключает РК из обобщенной системы преференций (до этого момента РК была вторым крупным реципиентом льгот в торговле с США). Потеря американских преференций немедленно отразилась на экономике РК, и в 1989 г. происходит ухудшение состояния внешне-торгового баланса, а темпы экономического роста снизились с привычных 8-10% до 6,5%. В связи с антиамериканскими настроениями в РК, возникшие в начале 90-х г., многие американские политики выступают за постепенный вывод американских войск с Юга. Наконец, февральский 1990 г. визит министра обороны США Дика Чехий в Сеул окончательно определяет статус американского военного присутствия в Южной Корее, то есть только в качестве «дополнительной военной поддержки»
Внешнеполитическая концепция президента Ро Дэу «Северная дипломатия», направленная на поддержание традиционных связей с союзными странами, с одной стороны, а с другой – на установление дружеских отношений с бывшими социалистическими государствами, была успешно реализована. Не будет преувеличением, если сказать, что политика Ро Дэу обеспечила «прорыв» Южной Кореи на мировую арену. Благодаря правильному определению приоритетов, РК удалось укрепить своё международное положение, уверенно занять позицию успешно развивающейся, индустриализующийся страны. К сожалению, значимость внешнеполитических достижений Ро Дэу остаётся недооценённой как за рубежом, так и в общественном мнении самой РК.
По окончанию президентского срока Ро Дэу, Либерально-демократическая партия, наряду с другими партиями, выдвигает официальным кандидатом в президенты Ким Ёнcама. Будучи президентом, Ким Ёнсам подвергает критике политическую деятельность предыдущих лидеров, в том числе и своего предшественника Ро Дэу. Ким Ёнсама считает, что предыдущая администрация больше делала акцент на внешнеполитическое развитие страны, в то время как внутриполитическая система страны значительно слабела. Он отмечает, что несмотря на успешную реализацию стратегии «Северной политики», экономическая и социально-политическая ситуация в конце правления президента Ро Дэу оставались не самыми лучшими. Ким Ёнсам сформулирует новую стратегию по модернизации страны, а именно реформирование политической системы РК. В инаугурационной речи Ким провозглашает проведение нового политического курса «Новая Корея» (кор. 신한국). Основные положения данной доктрины составляли политические, экономические и социальные перемены. Кроме того, в 1994 г. на саммите стран ОПЕК в Индонезии, Ким Ёнсам впервые упоминает идею «глобализации» (кор. 세계화),47 подразумевающую включение РК в глобальные международные процессы.
Концепцию Ким Ёнсама «Новая Корея» можно признать относительно чётко разработанной стратегией политического «обновления», которая подразумевала создание объединенного и зрелого демократического государства, занимающего достойное место в мировой арене. Однако активное участие в мировых процессах глобализации принесло собой не только плюсы, но и минусы. Подобным вызовом для Южной Кореи стал Азиатский кризис 1997 г., совпавший с очередными президентскими выборами. Несмотря на значительные успехи в области демократизации страны, повышении социального благополучия общества, борьбы с коррупцией, а также успешные реформы в юридической, образовательной сферах и т.д., Ким Ёнсам в области внешней политики был недостаточно квалифицированным лидером. Его длинная политическая карьера как диссидента практически всегда была сосредоточена на внутриполитических процессах Южной Кореи.
Обеспечение военного присутствия, подчеркивается в иностранной прессе, требует совершенствования инфраструктуры и улучшения отношений с союзниками. После окончания войны во Вьетнаме для США возросло значение военно-морских и военно-воздушных баз, расположенных на островах по периметру Азиатского материка. Наиболее важные для Соединенных Штатов базы находятся в Японии, Южной Корее, на Филиппинах, в Австралии, на Гавайских о-вах и о. Гуам. В связи с повышением внимания к зоне Индийского океана все большее значение приобретают БМБ на о. Диего-Гарсия, строительство которой планировалось завершить к 1980 году, а также базы на о-вах Микронезии ввиду их ключевого положения на морских и воздушных коммуникациях Тихого и Индийского океанов.
Своим главным союзником в Азии США считают Японию. Значительным шагом в расширении военных связей стали выработанные и одобренные в 1978 году "основные принципы" совместных японо-американских действий в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств. В них предусматривается дальнейшее расширение консультаций командований вооруженных сил двух стран по военным проблемам, увеличение количества и масштабов совместных маневров и учений, отработка боевых действий в случае вступления одной из сторон в вооруженный конфликт в районе Дальнего Востока и т. д.
Военно-политическое руководство США усиливает нажим на Японию с целью увеличения ее военных ассигнований, расходов на содержание американских войск, размещенных на Японских осртравах. Кроме того, Пентагон планирует привлечь к выполнению некоторых задач 7-го флота США (противолодочная борьба в северо-западной части Тихого океана, патрулирование морских коммуникаций от о. Гуам до Тайваня и другие) военно-морские силы Японии, чтобы выделить дополнительное количество американских кораблей для действий в зоне Индийского океана.
В соответствии с курсом на закрепление раздела Кореи администрация Белого дома стремится обеспечить значительное расширение всех видов помощи сеульскому режиму в качестве существенного дополнения военной поддержке. Предполагается, что в течение ближайших пяти лет США окажут Южной Корее помощь на сумму 5-8 млрд. долларов.
Стремление Пентагона сохранить военное присутствие в Азии хорошо видно на примере отношений с Филиппинами. Американское командование три года тянуло переговоры о будущем своих баз в этой стране, в результате запугиваний и давления ему удалось сохранить возможность использования авиабазы Кларк (самой крупной военной сазы аа пределами США) и военно-морского комплекса в Субик-бей.
одним из интенсивно развивающихся глобальных регионов мира, включающим в себя динамично развивающиеся страны, такие как Япония, Республика Корея, КНР, Филиппины, Индонезия и др. Безопасность региона сегодня является одной из главных проблем АТР. Так, ядерная программа Северной Кореи, неразрешенный до конца конфликт на Корейском полуострове, территориальные споры и другие конфликты угрожают глобальной безопасности данного региона. Отметим, что в АТР сталкиваются интересы не только государств, которые входят в регион, но и государств, не входящих в состав региона, среди которых особую роль выполняет США. В последнее время в регионе выделяется треугольник взаимоотношений США – Республика Корея – Корейская Народно-Демократическая Республика; причиной тому стало развитие ядерной программы КНДР, что затрагивает интересы США и РК. Рассмотрим внешнюю политику Республики Корея в рамках вопроса безопасности в АТР, так как в последнее время она является связующим звеном в вопросе решения конфликта между США и КНДР. Кроме того, Республика Корея получила название «swingcountry» – государство, балансирующее между крупными игроками АТР, а именно: Китайской Народной Республикой, США и Японией. Это связано с динамичным развитием экономики и военной мощи КНР, что выдвигает ее на место лидера в регионе. Текущие обстоятельства сделали АТР «полем Большой игры», где региональные державы борются за лидерство. Для начала необходимо рассмотреть внешнеполитический курс Южной Кореи и факторы, влияющие на него. Анализ научной литературы и публицистики позволил выделить три взгляда на роль Южной Кореи в Азиатском регионе. Некоторые исследователи утверждают, что Южная Корея может в перспективе претендовать на позицию лидерав рамках Северо-Восточной Азии, благодаря уровню развития своей экономики (РК является одним из «четырех азиатских тигров», т.е. четырех экономик с высочайшими темпами развития) и роли в международных отношениях. Однако другие исследователи считают, что Южной Корее будет очень сложно достичь всеобъемлющего лидерства по некоторым причинам.