Лекция
Япония продолжала активную политику на азиатском направлении, отдавая приоритет тем странам, которые имели союзнические соглашения с США и входили в созданный с участием Японии Азиатско-Тихоокеанский совет (АЗПАК). В 1967 г. премьер-министр Э. Сато совершил поездку в Южную Корею, ряд стран Юго-Восточной Азии, а также Австралию и Новую Зеландию. В июне 1965 г. после долгих переговоров был заключен японоюжнокорейский договор, согласно которому Токио и Сеул устанавливали между собой дипломатические отношения. Правительство Южной Кореи признавалось в качестве представителя всего корейского народа. Среди подписанных в ходе визита премьер-министра Э. Сато в Сеул документов были соглашения по рыболовству; по правовому статусу корейцев, проживающих в Японии; по южнокорейским претензиям по итогам японского колониального правления в Корее
КНР, КНДР, Албания и Югославия в советской терминологии 1960-1970-х годов членами социалистического содружества не признавались, хотя в праве называться социалистическими всем им (за исключением Китая) не отказывалось. Поэтому, с точки зрения советской догматики, доктрина «социалистического интернационализ-ма» на них не распространялась и к ним применяться не могла. Но руководство КНР придерживалось собственного понимания советской доктрины и рассматривало ее как попытку обосновать намерение Советского Союза напасть на Китай под предлогом устранения «угрозы делу социализма» в этой стране
25 июня 1969 г. президент Р. Никсон, выступая перед военнослужащими американской военной базы на острове Гуам, огласил новую доктрину политики США в Азии, в основу которой был положен принцип «вьетнамизации» войны, что подразумевало перенос основного бремени ведения боевых действий с американских экспедиционных войск на части армии прави-тельства Южного Вьетнама.
«Гуамская доктрина» Р. Никсона означала, что США больше не будут защищать союзные им режимы в Азии силами американской армии. Азиатские союзники должны были защищаться в первую очередь собственными силами. Вашингтон гарантировал им «ядерный зон-тик» — обеспечивал защиту от вмешательства со стороны враждебных великих держав — и был готов оказывать авиационную и военно-мор-скую поддержку. Но преодолевать сопротивление коммунистов союз-ные Соединенным Штатам государства должны были при помощи соб-ственных солдат. Новый подход предусматривал сокращение числа аме-риканских баз вне США. Его предполагалось уменьшить за счет использования подвижных баз — подводных лодок и морской авиации. Во всем, что выходило за рамки безопасности Австралии, Новой Зелан-дии, Японии, Южной Кореи, Тайваня, Таиланда и Филиппин, американская администрация была склонна искать взаимопонимания с Со-ветским Союзом на базе нейтрализации соответствующих районов.
Ключевое слово
Гуамская доктрина — внешнеполитическая доктрина США, принятая в период администрации Р. Никсона, в рамках которой предполагалось переложить основ-ную ответственность за обеспечение безопасности в азиатских странах, союзных США, с вооруженных сил США на сами азиатские страны. Эту концепцию называют также доктриной «вьетнамизации» и «азиатизации».
Доктрина Р. Никсона вела к повышению барьера вовлеченности США в азиатские конфликты. Это означало, что существовавшие воен-ные обязательства США в регионе следовало понимать, как если бы они предусматривали возможное вооруженное вмешательство США только в случае нападения со стороны Китая (или СССР — что, по-видимому, было еще менее вероятно). Задачи Вашингтона сузились — вместо про-тивостояния всем коммунистическим странам и движениям в регионе США ограничили себя сдерживанием только двух наиболее сильных держав. «Гуамская доктрина» (или «доктрина вьетнамизации войны») была позитивно воспринята в большинстве стран мира, поскольку она свидетельствовала о серьезности намерений Вашингтона пойти на свер-тывание участия США в войне. Ситуация в азиатско-тихоокеанском регионе, тем не менее, оставалась тревожной
Гуамская доктрина Р. Никсона
25 июля, остановившись на острове Гуам – одним из оплотов американского военного присутствия в Азии, Никсон в своём выступлении перед американскими военнослужащими заявил, что в дальнейшем, в случае возникновение региональных конфликтов между союзниками США и третьей страной (за исключением Китая и СССР), США воздержатся от прямого участия в конфликте на стороне своих союзника, но будут оказывать ему экономическую и техническую помощь.
Мы должны предоставить нашим друзьям оружие и оказать им необходимую экономическую помощь, чтобы они могли противостоять агрессору, но сражаться они должны сами. Если же хорошо обученная и вооруженная армия союзников не обладает достаточной волей и способностью бороться и побеждать, то и ввод американских войск сможет обеспечить лишь временный успех. И как только мы уйдем, противник тут же добьется победы»
Р. Никсон
«Соединенные Штаты будут верны своим договорным обязательствам».
Соединенные Штаты «обеспечат щит на случай, если одна из ядерных держав будет угрожать свободе союзной нам нации или нации, чье выживание жизненно важно с точки зрения нашей безопасности».В случае неядерной агрессии Соединенные Штаты «позаботятся о нации, испытывающей непосредственную угрозу, и примут на себя основную ответственность по обеспечению живой силы для организации обороны...».«Доктрина Никсона также требует от находящихся под угрозой стран принимать на себя большее бремя применительно к защите при помощи обычных вооружений».
Генри Киссинджер о Гуамской доктрине Никсона
Таким образом, принятая вследствие неудачи во Вьетнаме, Гуамская доктрина стала важной вехой в развитии американской внешнеполитической доктрины. США отказались открыто противостоять всем коммунистическим движениям и режимам на планете, ограничившись только СССР и КНР, как наиболее мощными державами, строящими коммунизм. После принятия данной доктрины, США начали вывод войск из Вьетнама и приступили к сокращению своих военных баз, расположенных на территории других государств.
Итоги
Данный шаг США был позитивно воспринят всем остальным миром. К 1973 году США завершили вывод войск из Вьетнама, и в 1975 году война во Вьетнаме закончилась полной победой вьетнамских коммунистов, которые объединили страну под своей эгидой и свергли проамериканский режим Нгуена Ван Тхиеу в Южном Вьетнаме.
В ходе войны погибло 56555 американских военных, 303654 американцев получили ранения, а после вывода американских войск противники США одержали полную и безоговорочную победу в войне. Всё это отрицательно сказалось на состоянии американского общества – итог Вьетнамской войны рассматривался как поражение США, всей стране была нанесена психологическая травма. Однако ещё во время войны США стали искать способы снятия международной напряжённости, а это в совокупности с новой внешнеполитической доктриной сделало возможным разрядку в международных отношениях. В результате США смогли улучшить отношения с КНР и СССР и впоследствии играть на противоречиях между ними, что укрепило позиции США на мировой арене.
Тихоокеанское направление традиционно является одним из важнейших в агрессивном внешнеполитическом курсе американского империализма. Только в послевоенные годы против народов, населяющих азиатские страны, Соединенные Штаты дважды использовали крупные контингента своих вооруженных сил - во время агрессий в Корее (1950-1953) и во Вьетнаме (1965-1973). В этом регионе длительное время действовали сколоченные американскими правящими кругами в 50-е годы, а затем развалившиеся империалистические блоки СЕАТО и СЕНТО, а АНЗЮС и АНЗЮК существуют и сейчас Кроме того, с Японией, Южной Кореей, Филиппинами и некоторыми другими азиатскими странами США заключили долгосрочные двусторонние военно-политические соглашения.
Такое "внимание" империалистов к азиатско-тихоокеанскому региону, как считают зарубежные специалисты, объясняется несколькими факторами.
Во-первых, правящие круги США придерживаются мнения, что без обеспечения ведущих позиций в этом регионе нельзя рассчитывать на достижение главной цели - господствующего политического, экономического и военного положения в мире. Исходя из геополитических концепций, экономических интересов и удобства военно-стратегического планирования, Пентагон включает в тихоокеанское направление континенты - Азию и Австралию, а также обширные водные пространства Тихого и Индийского океанов: от Берингова пролива до Антарктики и от Западного побережья Америки до восточных берегов Африки.
Во-вторых, экономические связи Соединенных Штатов с азиатскими странами постоянно растут, торговля с государствами этого региона, начиная со второй- половины 70-х годов, превышает товарооборот с "Общим рынком". В 1978 году она достигла 73 млрд. долларов и составила около 25 % внешней торговли США. Американские монополии вывозят в значительных количествах из этих стран такое стратегически важное сырье, как каучук, руды цветных и редких металлов и т. д. Особое значение имеет импортируемая из стран Персидского залила и Индонезии нефть, доля которой в общем импорте этого сырья Соединенными Штатами превышает 50 %
В-третьих, азиатско-тихоокеанская зона рассматривается б милитаристских планах как важнейший элемент американской глобальной военной системы, созданной после второй мировой войны в целях "сдерживания коммунизма". Здесь развернута вторая (после Европы) по численности зарубежная группировка американских вооруженных сил. По Тихому и Индийскому океанам пролегают важнейшие коммуникации, которые связывают США со многими странами Азии и Африки.
Как сообщалось в иностранной печати, Пентагон выделяет в рамках описываемой зоны четыре района: Северо-Восточную Азию, Юго-Восточную Азию, юго-западную часть Тихого океана и Индийский океан. Последний получил самостоятельное значение в начале 70-х годов, когда существенно обострилась проблема обеспечения стран Запада нефтью.
Соединенные Штаты, стремясь сохранить и упрочить свои позиции в указанном регионе, широко используют и расширяют военное присутствие, бесцеремонно, часто с применением вооруженных сил вмешиваются в дела суверенных государств. В основе военной политики США в Азии лежит "гуамская доктрина" (1969), главные положения которой были развиты в "новой тихоокеанской доктрине" (1975) и в выступлениях представителей администрации Дж. Картера.
"Гуамская доктрина" предполагала заставить "азиатов воевать против азиатов", что, по мнению иностранных специалистов, позволило бы перегруппировать и сократить американские войска в Азии. В то же время США обещали продолжать выполнение своих договорных обязательств, обеспечить "ядерный щит" для государств-союзников и оказывать им помощь в случае возникновения локальных конфликтов.
Однако уже в середине 70-х годов правящие круги США пришли к выводу, что приостановить прогрессивное развитие стран Азии путем преимущественной опоры на реакционные режимы союзников без активного использования собственных вооруженных сил не удастся. В "новой тихоокеанской доктрине", провозглашенной бывшим президентом Соединенных Штатов Дж. Фордом, на первый план вновь выдвигалось намерение укрепить военное присутствие в регионе. При этом предусматривалось, что США будут опираться как на вооруженные силы союзников, так и на собственную военную мощь. "Новая тихоокеанская доктрина", по оценке иностранных специалистов, представляла собой разъяснение и уточнение ряда положений "гуамской доктрины" в соответствии с получившими к этому времени в США широкое распространение взглядами о необходимости вновь расширить масштабы применения военной силы.
Администрация Дж. Картера, придя к власти, проводила курс, разработанный ее предшественниками. Это подтверждается и заявлениями представителей американского правительства. Так, заместитель помощника госсекретаря Р. Салливен в одном из выступлений прямо указал, что Соединенные Штаты не намерены сокращать свое военное присутствие в западной части Тихого океана.
В действительности речь идет о продолжении прежней линии на использование американских вооруженных сил в качестве мирового жандарма, укреплении и создании новых блоков и двусторонних соглашений, строительстве баз и военных объектов за рубежом. Пересмотр военной политики США в Азии, подготовленный прежде всего внутриполитическими процессами в этой стране, был значительно ускорен под воздействием таких двух разноплановых событий, как крах шахского режима в Иране и пособничество китайского руководства силам империализма в этом регионе.
С падением монархии в Иране Соединенные Штаты лишились своего главного союзника в западной Азии, выпало основное связующее звено блока СЕНТО, который после этого фактически распался. Белый дом оказался перед необходимостью искать другие инструменты сохранения империалистического влияния. Основной упор был сделан на развертывание собственных вооруженных сил США в северозападной части зоны Индийского океана.
"Нормализация" связей с Пекином позволила администрации Картера по-новому подойти к проблемам военной политики в Азии" изменить их суть. США получили дополнительную поддержку от китайских гегемонистов в таких аспектах своей деятельности, как противодействие росту влияния социализма в Азии, расширение американо-японского сотрудничества в рамках "договора о безопасности", сохранение американского военного присутствия далеко за пределами Американского континента.
Теоретической базой обоснования развертывания вооруженных сил Соединенных Штатов (прежде всего сил общего назначения) на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, как считают зарубежные военные специалисты, является стратегическая концепция "полутора войн", согласно которой США должны быть в состоянии совместно с союзниками вести одну большую войну в Европе и одновременно участвовать в вооруженном конфликте в любом другом районе земного шара.
Как сообщалось в иностранной печати, важную часть американской военной мощи в регионе составляют стратегические силы, представленные десятью атомными ракетными подводными лодками и крылом стратегических бомбардировщиков В-52. В начале 80-х годов стратегические силы в азиатско-тихоокеанской зоне планируется укрепить за счет ввода в строй атомных ракетных подводных лодок с баллистическими ракетами "Трайдент" и оснащения стратегических бомбардировщиков В-52 крылатыми ракетами.
Сухопутные войска США дислоцируются главным образом в Южной Корее, Японии и на Гавайских о-вах. Корейский п-ов считается удобным плацдармом, который можно использовать для расширения агрессии в материковой Азии, США содержат в Южной Корее около 32 тыс. человек. Здесь имеются штабы 8-й армии и американо-южнокорейского армейского корпуса, 2-я пехотная дивизия, 38-я бригада ЗУР, части армейской авиации и тылового обеспечения. В Японии находятся штаб армейского корпуса и некоторые тыловые части и подразделения. На Гавайских о-вах дислоцируется пехотная дивизия.
Основную часть сил общего назначения США в азиатско-тихоокеанской зоне составляют соединения и части ВВС и ВМС.
ВВС США в зоне Тихого океана - вторая по численности группировка тактической авиации, размещенной на иностранных территориях. Командование ВВС зоны включает около 400 самолетов и вертолетов, в том числе свыше 250 боевых. Зона этого командования простирается от Аляски до Новой Зеландии и от Западного побережья континентальной части США до Индии. Она, по оценке иностранных специалистов, занимает около 40 % территории всего земного шара. Основные силы 5-й и 13-й воздушных армий, входящих в командование, размещены на 15 авиабазах и аэродромах Японии (Йокота, Мисава, Кадена и другие), в Южной Корее (Осан, Кунсан, Кванчжу, Тэгу), на Филиппинах (Кларк) и в других районах региона.
Особая роль в обеспечении интересов американского капитала на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии отводится ВМС. В них насчитывается до 160 кораблей (в том числе шесть авианосцев), что составляет почти половину корабельного состава ВМС США. Основой ВMC США в указанном регионе являются соединения 7-го флота. Его зона охватывает Тихий и Индийский океаны. Численность корабельного и личного состава зависит от обстановки: от 225 кораблей и 87 тыс. человек в 1069 году и до 50 боевых кораблей и вспомогательных судов и 58 тыс. человек в 1977-м. Главная ударная сила - авианосцы, в различные периоды их бывает от двух до шести.
Для высадки десантов и захвата плацдармов на чужих территориях в указанном регионе США разместили 3-ю дивизию морской пехоты (о. Окинава, Япония) и авиационное крыло (авиабазы Ивакуни, Футема, Япония). Для обеспечения действий дивизии в составе 7-го флота находятся амфибийные силы: десантный вертолетоносец, десантно-вертолетный корабль-док, три танкодесантных корабля и другие средства десантирования морской пехоты.
Авиационный парк 7-го флота, кроме палубных самолетов (около 240 единиц), включает четыре авиационные эскадрильи базовой патрульной авиации (авиабазы на Филиппинах и в Японии).
Помимо Тихого океана, американские корабли постоянно находятся в зоне Персидского залива. Здесь они представлены командованием ВМС США на Среднем Востоке, в которое постоянно входит один штабной корабль и два эсминца. С начала 70-х годов Соединенные Штаты регулярно (два-три раза в год) посылают в зону Индийского океана оперативные соединения в составе авианосца или крейсера и нескольких кораблей охранения.
Развернув мощную группировку войск в азиатско-тихоокеанском регионе, Пентагон активно разрабатывает планы ее дальнейшего усиления как в качественном, так и в количественном отношении. Например, принято решение перевооружить авиацию ВМС и ВВС самолетами F-14 и F-15 и к 1983 году организовать постоянное боевое дежурство четырех самолетов ДРЛО и управления Е-ЗА (система АВАКС) на авиабазе Кадена (Япония).
Об этом свидетельствуют также планы по созданию так называемого "корпуса быстрого реагирования", увеличению численности кораблей в Индийском океане, а также демонстрационные переброски авиации в страны этой зоны. Так, "корпус быстрого реагирования" численностью 100-110 тыс. человек, как заявил министр обороны США Г. Браун, может использоваться в любом районе земного шара (кроме Европы), и прежде всего в зоне Персидского залива и других регионах Азии. Состав сил "корпуса" позволяет производить его быструю переброску и немедленно применить в вооруженном конфликте. В него включены дивизии сухопутных сил и морской пехоты, а также части и подразделения ВВС.
Одновременно с созданием новой разновидности интервенционистских сил Пентагон намерен усилить военно-морское присутствие в Индийском океане. В частности, предполагается постепенное наращивание группировки как путем увеличения численности кораблей командования ВМС США на Среднем Востоке (с трех до пяти), гак п посредством более частой посылки специальных соединений для демонстрации силы. Конечные цели американских империалистов - создать в Индийском океане 5-й флот - были раскрыты бывшим государственным секретарем США Г. Киссинджером, который заявил, что Соединенным Штатам необходим флот в Индийском океане. Единственный вопрос состоит в том, когда его создать - сейчас или немного позже.
Новым элементом демонстрации военной мощи в Азии стала переброска в район Персидского залива соединений ВМС США в период обострения американо-иранских отношений (1979). Как сообщалось в иностранной печати, в Вашингтоне были срочно разработаны "чрезвычайные планы" нанесения удара по Ирану. Пентагон сосредоточил у входа в Персидский залив самую крупную армаду кораблей (свыше двух десятков, в том числе авианосцы, эскадренные миноносцы УРО), когда-либо находившуюся в этом районе. Беспрецедентные по своим масштабам военные провокации сопровождались установлением жесткой экономической блокады: замораживанием иранских вкладов в американских банках и их филиалах за рубежом, установлением эмбарго на поставки продовольствии и других товаров в Иран и т. д. Для достижения этих целей США активно пытались привлечь своих союзников по блоку НАТО, а также Японию. Этим шагом американский империализм вновь показал, что он готов пойти достаточно далеко для сохранения контроля монополий США над нефтеносными районами Ближнего и Среднего Востока.