Лекция
8 августа 1945 г. СССР объявил о вступлении в войну против Японии, и уже 9-10 августа начались налеты советской авиации на портовые города Северной Кореи. Бомбоштурмовые удары по портам Унги и Наджин не были достаточны для того, чтобы полностью прервать военно-транспортное сообщение между Японией и ее армией в Корее, но внесли, тем не менее, важный вклад в деморализацию японской колониальной администрации. Кроме того, 10 августа по коротковолновому радио сотрудники генерал-губернаторства услышали сообщение американскойрадиостанции о том, что Япония намерена капитулировать перед союзниками. Японские власти в Кёнсоне поняли к этому моменту, что занятие союзными войсками территории Корейского полуострова—дело времени. У них имелись серьезные опасения за жизнь и имущество японцев после поражения. Зная по агентурным данным о масштабах влияния Ё Унхёна на учащуюся молодежь и интеллигенцию, генерал-губернаторство обратилось к нему перед официальной капитуляцией Японии 15 августа 1945 г. с предложением вверить его организации поддержание в Корее порядка, на условии обеспечения безопасности японцев в период их эвакуации.__ Ё Унхён принял это предложение, став, таким образом, по сути, главойвременной переходной администрации Кореи. С 16-17 августа 1945 г.в Кёнсоне начал функционировать возглавлявшийся Ё Унхёном и его коллегами по подполью Комитет по подготовке к строительству государства (Конгук чунби вивонхве), под эгидой которого практически в каждой волости страны были организованы ≪народные комитеты≫ (ин-мин вивонхве), взявшие на себя ответственность за поддержание порядка, контроль за распределением продовольствия и т.д. В определенном смысле ≪народные комитеты≫ достигли значительного успеха. По крайней мере, в той части Кореи, которая была определена союзниками как зона ответственности американских войск, т.е. южнее от 38-й параллели, ни один японец не пал жертвой мести со стороны корейского населения. С другой стороны, Ё Унхён не смог достигнуть одной из своих важных целей— консолидации всех ≪национальных сил≫ в процессе строительства новой государственности. Группировавшиеся вокруг закрытой в 1940 г. газеты ≪Тонъа ильбо≫ правые националисты наотрез отказались работать вместе с Ё Унхёном, который в их глазах был опасным радикалом. Зато самое активное участие в процессе формирования ≪народных комитетов≫ приняли коммунисты во главе с Пак Хонёном. Для них это было началом буржуазно-демократической революции, в которой они видели первую ступень прогрессивных преобразований,ведущих в итоге к революции социалистической. Напуганныйактивностью левых в развернувшемся к концу августа 1945 г. процессесамоорганизации масс, подал заявление об отставке один из немногих националистических лидеров в центральной организации ≪Комитета по подготовке к строительству государства≫ —популярный журналист Ан Джэхон.__ В то время как американские военные оттягивали высадку своих сил на Корейском полуострове, Советская Армия уже 11 августа 1945 г. начала наступление на территории севернойчасти Корейского полуострова, имея своей целью перерезать для базировавшихся в Маньчжурии частей японской Квантунской армии пути отступления на юг. Таким образом, советские войска выполняли свой союзнический долг по отношению к США. Части Квантунской армии могли быть отправлены через проходившие по северокорескойтерритории железные и шоссейные дороги к корейским портам, а там — переправлены на территорию Японии для участия всопротивлении планировавшейся (в случае отказа японцев капитулировать) высадке американских войск. Высадка в порты Унги и Наджин прошла 12-13 августа относительно легко. Так, Унги без больших потерь захватил советский десантный отряд численностью около 1000 солдат и офицеров— основные силы японцев были в этот момент оттянуты на границу с Маньчжурией, где уже начались бои с наступавшими соединениями южной группы 25-йармии Забайкальского фронта, которой командовал генерал-полковник И.М. Чистяков. Успеху десантных операций способствовало и присутствие в рядах советских войск военнослужащих-корейцев — как советских корейцев, так и бойцов из перешедших на советскую территорию и влившихся в состав Советской Армии отрядов Ким Ир Сена. Корейцы-военнослужащие, владевшие как корейским, так и русским языком, были главными посредниками в контактах советских военнослужащих сместным населением.
В отличие от портов Унги и Наджин, взятие порта Чхонджин (по-японски Сейсин) силами десантных подразделений ТихоокеанскогоФлота (13-16 августа: главной силой десанта была 13-я бригада морскойпехоты под командованием генерал-майора В. П. Трушина) сопровождалось серьезными потерями. Скопившиеся на железнодорожном узле Чхонджин японские части, отступавшие с севера под натискомвойск 25-й армии, оказали десантникам ожесточенное сопротивление.Бои в северной части Кореи прекратились лишь к 17 августа, когда японские военнослужащие начали, в соответствии с декларацией о капитуляции,организованную сдачу в плен. Их разоружение была закончено лишь к концу августа. 24-25 августа войска 25-й армии вышли к 38-й параллели, которая, согласно принятому Советским правительством предложению американской стороны, должна была разграничивать зоны американской и советской оккупации. Оккупация эта первоначальномыслилась как кратковременная — на период разоружения японских войск, отправки в Японию японских чиновников и поселенцев и создания в Корее новых властей. Бои на территории Кореи стоили частям Советской Армии серьезных потерь. Убито и ранено было 1963 солдата и офицера (всего в боях в Маньчжурии и Корее 25-я армия потеряла 4700 человек). Останки многих из них покоятся на ≪русском кладбище≫ в Пхеньяне, куда до сих пор приходят поклониться как корейцы,так и российские приезжие. Всего на территории Северной Кореи находится 15 братских могил советских воинов. На территории Кореи к северу от 38-й параллели, которая к двадцатым числам августа 1945 г. была полностью занята советскими войсками, военные власти СССР пошли на тесное сотрудничество с местными ≪народными комитетами≫ — в которых, кстати, в отличие от центральныхи южных районов Кореи, доминировали протестантские националисты,— в надежде взять над ними контроль и в итоге преобразовать их в лояльное Советскому Союзу ≪народно-демократическое правительство ≫. Американцы же, высадившиеся в порту Инчхон 8 сентября 1945 г., с самого начала отказались признать ≪Комитет по подготовке к строительству государства≫, к тому времени провозгласивший Корею ≪народной республикой≫. Взамен они объявили о сосредоточении всейвласти в руках оккупационной американской администрации и пригрозили в первой же своей прокламации суровыми наказаниями за неповиновение ее приказам. В дальнейшем они вели дела или с бывшими чиновниками генерал-губернаторства, которые были на некоторое время оставлены на своих постах ≪во избежание хаоса≫, или же с правыми силами. В числе последних было немало лиц, запятнавших себя в годы войны пособничеством японскому милитаризму. Поскольку США являлся союзником СССР в годы войны, то коммунисты Юга, во главе с Пак Хонёном, встретили американские войска как ≪освободителей≫.Однако главной своей задачей американцы с самого начала считали ≪предотвращение захвата всей Кореи коммунистами≫, и в этом смысле конфликт между американцами и их ставленниками, с одной стороны, и массами бедноты, видевшими в местных помощниках американцевлишь бывших пособников японского милитаризма и желавшими радикальных социальных реформ, с другой стороны, был делом времени. Корея была освобождена от японского ига, но освобождение это было достигнуто руками солдат иностранных держав, заботившихся, прежде всего, о собственных геополитических интересах и входивших в альянс с теми политическими силами внутри страны, которые были согласны этим интересам служить. Несомненно, существовали значительные и принципиальные отличия между взглядами советских и американских оккупационных властей на будущее Кореи. В то время как советские власти с самого начала имели директиву ≪не вводить советские порядки на территории северной Кореи≫ и взяли первоначально курс на сотрудничество со всеми патриотическими антиколониальным и силами с целью создания в будущем дружественного по отношению к СССР, но вовсе не обязательно ≪коммунистического≫ правительства страны, оккупационные власти США стремились, прежде всего, подорвать влияние наиболее популярных среди корейцев левых сил. Однако, несмотря на разницу в исходных установках, в конце концов, логика холодной войны заставила правительства СССР и США следовать идентичной, по сути, политике, поддерживая всеми силами своих ставленников у власти и давая им возможность уничтожить политических конкурентов и установить зависимые от поддержки извне диктаторские режимы. Это не означает, конечно, что освободившие территорию северной Кореи солдаты и офицеры Советской Армии ощущали себя в августе 1945 г. как завоеватели или воспринимались таким образом местным населением. Обычно воины-освободители встречались корейцами восторженно и сами испытывали гордость, осознавая историческое значение своей миссии. Однако с объективной точки зрения в итоге освобождение Кореи силами иностранных армий стало одним из факторов, приведших страну, в конце концов, к национальной трагедии раскола. Корея освободилась от японского империализма, но не освободилась от империализма как такового. И сейчас, более чем через 60 лет после Освобождения, около 28 тыс. американских солдат продолжают оставаться на юге страны, до сих пор расколотой примерно по той же линии, которая разделила в судьбоносном 1945 г. зоны ответственности советской и американской армий. До сих пор драконовский закон о ≪национальной безопасности≫ в Южной Корее дает возможность властям сажать в тюрьму за призывы к выводу американских войск из страны, поскольку такие призывы, дескать, ≪приносят пользу врагу≫, т.е. КНДР. Но и КНДР, гордо заявляющая о своей ≪самостоятельности ≫ и ≪опоре на собственные силы≫, на самом деле неспособна даже обеспечить себя продовольствием и энергетическими ресурсами на самом элементарном уровне без помощи со стороны Китая —на данный момент основного стратегического ≪патрона≫ северокорейского режима. В итоге ситуация на Корейском полуостровеостается, как и прежде, под сильным влиянием внешних факторов — на данный момент, прежде всего динамики отношений между США и Китаем. Постепенные подвижки на пути к объединению страны и избавлению от зависимости от соседних держав являются актуальнойзадачей на будущее.
Когда в августе 1945 года Советский Союз начал войну с Японией, к удивлению наших американских союзников японцы не оказали Красной армии серьезного сопротивления и капитулировали быстро. Это важно, поскольку для Японии оккупированный ею в 1910 году Корейский полуостров имел важное стратегическое значение не только в качестве поставщика разнообразных ресурсов, но и как будущая резервная ставка императора и правительства в случае высадки американского десанта непосредственно на Японские острова (план «Яшма вдребезги»). Поэтому закончили войну не столько американские бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, сколько вступление СССР в войну с Японией. Стремительное наступление Красной армии в Манчжурии, Корее и на юге Сахалина лишило Токио технической возможности сопротивляться.
Для США такая быстрая развязка стала полной неожиданностью, поскольку они готовились к затяжной и кровопролитной войне с Японией как минимум до 1946-1947 годов. В Вашингтоне стали лихорадочно думать, какой план разграничения сфер влияния на Дальнем Востоке можно предложить Москве. После безрезультатного ночного совещания представителей армии, флота, Госдепартамента и Белого дома два подполковника, Чарльз Боунстил и Дин Раск (в 60-е годы он станет государственным секретарем США), предложили чисто американское решение: Китай с Манчжурией должны были отойти в зону интересов СССР, Япония — под контроль Соединенных Штатов, а Корею предлагалось разделить на две оккупационные зоны по 38-й параллели, то есть примерно пополам. При этом в американской зоне оккупации оставалась не только столица страны, но и большинство ее населения (в два раза больше, чем на севере), а также значительная часть сельскохозяйственных и промышленных ресурсов. Не договорившись о порядке проведения выборов в стране, США передали корейский вопрос в ООН, где они тогда обладали большинством голосов. Штаты продавили решение о проведении выборов на выгодных для себя условиях. Советский Союз отказался исполнять его, считая нарушением послевоенных договоренностей, после чего американцы провели выборы «там, где это возможно». В ответ на это северокорейские власти объявили о выборах в Верховное народное собрание, которые открыто проводились на севере и нелегально на юге. В итоге в 1948 году были провозглашены Республика Корея и Корейская Народно-Демократическая Республика, одинаково претендовавшие на весь полуостров, при этом создание государства на юге случилось раньше. Руководителем Севера стал Ким Ир Сен, а президентом Южной Кореи — убежденный антикоммунист и старый заслуженный участник национально-освободительного движения Ли Сын Ман, много лет проживший в американской эмиграции. Большинство корейского народа как Южной, так и Северной Кореи решительно выступило против режима Ли Сын Мана. В январе 1948 года 2 миллиона жителей Южной Кореи во главе с рабочими развернули решительную борьбу против правительства Ли Сын Мана в связи с прибытием в Корею временной комиссии ООН для проведения навязанных сепаратных выборов в Южной Корее и контроля над ними. Эта борьба фактически парализовала всю жизнь в Южной Корее, находившейся под пятой американской военной администрации. В апреле 1948 года по предложению народно-демократического фронта Северной Кореи в Пхеньяне состоялось совещание представителей политических партий и общественных организаций Южной и Северной Кореи, [257] которое заявило протест против проведения в Южной Корее сепаратных выборов. В этом совещании приняли участие представители всех партий и группировок, за исключением крайне правой группы Ли Сын Мана — Ким Сон Су. Вопреки препятствиям, чинимым американской армией и группой Ли Сын Мана, в нем приняли участие даже такие представителя крайне правых, как Ким Гу и Ким Кю Сик, которые до того были верными соратниками Ли Сын Мана. Народ понимал, что утверждение в Южной Корее сепаратистского режима, который совершенно не выражал волю и интересы корейского народа, означало увековечение раскола Кореи, оттягивание на неопределенный срок создания единого независимого государства. Именно этим объяснялся всенародный протест против режима Ли Сын Мана.
24 августа 1948 года, сразу же после получения Южной Кореей «независимости», ее правительство заключило с Америкой военное соглашение, которое должно было «оставаться в силе вплоть до вывода американской армии». 11 сентября 1948 года между южнокорейским и американским правительствами были подписаны имущественное и финансовое соглашения, а 10 декабря того же года — соглашение об экономической помощи. Это означало, что правительство Южной Кореи «добровольно» согласилось на официальное включение Южной Кореи в систему американских военных баз и колоний. Но для успешного осуществления политики подчинения Соединенным Штатам правительство Южной Кореи должно было провести ряд фашистских репрессивных мероприятий внутри страны. В этих целях 19 ноября 1948 года был опубликован закон «Об обеспечении государственной безопасности», а в январе 1949 года — закон «О печати». На основании закона «Об обеспечении государственной безопасности» в течение 1949 года в Южной Корее были арестованы 118621 человек. Подвергался аресту каждый, кто выражал малейшее недовольство политикой правительства. В Южной Корее открыто свирепствовал белый террор. В июне 1949 года жертвой правительственного террора пал даже такой известный правый деятель, как Ким Гу, который осмелился выступить [258] с критикой политики Ли Сын Мана. Правительство Южной Кореи занимало открыто враждебную позицию по отношению к сформированному в сентябре 1948 года правительству Корейской Народно-Демократической Республики. Все это привело к превращению 38-й параллели в фактическую государственную границу.
Доведенный до крайности курс на раскол породил в то же время свою противоположность. Он привел к появлению все более усиливающегося стремления к объединению страны. На основании происходивших в августе 1948 года выборов в Верховное народное собрание Кореи 9 сентября было сформировано правительство Корейской Народно-Демократической Республики. В отличие от южнокорейского правительства, которое было создано в соответствии с американо-лисынмановским курсом на прямой раскол Кореи, это правительство было сформировано в интересах мирного объединения Кореи, в интересах разрешения корейского вопроса самим корейским народом. Об этом свидетельствуют такие факты, как борьба населения Северной Кореи и большинства южнокорейцев под руководством Трудовой партии и Народного комитета Северной Кореи против создания сепаратного режима в Южной Корее, за единое правительство, борьба, продолжавшаяся до последнего дня сепаратных выборов в Южной Корее (10 мая 1948 года). Вопрос о сформировании пхеньянского правительства встал на повестку дня лишь после того, как образование режима Ли Сын Мана создало новые условия, которые нельзя было не учитывать.
В связи с образованием южнокорейского правительства правительство США заявило, что оно вынуждено было пойти на установление режима Ли Сын Мана, поскольку стало невозможно путем переговоров обеспечить объединение Кореи из-за препятствий, которые якобы чинил Советский Союз работе Смешанной американо-советской комиссии. Большинство корейского народа как Южной, так и Северной Кореи решительно выступило против режима Ли Сын Мана. В январе 1948 года 2 миллиона жителей Южной Кореи во главе с рабочими развернули решительную борьбу против правительства Ли Сын Мана в связи с прибытием в Корею временной комиссии ООН для проведения навязанных сепаратных выборов в Южной Корее и контроля над ними. Эта борьба фактически парализовала всю жизнь в Южной Корее, находившейся под пятой американской военной администрации. В апреле 1948 года по предложению народно-демократического фронта Северной Кореи в Пхеньяне состоялось совещание представителей политических партий и общественных организаций Южной и Северной Кореи, [257] которое заявило протест против проведения в Южной Корее сепаратных выборов. В этом совещании приняли участие представители всех партий и группировок, за исключением крайне правой группы Ли Сын Мана — Ким Сон Су. Вопреки препятствиям, чинимым американской армией и группой Ли Сын Мана, в нем приняли участие даже такие представителя крайне правых, как Ким Гу и Ким Кю Сик, которые до того были верными соратниками Ли Сын Мана. Народ понимал, что утверждение в Южной Корее сепаратистского режима, который совершенно не выражал волю и интересы корейского народа, означало увековечение раскола Кореи, оттягивание на неопределенный срок создания единого независимого государства. Именно этим объяснялся всенародный протест против режима Ли Сын Мана.
24 августа 1948 года, сразу же после получения Южной Кореей «независимости», ее правительство заключило с Америкой военное соглашение, которое должно было «оставаться в силе вплоть до вывода американской армии». 11 сентября 1948 года между южнокорейским и американским правительствами были подписаны имущественное и финансовое соглашения, а 10 декабря того же года — соглашение об экономической помощи. Это означало, что правительство Южной Кореи «добровольно» согласилось на официальное включение Южной Кореи в систему американских военных баз и колоний. Но для успешного осуществления политики подчинения Соединенным Штатам правительство Южной Кореи должно было провести ряд фашистских репрессивных мероприятий внутри страны. В этих целях 19 ноября 1948 года был опубликован закон «Об обеспечении государственной безопасности», а в январе 1949 года — закон «О печати». На основании закона «Об обеспечении государственной безопасности» в течение 1949 года в Южной Корее были арестованы 118621 человек. Подвергался аресту каждый, кто выражал малейшее недовольство политикой правительства. В Южной Корее открыто свирепствовал белый террор. В июне 1949 года жертвой правительственного террора пал даже такой известный правый деятель, как Ким Гу, который осмелился выступить [258] с критикой политики Ли Сын Мана. Правительство Южной Кореи занимало открыто враждебную позицию по отношению к сформированному в сентябре 1948 года правительству Корейской Народно-Демократической Республики. Все это привело к превращению 38-й параллели в фактическую государственную границу.
Доведенный до крайности курс на раскол породил в то же время свою противоположность. Он привел к появлению все более усиливающегося стремления к объединению страны. На основании происходивших в августе 1948 года выборов в Верховное народное собрание Кореи 9 сентября было сформировано правительство Корейской Народно-Демократической Республики. В отличие от южнокорейского правительства, которое было создано в соответствии с американо-лисынмановским курсом на прямой раскол Кореи, это правительство было сформировано в интересах мирного объединения Кореи, в интересах разрешения корейского вопроса самим корейским народом. Об этом свидетельствуют такие факты, как борьба населения Северной Кореи и большинства южнокорейцев под руководством Трудовой партии и Народного комитета Северной Кореи против создания сепаратного режима в Южной Корее, за единое правительство, борьба, продолжавшаяся до последнего дня сепаратных выборов в Южной Корее (10 мая 1948 года). Вопрос о сформировании пхеньянского правительства встал на повестку дня лишь после того, как образование режима Ли Сын Мана создало новые условия, которые нельзя было не учитывать.
В связи с образованием южнокорейского правительства правительство США заявило, что оно вынуждено было пойти на установление режима Ли Сын Мана, поскольку стало невозможно путем переговоров обеспечить объединение Кореи из-за препятствий, которые якобы чинил Советский Союз работе Смешанной американо-советской комиссии. Но факты свидетельствуют, что в действительности именно Америка первой создала южнокорейский политический режим в целях раскола Кореи и превращения 38-й параллели в государственную границу, а правительство Корейской Народно-Демократической [259] Республики было создано позже, и его цель состояла в том, чтобы помешать увековечению раскола Кореи и создать условия для обеспечения мирного объединения страны.
Стремление к объединению
В докладе, представленном V сессии Генеральной Ассамблеи, комиссия ООН то Корее подтвердила, что лозунг объединения страны отвечает самым глубоким чаяниям большинства корейцев. Комиссия констатировала, что корейцы, которые являются единой нацией, имеющей общий язык и общую культуру, горячо желают жить в независимой и объединенной стране. Единственная цель народа Кореи — это объединение. После второй мировой войны объединение Кореи стало синонимом ее национального освобождения.
Основные условия, отвечающие этим общенациональным надеждам корейского народа, созревали не благодаря политике лисынмановского режима, а на основании политики, проводившейся правительством Корейской Народно-Демократической Республики по мере расширения строительства народно-демократического строя в Северной Корее. Сразу же после своего сформирования правительство КНДР выдвинуло ряд предложений, направленных на достижение независимости и самостоятельного объединения. Одним из них было требование о выводе иностранных войск из Кореи. На сессии Верховного народного собрания КНДР в сентябре 1948 года было принято решение обратиться к правительствам Соединенных Штатов и Советского Союза с просьбой о выводе войск из Кореи. Советский Союз немедленно пошел навстречу этой просьбе и к концу 1948 года полностью вывел свои войска из Северной Кореи. Американское правительство игнорировало обращение Верховного народного собрания и продолжало держать свои войска в Южной Корее и после вывода советских вооруженных сил. Больше того, правительство Ли Сын Мана на заседании кабинета от 22 ноября 1948 года приняло решение просить Соединенные Штаты оставить их [260] вооруженные силы в Корее. Тем самым оно хотело увековечить американскую оккупацию Южной Кореи. Но в связи с тем, что в самой Корее и за рубежом стали все сильнее раздаваться голоса протеста. Соединенные Штаты были вынуждены вывести свои войска из Южной Кореи, оставив там 500 военных советников.
Следующим шагом на пути к объединению и независимости Кореи было укрепление и развитие народно-демократического строя в Северной Корее на основе быстрого развития народного хозяйства. Благодаря большой помощи, оказываемой Северной Корее Советским Союзом на основании соглашения о корейско-советском экономическом и культурном сотрудничестве от 17 марта 1949 года, народное хозяйство Северной Кореи стало развиваться быстрыми темпами. Так, в 1949 году продукция промышленности государственного сектора увеличилась по сравнению с 1946 годом на 377,1 процента, а в области сельского хозяйства были достигнуты такие успехи, которые уже в 1948 году создали возможность для самообеспечения Северной Кореи продовольствием. А ведь прежде этому району Кореи всегда не хватало собственного продовольствия. С каждым годом все более повышался материальный и культурный уровень жизни населения Северной Кореи. В то же время в Южной Корее, находившейся под властью Ли Сын Мана, наблюдались застой в промышленности, резкое сокращение сельскохозяйственного производства, безудержный рост выпуска бумажных денег, инфляция и колоссальный рост налогов. Все это вело к крайнему обнищанию населения Южной Кореи.
Ход событий убедил большинство корейского народа в том, что причиной всех его несчастий является раскол Кореи, что ликвидировать эту причину можно только путем объединения Кореи, что раскол выгоден лишь небольшой группке сторонников Ли Сын Мана. Большинство корейского народа убедилось, что только лисынмановцы и Америка препятствуют объединению и заинтересованы в разделении Кореи на Северную и Южную и что, следовательно, корейский народ сам может мирным путем добиться объединения страны, если все [261] сторонники объединения сплотятся и поднимутся на борьбу ради этой высокой цели. В июне 1949 года Трудовые партии Северной и Южной Кореи объединились в единую Трудовую партию Кореи, а 25 июня под руководством этой партии открылся учредительный съезд Единого демократического отечественного фронта. Отечественный фронт объединил на широкой основе все слои населения Кореи, выступавшие за объединение страны — в том числе и тех, кто не входил в Единый национально-демократический фронт Северной и Южной Кореи. Декларация Отечественного фронта отмечала, что только Америка и Ли Сын Ман заинтересованы в расколе страны, который наносит колоссальный вред корейскому народу, и призывала к защите конституции КНДР, последовательно выступающей за мирное объединение страны, к борьбе за создание единого правительства на основе этой конституции. В соответствии с декларацией предполагалось провести в сентябре 1949 года совместные выборы. Но этот проект мирного объединения не был осуществлен из-за препятствий, которые чинило правительство Южной Кореи.
Создание Отечественного фронта и его предложение о мирном объединении страны подняло на новую ступень борьбу всего корейского народа за объединение Северной и Южной Кореи. После сформирования правительства Ли Сын Мана в Южной Корее стало безжалостно подавляться всякое движение, выступавшее против раскола, за объединение страны. В результате борьба в Южной Корее вылилась в форму всеобщего вооруженного сопротивления, начало которому было положено восстанием на острове Чечжудо в апреле 1948 года и событиями в Ёсу и Сунчане в октябре того же года. Вооруженные партизанские отряды, пользуясь широкой поддержкой и помощью со стороны населения, с каждым днем укрепляли свои базы в районах гор Тирисан, Тэбэксан и др. Образование Отечественного фронта и его предложение об объединении страны в значительной степени содействовали усилению борьбы южнокорейцев. Об этом можно судить по следующим цифрам, характеризующим рост числа партизан, активно участвовавших [262] в боевых операциях. Так, если в мае 1949 года в Южной Корее насчитывалось 17740 партизан, то в июле того же года их уже было свыше 30 тысяч, в сентябре — 77256, а в октябре — 89924. Причем за период с осени 1949 года по весну 1950 года партизанские отряды перешли от отдельных партизанских налетов к маневренной войне и уже могли успешно атаковать крупные города и отдельные дивизии правительственной армии. Действия партизан способствовали возникновению многочисленных выступлений крестьян.
В такой обстановке 30 мая 1950 года в Южной Корее были проведены вторые сепаратные выборы. Несмотря на грубое вмешательство правительства в выборы, сторонники Ли Сын Мана потерпели поражение, добившись избрания лишь 46 своих кандидатов из 210.
Таким образом, в результате усиления борьбы южнокорейцев в первом полугодии 1950 года правительство Ли Сын Мана оказалось на грани краха. Кризис лисынмановского режима углублялся благодаря обострению разногласий внутри правящего лагеря, а также из-за экономического кризиса, к которому привела Южную Корею проамериканская политика Ли Сын Мана.
Стремление к объединению
В докладе, представленном V сессии Генеральной Ассамблеи, комиссия ООН то Корее подтвердила, что лозунг объединения страны отвечает самым глубоким чаяниям большинства корейцев. Комиссия констатировала, что корейцы, которые являются единой нацией, имеющей общий язык и общую культуру, горячо желают жить в независимой и объединенной стране. Единственная цель народа Кореи — это объединение. После второй мировой войны объединение Кореи стало синонимом ее национального освобождения.
Основные условия, отвечающие этим общенациональным надеждам корейского народа, созревали не благодаря политике лисынмановского режима, а на основании политики, проводившейся правительством Корейской Народно-Демократической Республики по мере расширения строительства народно-демократического строя в Северной Корее. Сразу же после своего сформирования правительство КНДР выдвинуло ряд предложений, направленных на достижение независимости и самостоятельного объединения. Одним из них было требование о выводе иностранных войск из Кореи. На сессии Верховного народного собрания КНДР в сентябре 1948 года было принято решение обратиться к правительствам Соединенных Штатов и Советского Союза с просьбой о выводе войск из Кореи. Советский Союз немедленно пошел навстречу этой просьбе и к концу 1948 года полностью вывел свои войска из Северной Кореи. Американское правительство игнорировало обращение Верховного народного собрания и продолжало держать свои войска в Южной Корее и после вывода советских вооруженных сил. Больше того, правительство Ли Сын Мана на заседании кабинета от 22 ноября 1948 года приняло решение просить Соединенные Штаты оставить их [260] вооруженные силы в Корее. Тем самым оно хотело увековечить американскую оккупацию Южной Кореи. Но в связи с тем, что в самой Корее и за рубежом стали все сильнее раздаваться голоса протеста. Соединенные Штаты были вынуждены вывести свои войска из Южной Кореи, оставив там 500 военных советников.
Следующим шагом на пути к объединению и независимости Кореи было укрепление и развитие народно-демократического строя в Северной Корее на основе быстрого развития народного хозяйства. Благодаря большой помощи, оказываемой Северной Корее Советским Союзом на основании соглашения о корейско-советском экономическом и культурном сотрудничестве от 17 марта 1949 года, народное хозяйство Северной Кореи стало развиваться быстрыми темпами. Так, в 1949 году продукция промышленности государственного сектора увеличилась по сравнению с 1946 годом на 377,1 процента, а в области сельского хозяйства были достигнуты такие успехи, которые уже в 1948 году создали возможность для самообеспечения Северной Кореи продовольствием. А ведь прежде этому району Кореи всегда не хватало собственного продовольствия. С каждым годом все более повышался материальный и культурный уровень жизни населения Северной Кореи. В то же время в Южной Корее, находившейся под властью Ли Сын Мана, наблюдались застой в промышленности, резкое сокращение сельскохозяйственного производства, безудержный рост выпуска бумажных денег, инфляция и колоссальный рост налогов. Все это вело к крайнему обнищанию населения Южной Кореи.
Ход событий убедил большинство корейского народа в том, что причиной всех его несчастий является раскол Кореи, что ликвидировать эту причину можно только путем объединения Кореи, что раскол выгоден лишь небольшой группке сторонников Ли Сын Мана. Большинство корейского народа убедилось, что только лисынмановцы и Америка препятствуют объединению и заинтересованы в разделении Кореи на Северную и Южную и что, следовательно, корейский народ сам может мирным путем добиться объединения страны, если все [261] сторонники объединения сплотятся и поднимутся на борьбу ради этой высокой цели. В июне 1949 года Трудовые партии Северной и Южной Кореи объединились в единую Трудовую партию Кореи, а 25 июня под руководством этой партии открылся учредительный съезд Единого демократического отечественного фронта. Отечественный фронт объединил на широкой основе все слои населения Кореи, выступавшие за объединение страны — в том числе и тех, кто не входил в Единый национально-демократический фронт Северной и Южной Кореи. Декларация Отечественного фронта отмечала, что только Америка и Ли Сын Ман заинтересованы в расколе страны, который наносит колоссальный вред корейскому народу, и призывала к защите конституции КНДР, последовательно выступающей за мирное объединение страны, к борьбе за создание единого правительства на основе этой конституции. В соответствии с декларацией предполагалось провести в сентябре 1949 года совместные выборы. Но этот проект мирного объединения не был осуществлен из-за препятствий, которые чинило правительство Южной Кореи.
Создание Отечественного фронта и его предложение о мирном объединении страны подняло на новую ступень борьбу всего корейского народа за объединение Северной и Южной Кореи. После сформирования правительства Ли Сын Мана в Южной Корее стало безжалостно подавляться всякое движение, выступавшее против раскола, за объединение страны. В результате борьба в Южной Корее вылилась в форму всеобщего вооруженного сопротивления, начало которому было положено восстанием на острове Чечжудо в апреле 1948 года и событиями в Ёсу и Сунчане в октябре того же года. Вооруженные партизанские отряды, пользуясь широкой поддержкой и помощью со стороны населения, с каждым днем укрепляли свои базы в районах гор Тирисан, Тэбэксан и др. Образование Отечественного фронта и его предложение об объединении страны в значительной степени содействовали усилению борьбы южнокорейцев. Об этом можно судить по следующим цифрам, характеризующим рост числа партизан, активно участвовавших [262] в боевых операциях. Так, если в мае 1949 года в Южной Корее насчитывалось 17740 партизан, то в июле того же года их уже было свыше 30 тысяч, в сентябре — 77256, а в октябре — 89924. Причем за период с осени 1949 года по весну 1950 года партизанские отряды перешли от отдельных партизанских налетов к маневренной войне и уже могли успешно атаковать крупные города и отдельные дивизии правительственной армии. Действия партизан способствовали возникновению многочисленных выступлений крестьян.
В такой обстановке 30 мая 1950 года в Южной Корее были проведены вторые сепаратные выборы. Несмотря на грубое вмешательство правительства в выборы, сторонники Ли Сын Мана потерпели поражение, добившись избрания лишь 46 своих кандидатов из 210.
Таким образом, в результате усиления борьбы южнокорейцев в первом полугодии 1950 года правительство Ли Сын Мана оказалось на грани краха. Кризис лисынмановского режима углублялся благодаря обострению разногласий внутри правящего лагеря, а также из-за экономического кризиса, к которому привела Южную Корею проамериканская политика Ли Сын Мана.