Структура государственной системы технического регулирования
Статья 5. Структура государственной системы технического регулирования
Структуру государственной системы технического регулирования составляют:
1) Правительство Республики Казахстан;
2) уполномоченный орган, его ведомство, территориальные подразделения
ведомства;
3) государственные органы в пределах своей компетенции;
4) орган по аккредитации;
5) Национальный орган по стандартизации;
6) экспертные советы в области технического регулирования при государственных
органах (далее – экспертные советы);
7) Информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и
фитосанитарным мерам (далее – Информационный центр);
8) субъекты аккредитации, в том числе органы по подтверждению соответствия,
лаборатории;
9) эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия и аккредитации.
Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области технического
регулирования
К компетенции Правительства Республики Казахстан в области технического
регулирования относятся:
1) разработка основных направлений государственной политики в области
технического регулирования и организация их осуществления;
2) определение уполномоченных органов, осуществляющих государственный
контроль и надзор за соблюдением требований соответствующих технических
регламентов, определенных Правительством Республики Казахстан, на стадиях
жизненного цикла продукции.
Сноска. Статья 6 - в редакции Закона РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в
действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального
опубликования).
Статья 7. Компетенция уполномоченного органа
1. В области технического регулирования уполномоченный орган осуществляет
следующие полномочия:
1) формирует государственную систему технического регулирования;
2) формирует и реализует государственную политику в области технического
регулирования;
3) осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных
органов, физических и юридических лиц в области технического регулирования;
4) разрабатывает и утверждает правила по утверждению и регистрации одобрений
типа транспортного средства, одобрений типа шасси;
5) разрабатывает и утверждает правила присвоения международных
идентификационных кодов изготовителям транспортных средств;
6) разрабатывает и утверждает форму свидетельства о присвоении международного
идентификационного кода изготовителю транспортного средства;
7) разрабатывает и утверждает правила реализации принципов надлежащей
лабораторной практики;
8) разрабатывает и утверждает план по разработке технических регламентов;
9) взаимодействует с экспертными советами, физическими и юридическими лицами
по вопросам технического регулирования;
10) формирует переговорную позицию по вопросам технического регулирования и
представляет Республику Казахстан в международных и региональных организациях
по техническому регулированию, оценке соответствия и аккредитации в области
оценки соответствия;
11) разрабатывает и утверждает правила формирования, ведения и сопровождения
реестра технического регулирования;
12) обеспечивает функционирование Информационного центра;
13) разрабатывает и утверждает разрешительные требования к экспертам-аудиторам
по подтверждению соответствия, перечень документов, подтверждающих соответствие
им, а также правила аттестации, продления действия аттестатов экспертов-аудиторов
по подтверждению соответствия по согласованию с уполномоченным органом в сфере
разрешений и уведомлений и уполномоченным органом в сфере информатизации;
14) разрабатывает и утверждает требования к учебным центрам, правила их
включения в реестр технического регулирования;
15) осуществляет государственный контроль и надзор в части выпуска в обращение
продукции на ее соответствие требованиям технических регламентов, а также за
соблюдением субъектами государственного контроля и надзора в области технического
регулирования требований, установленных законодательством Республики Казахстан в
области технического регулирования, иных нормативных правовых актов Республики
Казахстан либо решений Евразийской экономической комиссии;
16) разрабатывает и утверждает проверочные листы и критерии оценки степени
риска в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан по
проведению государственного контроля и надзора в области технического
регулирования в части выпуска в обращение продукции на ее соответствие
требованиям технических регламентов;
16-1) определяет перечень требований, нарушение которых влечет применение мер
оперативного реагирования, а также определяет в отношении конкретных нарушений
требований конкретный вид меры оперативного реагирования с указанием срока
действия данной меры (при необходимости).
В перечень требований, нарушение которых влечет применение мер оперативного
реагирования, включаются требования, являющиеся предметом государственного
контроля в соответствии со статьей 143 Предпринимательского кодекса Республики
Казахстан;
16-2) определяет порядок организации и проведения контрольного закупа в области
технического регулирования;
17) создает консультативно-совещательные органы в интересах обеспечения
безопасности продукции и процессов;
18) осуществляет экспертизы, согласование разработанных технических
регламентов, согласование приостановления либо отмены действия технических
регламентов, в том числе инициирование вопросов приостановления либо отмены
действия технических регламентов государственными органами;
19) разрабатывает и утверждает правила разработки, экспертизы, принятия,
изменения и отмены технических регламентов;
20) разрабатывает и утверждает технические регламенты;
21) разрабатывает и утверждает правила отзыва продукции, не соответствующей
требованиям технических регламентов;
22) запрещает выпуск в обращение продукции, представляющей непосредственную
угрозу правам и законным интересам физических и юридических лиц, жизни и
здоровью человека, окружающей среде, в соответствии с настоящим Законом;
23) осуществляет отмену действия документов об оценке соответствия в
соответствии с настоящим Законом;
24) принимает меры воздействия по пресечению и недопущению выпуска в
обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;
25) изымает продукцию, представляющую непосредственную угрозу правам и
законным интересам физических и юридических лиц, жизни и здоровью человека,
окружающей среде, в соответствии с настоящим Законом и подает иск в суд о лишении
субъекта надзора права владения, пользования и (или) распоряжения такой продукцией
согласно гражданско-процессуальному законодательству Республики Казахстан;
26) вносит предложения государственным органам о приведении нормативных
правовых актов и правовых актов, затрагивающих объекты технического
регулирования, в соответствие с законодательством Республики Казахстан в области
технического регулирования, техническими регламентами и национальными
стандартами;
27) обращается в суд при невыполнении или ненадлежащем выполнении
физическими, юридическими лицами законных требований или предписаний,
постановлений, выданных должностными лицами в области технического
регулирования.
2. В сфере оценки соответствия уполномоченный орган осуществляет следующие
полномочия:
1) разрабатывает и утверждает правила оценки соответствия;
2) обеспечивает организацию работ по межлабораторным сравнительным
испытаниям (сличению);
3) разрабатывает и утверждает правила по проверке правильности и
обоснованности оформления одобрений типа транспортного средства, одобрений типа
шасси;
4) разрабатывает и утверждает правила выпуска в обращение продукции, не
включенной в Единый перечень, включенной в Единый перечень, но в отношении
которой не приняты или не введены в действие технические регламенты, а также
перечень продукции, в отношении которой принимается декларация об общей
безопасности, форму декларации об общей безопасности;
5) утверждает для применения на территории Республики Казахстан в целях
обеспечения соблюдения требований технического регламента Евразийского
экономического союза, проведения исследований (испытаний) и измерений при оценке
соответствия объектов технического регулирования требованиям технического
регламента Евразийского экономического союза национальные (государственные)
стандарты государств – членов Евразийского экономического союза в качестве
национальных стандартов Республики Казахстан;
6) разрабатывает и утверждает правила принятия решений о включении или
исключении органов по оценке соответствия в национальную часть (из национальной
части) единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического
союза.
3. Уполномоченный орган осуществляет иные полномочия, предусмотренные
настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента
Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 19.04.2023 № 223-VII
(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого
официального опубликования); от 06.04.2024 № 71-VIII (вводится в действие по
истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального
опубликования).
Статья 8. Компетенция государственных органов в области технического
регулирования
Государственные органы в пределах своей компетенции в области технического
регулирования осуществляют:
1) разработку, утверждение, отмену, приостановление технических регламентов, а
также внесение изменений и (или) дополнений в технические регламенты по вопросам,
входящим в их компетенцию, по согласованию с уполномоченным органом;
2) подготовку и внесение в уполномоченный орган в порядке, установленном
законодательством Республики Казахстан, предложений о разработке технических
регламентов или изменений и (или) дополнений в технические регламенты;
3) создание экспертных советов;
4) государственный контроль и надзор в порядке, определенном
Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, за соблюдением требований
соответствующих технических регламентов в рамках установленной компетенции;
5) разработку и исполнение планов мероприятий по реализации технических
регламентов, в том числе Евразийского экономического союза;
6) реализацию принципов надлежащей лабораторной практики в соответствии с
правилами, утвержденными уполномоченным органом;
7) разработку (участие в разработке) нормативно-методической базы в области
надлежащей лабораторной практики;
8) подготовку предложений по созданию, модернизации и оснащению органов по
подтверждению соответствия и лабораторий по продукции, подлежащей обязательному
подтверждению соответствия;
9) участие в работе по включению или исключению органов по оценке соответствия
в национальную часть (из национальной части) единого реестра органов по оценке
соответствия Евразийского экономического союза;
10) в случае применения нормативных технических документов для реализации
требований технических регламентов внесение предложений по их разработке в
качестве национальных стандартов в порядке, установленном законодательством
Республики Казахстан в сфере стандартизации;
11) иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами
Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства
Республики Казахстан.
Статья 9. Государственная монополия по аккредитации в области оценки соответствия
1. К государственной монополии по аккредитации в области оценки соответствия
относятся:
1) аккредитация в области оценки соответствия;
2) формирование, ведение и сопровождение реестра технического регулирования;
3) мониторинг соответствия надлежащей лабораторной практики.
2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи виды деятельности осуществляются
республиканским государственным предприятием, созданным по решению
Правительства Республики Казахстан.
3. Цены на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые субъектом
государственной монополии, устанавливаются уполномоченным органом по
согласованию с антимонопольным органом.
Статья 10. Полномочия Национального органа по стандартизации
Национальный орган по стандартизации в области технического регулирования в
пределах своей компетенции участвует в разработке технических регламентов в
соответствии с настоящим Законом.
Статья 11. Экспертные советы
1. Экспертные советы создаются в курируемых отраслях для выработки
предложений по совершенствованию деятельности, развитию перспективных
направлений, рассмотрению вопросов, связанных с применением технических
регламентов, проведением анализа на соответствие государственной политике и целям
в области технического регулирования.
2. Состав экспертных советов и положение о них утверждаются государственными
органами.
В состав экспертных советов могут быть включены представители государственных
органов, профильных технических комитетов по стандартизации, Национальной
палаты предпринимателей, отраслевых ассоциаций и другие заинтересованные лица.
3. Работа экспертных советов осуществляется в форме заседаний. С учетом
рекомендаций экспертных советов формируются предложения и замечания в
международные договоры и акты, составляющие право Евразийского экономического
союза, и законодательство Республики Казахстан, а также переговорная позиция
Республики Казахстан.
Статья 12. Информационный центр
1. Информационный центр создается и функционирует в порядке, определяемом
уполномоченным органом, для взаимодействия с Секретариатом Всемирной торговой
организации, членами Всемирной торговой организации, международными и
иностранными организациями по стандартизации с целью оказания консультационных
услуг и представления заинтересованным сторонам и иностранным государствам копий
документов и информации о (об):
1) действующих или разрабатываемых технических регламентах,
ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мерах, документах по стандартизации и
изменениях к ним, процедурах подтверждения соответствия продукции, услуги;
2) членстве или участии Республики Казахстан в международных организациях и
международных договорах двустороннего и многостороннего характера в сфере
стандартизации, в области технического регулирования, аккредитации, ветеринарии и
фитосанитарии, в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
3) источниках опубликования проектов разрабатываемых и принятых технических
регламентов, документов по стандартизации, ветеринарно-санитарных и
фитосанитарных мер и процедур подтверждения соответствия продукции, услуги или
сведениях о них.
2. Взаимодействие с Секретариатом Всемирной торговой организации и членами
Всемирной торговой организации по вопросам, связанным с обязательствами
Республики Казахстан во Всемирной торговой организации, осуществляется через
Информационный центр по вопросам Всемирной торговой организации в соответствии
с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности.
3. Информация, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, размещается в
форме уведомлений на интернет-ресурсе Информационного центра.
Формы, порядок заполнения и представления уведомлений определяются
уполномоченным органом.
