12. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РИСКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Функции риска
Процесс управления экономическими рисками на предприятии
Учет рисков и способы их снижения
Функции риска
Принципиальное отношение к риску как элементу принятия решений должно формироваться с учетом его предпринимательских функций, включая регулирующую; стимулирующую; защитную; предупредительную; компенсационную; функцию управления рисковыми вложениями и социально-рисковыми отношениями; контрольную; социальную.
Регулирующая функция риска двояка. С одной стороны, риск при осуществлении предприятием социально-экономических задач выполняет роль своеобразного катализатора количественного и качественного развития предприятия. Факторы риска вынуждают предприятия тщательно анализировать рентабельность проектов, ответственно разрабатывать сметы капиталовложений, закупать товары и прочие ресурсы, заниматься подбором кадров и др.
С другой стороны, регулирующая функция риска проявляется в том, что принятие и реализация решений с необоснованным риском может привести к снижению эффективности работы предприятий, затормозить движение предприятия к намеченным социально-экономическим показателям. Кроме того, предприятие, маневрируя величиной удерживаемого на своей ответственности или передаваемого риска, порядком создания фондов риска, методами снижения риска, создает условия для ускоренного (или замедленного) развития тех или иных направлений своей деятельности, т.е. регулирует свое социально-экономическое развитие. Особенно наглядно это проявляется на примере венчурных капиталовложений.
Риск выступает психологическим, нравственным, моральным регулятором поведения. Это регулирование реализуется как возможность нравственного выбора, стремление субъекта, опираясь на свои знания, опыт, расчет, интуицию, выяснить вероятность как позитивных, так и отрицательных нравственных последствий выбора. Реальное превращение риска в инструмент регулирования экономических отношений помогает предприятиям вырабатывать навыки эффективного ориентирования в вероятностной среде, в которой они действуют, формирует альтернативность, вариантность принятия решений, приспосабливание к постоянно меняющимся условиям рынка.
Стимулирующая функция состоит в том, что с помощью рисковых (венчурных) инвестиций предприятие стимулирует научно-технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, развитие технологического процесса и сферы товарного обращения в целом. Стимулирование предприятиями научно-технического прогресса происходит путем рискованных капиталовложений в новые сферы деятельности, связанных с большим риском. Наличие риска является сильнейшим стимулом для эффективного и экономного использования средств и ресурсов предприятий. Факт риска в экономике и стремление к его преодолению являются катализатором развития творческого потенциала личности, разделяющей ответственность за результат деятельности, связанной с риском.
Защитная функция риска проявляет себя в том, что предприятие ищет средства и формы защиты от возможных нежелательных последствий, стабилизирующие их хозяйственную деятельность. Стабильность обеспечивается благодаря механизму перераспределения риска, путем создания различных фондов риска (самострахования, страхования, взаимного страхования и др.) и формированию должной нормативно-законодательной базы, обеспечивающей для всех субъектов, принимающих рисковые решения, стабильные условия осуществления ими своей рисковой деятельности.
Защитная функция связана с правовым, информационным обеспечением возможных перераспределений риска. Защитная функция проявляется в создании правовой базы, регулирующей международные и внутренние рисковые отношения, в предоставлении политических и экономических гарантий, исключающих в случае неудачи наказание специалиста, пошедшего на риск. Она состоит и в обеспечении права на риск.
Предупредительная функция риска заключается в использовании средств предприятия (в том числе и создаваемых фондов риска) для нивелирования последствий риска, т.е. на осуществление всевозможных предупредительных (превентивных) мероприятий по защите от возможных негативных последствий в будущем. В современной экономике риск является индикатором, позволяющим предприятию вовремя предупредить возможные ущербы, которые могут наступить вследствие непредвиденных случайных событий, наносящих значительный урон предприятию.
Компенсационная функция проявляется в создании целевых фондов риска в денежной и натуральной форме, которые обеспечивают возмещение (компенсацию) понесенных убытков от неожиданных негативных событий (неэффективной экономической деятельности, стихийных бедствий, несчастных случаев и других неблагоприятных явлений различного рода), оказание материальной помощи работникам предприятия при наступлении определенных событий в их жизни, а также всем тем, кому в результате своей деятельности предприятие нанесло ущерб жизни, здоровью, имуществу. Фонды предназначены для оперативного преодоления последствий чрезвычайных ситуаций в хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, возможное наличие риска заставляет предпринимателей закладывать «плату (компенсацию) за риск» в цену товара, работы, услуги, что позволяет избежать катастрофических ущербов.
Функция управления рисковыми вложениями и социально-рисковыми отношениями выражается через функционирование риск-менеджмента.
Риск-менеджмент — это система рационального управления величиной (уровнем, степенью) риска, рисковыми инвестициями, организацией рисковых отношений с целью обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Управление осуществляется с помощью многообразных методов рискового механизма.
Риск-менеджмент проявляется в предвидении возможных состояний денежных потоков, финансовых ресурсов и рисковых отношений в ближайшей и в отдаленной перспективе, умении определить объем и интенсивность поступления и расхода денежных средств от рискового вложения как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу, предпринимать необходимые меры для сохранения платежеспособности предприятия. Целью риск-менеджмента является повышение экономического, финансового, социального и прочего потенциала предприятия в соответствующей сфере деятельности через механизм формирования и эффективного использования фондов риска и рисковых инвестиций.
Контрольная функция заключается в создании и использовании системы контроля за количественными и качественными параметрами рисковых процессов, возникающих на предприятии, а также за формированием и строго целевым использованием средств фондов риска. Поскольку риск «пронизывает» все уровни и сферы деятельности предприятия, все его подразделения, он выступает универсальным орудием контроля со стороны руководства предприятия за технологическим процессом и финансовым состоянием предприятия. Благодаря контрольной функции риска предприятие знает о том, как складывается структура капитала, его основные зоны риска, насколько экономно и эффективно используются ресурсы, т.д. Контроль может осуществляться двумя способами: либо в форме контроля за изменением показателей риска, либо в форме контроля за реализацией рисковой стратегии. В первом случае орган рискового управления опирается на систему санкций и поощрений, используя меры принудительного или, наоборот, стимулирующего характера. Во втором - основное внимание уделяется предвидению изменений и заблаговременному приспосабливанию к ним своей деятельности.
Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация, заключенная в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Показатели риска позволяют увидеть различные стороны работы предприятия и оценить результаты своей хозяйственной деятельности; на их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных факторов. Особая роль данной функции определяется возможностью через контроль за источниками возникновения рисков анализировать многие другие аспекты деятельности предприятий. Данная функция проявляется в контроле за эффективностью хозяйственной, инвестиционной деятельности, используемых технологий предприятий и др. Она позволяет отслеживать своевременность и полноту поступления денежных средств, сопоставлять их величину с потребностями в ресурсах и в конечном счет, определять необходимость изменения политики и стратегии предприятий в ситуации риска.
Социальная функция реализуется в процессе материальной защиты работников предприятия, вовлеченных в рисковую деятельность, путем выплат компенсаций, пособий за причиненный ущерб их здоровью, жизни, материальному состоянию и др., тем самым обеспечивая поддержку уровня их жизни. Кроме того, сверхдоходы, полученные в результате рискованных действий предприятия, могут им использоваться на помощь социально не обеспеченным семьям работников, на предоставление дополнительных льгот работникам, осуществление социальных программ предприятия (касающихся вопросов здравоохранения, культуры, повышения квалификации и пр.).
Знание функций риска предопределяет обоснование специальных методов управления, адекватных характеру его воздействия на результаты принятия решений, в которых он обнаруживает себя.
Процесс управления риском
Любое предприятие должно выработать свое отношение к риску, учитывая свои основные, глобальные цели. Часто управление риском рассматривается только как некая необходимость, влекущая за собой лишь дополнительные затраты. Но в действительности управление риском нельзя рассматривать отдельно от деятельности организации, поскольку оно, по существу, является неразрывной составляющей этой деятельности. Управление риском оправдано, если помогает предприятию достигать его целей. Риски следует рассматривать как препятствие к достижению установленных целей деятельности предприятия, причем такие, которые существуют даже при самом эффективном управлении. Управление риском – это помощь и содействие управленческим структурам в достижении целей компании. Это требует дополнительных затрат, но они компенсируются дополнительной прибылью, которая может быть получена при разумном управлении.
В современных условиях предприятия сталкиваются с множеством различных рисков, которые влияют на различные функции во внутренней среде предприятия. Практика показывает, что ресурсы используются неэффективно, когда проводятся разрозненные мероприятия по воздействию на отдельные группы рисков. Риск-менеджмент становится необходим практически для любого подразделения предприятия, а в силу того, что предприятие – это единая система взаимосвязей и взаимодействий, то возникает потребность в комплексном управлении риском, то есть с учетом потребностей как отдельных подразделений, так предприятия в целом. Для этого выстраивается система риск-менеджмента, которая состоит из нескольких логически взаимосвязанных этапов, и которая с конца 1980-х годов на западе получила широкое развитие и применение.
Управление риском как система состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления). В системе управления риском объектом управления являются риск, экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. Субъектом управления в системе управления риском является специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов управления осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления. Этот процесс может осуществляться только при условии циркулирования необходимой информации между субъектом и объектом управления. Такая информация содержит сведения о вероятности того или иного страхового случая, события, о наличии и величине спроса на товары, о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров, клиентов, конкурентов.
Управление риском может строиться по-разному, в зависимости от вида организации и направления ее деятельности, а также в соответствии с традициями и практикой бизнеса в стране, где действует организация. Но сегодня процесс интеграции коммерческой деятельности настолько развился, что практически все промышленно развитые страны зачастую используют одинаковые методы управления, в том числе и с целью минимизации рисков.
Анализ работ по управлению рисками отечественных и зарубежных авторов позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени достаточно хорошо структурирована деятельность по управлению рисками. Эта деятельность включает следующие основные направления (этапы):
1. Планирование управления рисками - выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками;
2. Идентификация (выявление) риска;
3. Оценка риска;
4. Планирование реагирования и собственно реагирование на риски - определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых ситуаций и использованию возможных преимуществ;
5. Мониторинг и контроль рисков - определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками и оценка эффективности действий по управлению рисками;
6. Финансирование риска;
7. Оценка результатов.
Все составляющие процесса управления рисками, при всем их отличии и специфичности, тем не менее, не имеют резко очерченных границ. Они тесно взаимоувязаны друг с другом и каждая носит не только определяющий, но и подчиненный характер к другой составляющей. Поэтому предлагаемое деление, при большей детализации, может иметь несколько иной вид. Однако названные направления деятельности в любом случае будут иметь место.
Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом в едином контуре управления. Несмотря на то, что процедуры, представленные здесь, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать.
1.Планирование управления рисками - это процесс принятия решений по применению процедур управления рисками проекта. Этот процесс может включать в себя решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, определение границ временного интервала для анализа ситуации.
Важно спланировать управление рисками, адекватное как типу и уровню риска, так и значимости проекта для предприятия.
|
Входы |
Методы и средства |
Выходы |
|
1.План проекта 2.Опыт и практика управления рисками 3.Распределение ролей и ответственности 4.Восприятие рисков менеджерами 5.Доступность данных 6.Шаблоны корпоративной стратегии управления рисками
|
1. Организация встреч
|
1. Методология 2.Роли и ответственности 3.Регламент (сроки) 4.Методика оценки и пересчета 5.Пороговый уровень рисков 6.Форматы отчетов 7.Принципы учета и документирования
|
Рис. Процедура планирования управления рисками
2. Идентификация риска – это первый шаг процесса управления риском. Очевидно, что прежде чем чем-либо управлять, необходимо сначала определить, что именно подлежит управлению. В действительности это довольно сложный процесс, требующий высокой квалификации, хорошего знания особенностей процессов, происходящих организации, причем не только технических и технологических, но и организационных.
|
Входы |
Методы и средства |
Выходы |
|
1.План управления рисками 2. Выходы других процессов планирования 3. Классификаторы рисков 4. Накопленный опыт |
1 .Обзор документации 2.Средства сбора информации 3.Контрольные таблицы 4. SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон проекта, возможностей и угроз) 5.Анализ предположений 6.Диаграммы |
1. Список рисков или условий возникновения рисков 2.Признаки рисков 3. Входы в другие процессы |
Рис. Процедура идентификации рисков
На этапе идентификации риска необходимо выявить все или, по крайней мере, максимально возможное число рисков, которым подвержено предприятие, безотносительно к возможным классифицирующим факторам. Далее необходимо создать классификацию рисков, отражающую рисковое поле предприятия. При этом важно определить классифицирующие факторы: частота проявления, размер ущерба, источник возникновения, функциональный процесс на предприятии, какая-либо комплексная характеристика риска.
3. Оценка риска. После того как все, или почти все возможные риски выявлены, их необходимо проанализировать, оценить их уровень и возможные источники, а также чувствительность к изменению степени надежности отдельных составляющих технологического и организационного процесса, установить параметры для оценки влияния каждого отдельного риска на основные показатели деятельности предприятия. Специалисты компании Aon Risk Services предлагает три параметра для оценки риска: вероятность наступления, время до воздействия и размер возможного ущерба. Пояснения требует лишь второй параметр – время до воздействия. Специалисты компании считают, что все риски можно разделить на те, которые:
· проявляются в течение продолжительного периода времени и у компании есть время приспособиться – например, вступление в силу налогового кодекса;
· происходит мгновенно, но ущерб распределяется во времени – отзыв товара или продукции в виду обнаруженного дефекта;
· проявляются мгновенно, основной ущерб наносится в течение минимально короткого промежутка времени – взрыв, пожар на предприятии.
В результате анализа риска моделируется возможное влияние совокупности рисков на деятельность предприятия.
Среди количественных методов анализа риска, наиболее известных в теории управления рисками, можно назвать:
Статистические методы (метод PERT), метод статистических испытаний (метод «Монте-Карло»); анализ целесообразности затрат; метод экспертных оценок; аналитические методы (анализ чувствительности модели; анализ величины относительности рисков; метод аналогий) и др. Назначение анализа риска – дать потенциальным участникам той или иной деятельности (экономической, научно-технической, военной) необходимые данные для принятия решений о целесообразности осуществления задуманной деятельности. Анализ риска не обязательно кончается принятием решения (положительного или отрицательного). В ходе проектной деятельности могут выявляться новые факторы риска, в оценки выявленных ранее рисков могут вноситься коррективы и т.д.
|
Входы |
Методы и средства |
Выходы |
|
1.План управления рисками 2.Идентифицированные риски 3.Состояние проекта 4.Тип проекта 5.Оценка надежности и точности информации 6.Шкалы для оценки вероятности возникновения и влияния рисков |
1. Методика оценки вероятности возникновения и влияния рисков 2. Оценка тенденций рисков 3 . Проверка предположений о проекте 4. Оценка точности данных |
1. Обобщенная оценка рисков проекта 2. Список рисков По приоритетам 3. Список рисков, требующих дополнительного анализа |
Рис. Процедура качественной оценки рисков
Качественная оценка рисков - анализ результатов идентификации рисков и определение рисков, требующих быстрого реагирования. Такая оценка рисков выявляет степень важности риска и выбирает способ реагирования. Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий рисков. Качественная оценка рисков - это оценка условий возникновения рисков и определение их воздействия на проект стандартными методами и средствами.
Использование этих средств помогает частично избежать неопределенности, которая часто встречается в проекте. В течение жизненного цикла проекта должна происходить постоянная переоценка рисков.
Количественная оценка рисков определяет вероятность возникновения рисков и влияние последствий рисков на результаты проекта. Количественная оценка рисков позволяет определять:
· вероятность достижения конечной цели проекта;
· степень воздействия риска на проект и объемы непредвиденных затрат;
· риски, требующие скорейшего реагирования и большего внимания, а также влияние их последствий на проект;
· фактические затраты, предполагаемые сроки окончания.
|
Входы |
Методы и средства |
Выходы |
|
1.План управления рисками 2.Список рисков, сгруппированных по приоритетам и условиям 3.Предыдущий опыт 4.Экспертная оценка 5.Выходы других процессов |
1.Интервью 2.Анализ чувствительности 3.Анализ решений 4.Моделирование |
1.Список приоритетных рисков с оценками 2.Вероятностные параметры проекта 3.Вероятность невыполнения плановых сроков и бюджета 4.Оценка необходимых резервов |
Рис. Процедура количественной оценки рисков
Количественная оценка рисков часто сопровождает качественную оценку. Реализация этих процедур предполагает знание характеристик рисков, которые должны фиксироваться в рамках классификаций по видам (предпринимательский риск, общехозяйственный риск, функциональный риск, риск целевой стратегической ориентации, проектный риск), и дополнительно в рамках смежных классификаций, которые позволяют осуществить переход от классификаций к типологическим группировкам.
1)По причинам возникновения рисковой ситуации риски подразделяются на: риски, связанные с недостатком информации о состоянии внешней среды; связанные с хозяйственной и функциональной деятельностью предприятия; связанные с личностью предпринимателя, а конкретно – лица, ответственного за принятие решения.
Обычно под причиной возникновения подразумевается условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Вероятность возникновения риска, указанного в данной классификации первым, обратно пропорциональна тому, насколько менеджмент предприятия информирован о состоянии внешней среды. Недостаточность информации о партнерах (покупателях или поставщиках), особенно их деловом имидже и финансовом состоянии, грозит возникновением предпринимательского риска. Недостаток информации о налогообложении в РК или в стране зарубежного партнера — это источник потерь в результате взыскания штрафных санкций со стороны государственных органов. Недостаток информации о конкурентах также может стать источником потерь для предпринимателя в его конкурентной борьбе. Риск, связанный с личностью предпринимателя, определяется различием в уровне знаний в области предпринимательства, различными навыками и опытом ведения предпринимательской деятельности и т.д.
2) По сфере возникновения предпринимательские риски подразделяются на внешние и внутренние.
Источником возникновения внешних рисков является внешняя по отношению к предприятию среда. ЛПР не может оказывать на них влияние, однако он может предвидеть и учитывать их при обосновании и выборе варианта решений. Иными словами, к внешним относятся риски, которые непосредственно не связаны с хозяйственной и функциональной деятельностью и личностью предпринимателя; они проистекают от непредвиденных изменений в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность; от неустойчивости политического режима в стране деятельности и других подвижек в ситуации и, соответственно, проявляются в виде потерь, возникающих в результате начавшейся войны, национализации, забастовок, введения эмбарго.
Источником внутренних рисков является само предприятие. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, а также в результате внутрифирменных злоупотреблений.
3) По длительности проявления во времени предпринимательские риски разделяются на кратковременные и постоянные. К кратковременным относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного известного отрезка времени, например, транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной сделке. К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или определенной отрасли экономики, например, риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой.
4. Планирование реагирования и собственно реагирование на риски - определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых ситуаций и использованию возможных преимуществ.
Планирование основывается на идентификации и учитывает степень воздействия риска на показатели деятельности предприятия – это еще одна классификационная группировка риска, которая должна быть востребована в процедурах риск-менеджмента.
По этому признаку предпринимательский риск подразделяется на допустимый, критический и катастрофический. Допустимый риск предстает как угроза полной потери прибыли от реализации того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. В данном случае потери возможны, но их размер меньше ожидаемой предпринимательской прибыли, и потому данный вид предпринимательской деятельности или конкретная сделка, несмотря на вероятность риска, сохраняют свою экономическую целесообразность.
Следующая степень риска, более опасная в сравнении с допустимым, - критический риск. Этот риск связан с опасностью потерь в размере текущих затрат на осуществление данного вида предпринимательской деятельности или отдельной сделки. При этом критический риск первой степени связан с угрозой получения нулевого дохода, но при возмещении произведенных предпринимателем материальных и трудовых затрат. Критический риск второй степени связан с возможностью потерь в размере полных издержек в результате осуществления данной предпринимательской деятельности, то есть вероятны потери намеченной выручки и предпринимателю приходится возмещать затраты за свой счет.
Под катастрофическим понимается риск, который характеризуется угрозой потерь в размере, равном или превышающем все имущественное состояние предпринимателя. Катастрофический риск, как правило, приводит к банкротству предприятия, так как в данном случае возможна потеря не только всех вложенных предпринимателем в определенный вид деятельности или в конкретную сделку средств, но и его имущества. Это характерно для ситуации, когда предприятие получало, например, внешние займы под ожидаемую прибыль.
Близкой по содержанию к данной классификации является классификация по степени правомерности предпринимательского риска. В рамках ее выделяются: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски. Для разграничения оправданного и неоправданного предпринимательского риска необходимо учесть в первую очередь то обстоятельство, что граница между ними в разных видах предпринимательской деятельности, в разных секторах экономики различна.
Обоснованность мер реагирования всякий раз определяет, будут ли последствия воздействия риска на проект положительными или отрицательными. Процедурный регламент требует того, чтобы характер реагирования соответствовал типам рисков, эффективности затрат и временным параметрам. В этой связи немаловажное значение приобретает возможность страхования рисков. По этому признаку предпринимательские риски разделяются на страхуемые и нестрахуемые.
Предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов в специализированные страховые компании. Таким образом, некоторые виды риска, такие, как: риск гибели имущества, риск возникновения пожара, аварий и др., предприниматель может застраховать.
Риск страховой трактуется как вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. В зависимости от источника опасности страховые риски подразделяются, в свою очередь, на две группы:
· риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия, землетрясения, наводнения и др.);
· риски, связанные с целенаправленными действиями человека.
В рамках этой группировки к рискам, которые целесообразно страховать, относятся:
· вероятные потери в результате пожаров и других стихийных бедствий;
· вероятные потери в результате автомобильных аварий;
· вероятные потери в результате порчи или уничтожения продукции при транспортировке;
· вероятные потери в результате ошибок персонала;
· вероятные потери в результате передачи сотрудниками коммерческой информации конкурентам;
· вероятные потери в результате невыполнения обязательств субподрядчиками;
· вероятные потери в результате приостановки деловой активности фирмы;
· вероятные потери в результате возможной смерти или заболевания руководителя или ведущего сотрудника фирмы;
· вероятные потери в результате возможного заболевания, смерти или несчастного случая с сотрудником фирмы.
В категории нестрахуемых рисков относятся такие, которые не берутся страховать страховые компании, однако, практика показывает, что именно принятие на себя нестрахуемого риска является потенциальным источником прибыли для предпринимателя. В отличие от страхуемых рисков, потери в результате которых покрываются за счет выплат страховых компаний, нестрахуемые риски предполагают возмещение потерь из собственных средств предприятия. Основными внутренними источниками покрытия риска являются: собственный капитал фирмы, а также создаваемые резервные фонды.
|
Входы |
Методы и средства |
Выходы |
|
1. План управления рисками 2.Список приоритетов рисков 3.Возможные способы реагирования 4.Пороговый уровень рисков 5.Ответственные за риски 6. Общие возможности реагирования
|
1.Избежание рисков 2. Минимизация убытков 3. Возмещение убытков |
1. План реагирования 2.Оставшиеся риски 3.Вторичные риски 4.Условия контрактов, оговаривающих ответственность за риски 5. Входы в другие процессы |
Рис. Процедура планирования реагирования на риски и собственно реагирование
Объектом применения методов управления риском рассматривается либо сама рисковая ситуация, либо в рамках рисковой ситуации - факторы риска (внешние и внутренние), относящиеся к условиям принятия решений.
Первый подход предполагает, что основная работа ведется в направлении избежания рисков. Решение об отказе от риска может быть принято как на предварительной стадии, то есть на стадии выбора решения, так и в последствии путем отказа от какого-то вида деятельности, в котором предприятие уже принимает участие, если риск оказывается за рамками приемлемого. Однако следует отметить, что большинство решений об избежании риска принимается именно на стадии принятия решения, так как отказ от деятельности, в которой предприятие принимает участие, влечет значительные финансовые и иные потери для предприятия. Таковым является риск выхода предприятия из совместного проекта.
Данное направление – избежание рисков - является наиболее простым радикальным. Оно позволяет полностью оградить себя от возможных потерь, но, с другой стороны, не позволяет получить тот объем прибыли, который связан с рискованной деятельностью. При использовании этого направления следует учитывать, что:
· избежание рисков может оказаться попросту невозможным, в частности это касается рисков гражданской ответственности;
· избежание одного вида риска может привести к возникновению других, например, отказ от риска, связанного с авиаперевозками грузов, ставит перед предприятием проблему перевозок авто- или железнодорожным транспортом. В рамках исследуемой проблемы риск выхода предприятия из совместного проекта может обострить риск конкуренции и т.д.;
· возможный объем прибыли от занятия определенной деятельностью может значительно превышать возможные потери в случае наступления рисковой ситуации, связанной с данным видом деятельности.
Исключая риск, предприятие лишает себя возможности получения дополнительной прибыли, связанной с риском, т.к. рисковая ситуация часто предстает как источник возможных потерь, с одной стороны, а, с другой – как источник дополнительных прибылей. Учет этого аспекта требует того, чтобы подразделять риски на статические (простые) и динамические (спекулятивные).
Особенность статических рисков заключается в том, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. При этом потери для предприятия, как правило, означают и потери для общества в целом. В соответствии с причиной потерь статические риски могут подразделяться на следующие группы:
· вероятные потери в результате негативного действия на активы фирмы стихийных бедствии (огня, воды, землетрясении, ураганов и т.п.),
· вероятные потери в результате преступных действий;
· вероятные потери вследствие принятия неблагоприятного законодательства для фирмы (потери связаны с прямым изъятием собственности либо с невозможностью взыскать возмещение с виновника из-за несовершенства законодательства);
· вероятные потери в результате угрозы собственности третьих лиц, что приводит к вынужденному прекращению деятельности основного поставщика или потребителя;
· потери вследствие смерти или недееспособности ключевых сотрудников фирмы либо основного собственника фирмы (что связано с трудностью подбора квалифицированных кадров, а также с проблемами передачи прав собственности).
В отличие от статического риска динамический риск несет в себе либо потери, либо прибыль для предприятия, поэтому его иногда называют «спекулятивным». Кроме того, динамические риски, ведущие к убыткам для отдельных предприятий, могут обеспечить выигрыш для общества в целом. По общему признанию динамические риски являются трудными для управления, однако по факту идентификации, результатам качественной и количественной оценки они создают прецедент для применения более креативной схемы управления риском, которая предусматривает не только снижение, но и увеличение риска (рис.).
Рис. Алгоритм управления риском
Второй подход предполагает, что объектом применения методов управления риском, являются факторы риска. Он является более продуктивным по соображениям того, что повлиять на содержание задачи, в том числе уклониться от ее решения или изменить постановку без видимых потерь для реализации проекта, т.е. избежать ситуации риска, удается далеко не всякий раз.
В рамках второго подхода применяются методы снижения воздействия риска на результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия, в том числе методы минимизации убытков и методы возмещения убытков.
Мониторинг и контроль - слежение за идентификацией рисков, определение остаточных рисков, обеспечение выполнения плана управления рисками и оценивание его эффективности с учетом понижения риска. Показатели рисков, связанные с осуществлением условий выполнения плана фиксируются. Мониторинг и контроль сопровождает процесс внедрения проекта в жизнь.
В процессе мониторинга и контроля необходимо дать ответы на следующие вопросы:
· Система реагирования на риски внедрена в соответствии с планом?
· Реагирование достаточно эффективно или необходимы изменения?
· Риски изменились по сравнению с предыдущим значением?
· Наступило ли влияние рисков?
· Необходимые меры приняты?
· Воздействие рисков оказалось запланированным или явилось случайным результатом?
Контроль может повлечь за собой выбор альтернативных стратегий, принятие корректив, перепланировку проекта для достижения базового плана.
|
Входы |
Методы и средства |
Выходы |
|
1.План управления рисками 2.План реагирования 3.План коммуникаций проекта 4.Дополнительная идентификация и анализ рисков 5.Аудит проекта |
1. Контрольные таблицы 2.Периодический обзор рисков 3. Анализ проекта по фактической выработке 4. Дополнительное планирование реагирования 5. Независимый анализ рисков |
1. Переработанные планы реагирования на риски 2. Корректирующие действия 3. Требования на изменения 4. Обновление плана реагирования на риски 5. Стандартные отчеты по управлению рисками |
Рис. Процедура мониторинга и контроля рисков
6. Финансирование риска
Действенность предотвращения и контролирования большинства рисков очевидна. Вместе с тем все же есть риски, которые нельзя предотвратить или уменьшить (т.е. они находятся вне пределов влияния участника/участников деятельности). Кроме того, имеются риски, по которым превентивные мероприятия могут оказаться нецелесообразными в силу высоких затрат. В связи с этим применяется метод финансирования риска. Под ним понимается выделение участникам деятельности средства для самострахования, взаимного страхования, и страхования с помощью профессионального страховщика с целью защиты своих имущественных интересов при наступлении определенных событий.
В пользу страхования перед упоминавшимся взаимным страхованием также говорит такой веский довод. В задачу страховой компании входит защита интересов правильного установления страховых сумм, франшиз, размера премии, наиболее оптимальных условий страхования. Аналогичную задачу, особенно в отечественных условиях, обществу взаимного страхования не решить без солидного оплаченного учредительного фонда и штатных органов управления общества.
Страхование распространяется только на риски, которые можно измерить в финансовом отношении с точки зрения количественных размеров возможного ущерба и вероятности наступления страхового случая. Отнесение риска в группу страховых проводится по следующим критериям:
1. риск должен быть возможным;
2. риск должен носить случайный характер;
3. факт наступления страхового случая неизвестен во времени и пространстве;
4. случайное проявление конкретного риска следует соотносить с однородной совокупностью схожих рисков, чтобы по отношению к нему был применим закон больших чисел;
5. последствия риска должны быть объективно измеримы и иметь финансовое (денежное) выражение. В измеряемую стоимость риска входит несколько основных показателей, характеризующих до следствия воздействия риска: человеческие страдания; финансовые убытки, упущенные возможности; потерянное время;
6. наступление страхового случая, выраженное в реализации риска, не должно находиться в причинной связи с действиями страхователя или иного заинтересованного лица, то есть наряду со страхователем имеющего страховой интерес (выгодоприобретателя — лица, назначенного страхователем для получения страховой выплаты; лица, в пользу которого заключен договор страхования);
7. риск должен быть чистым (данный риск означает потенциальную возможность понести убытки).
На чистоте риска следует остановиться особо, принимая во внимание, что именно спекулятивный риск (данный риск означает потенциальную возможность как приобрести, так и потерять) делает мир торговли таким обширным и привлекательным.
В бизнесе прежде всего спекулятивный риск создает потенциальную возможность получить прибыль. За счет его на рынке выживает более сильный и предприимчивый, улучшаются потребительские качества товара и условия безопасного труда. Но нельзя застраховать ожидаемую величину прибыли от вложения денег в дело или ценные бумаги. Если бы это было возможным, то тогда исчезли бы стимулы для напряженной работы и создания этой прибыли. Оттого страхуются только от чистого риска. Однако и спекулятивный риск, но только лишь отчасти, может покрываться страхованием, например при страховании кредитов;
8. риск преимущественно должен быть субъективным (конкретным), то есть носить своего рода личный характер, как в отношении его источника, так и последствий. У рисков, связанных со стихийными событиями, а также у; «военных рисков» причины обезличены, а последствия имеют широкий масштаб. Поэтому их относят к страховым рискам не, всегда. Не считаются они страховыми и тогда, когда, как считается, ответственность несет общество в целом в лице органов власти. Например, в случае наводнения или землетрясения правительство предоставляет компенсацию, и помощь пострадавшим. Часто от подобных природных явлений, а также от голода не страхуют в тех странах; где вероятность их наступления высокая;
9. страховое событие не должно иметь размеры катастрофического бедствия;
10. страховая защита от рисков должна проводиться в общественных интересах. Перечисленные десять характеристик, отражая суть выбора объекта, покрываемого страховой защитой, не являются жестко, зафиксированными, хотя их значение чрезвычайно велико. Все дело в том, что страхование является индустрией обслуживания, а в ней король – потребитель, у которого потребности переменчивы. Следовательно, вместе с ними должно подвергаться модернизации и страхование. Существование достаточно большого числа однородных (схожих) рисков позволяет применить теорию вероятности и закон больших чисел. Когда это имеет место, можно говорить о нормальных рисках. Риск ниже нормального благоприятен для страховщика и получает покрытие на обычных условиях договора страхования. Риск выше нормального не всегда благоприятен для страховщика и получает покрытие на особых условиях договора страхования.
Ожидание реализации риска вносит неопределенность в действия сторон договора страхования.
Страхователь поставлен в состояние неизвестности во времени и пространстве о наступлении опасности. Поэтому он заранее оплачивает предвидение возможного риска.
Страховщик профессионально интересуется вероятностью наступления страхового события по отношению ко всей страховой совокупности. Главная задача страховщика состоит в том, чтобы быть постоянно готовым в течение всего срока действия договора страхования предоставить денежные средства из сформированного страхового фонда в возмещение ущерба при наступлении, страхового случая (реализация риска).
Следовательно, применительно к данной проблемной задаче страховщик подвергает себя опасности только одного специфического риска – технического риска страховщика, связанного с осуществлением очень сложной и многогранной страховой деятельности.
Метод финансирования риска во многих случаях не исключает, а предполагает одновременное использование метода предотвращения и контролирования рисков. В договорах страхования по многим видам рисков содержатся статьи, предусматривающие осуществление страхователем необходимых превентивных мер (противопожарных, по технике безопасности, по хранению имущества, по ремонту оборудования и т.д.). К управлению риском, помимо непосредственного участника (участников) коммерческой деятельности, подключается страховая компания (страховщик), осуществляя своими методами и способами оценку рисков и рисковых обстоятельств, участвуя в разработке планов и программ превентивных мероприятий для участника коммерческой деятельности (страхователя) и контролируя выполнения им этих программ.
7. Оценка результатов – итог деятельности в области риск-менеджмента в рамках данного мероприятия; проводится на базе широкого массива собранной информации и имеет целью корректировки методик анализа риска, оценку эффективности использования отдельных инструментов риск-менеджмента, эффективности затрат на управление рисками в целом. Рекомендации и выводы, полученные в ходе оценки результатов, используются при реализации последующих решений в экономической деятельности.
Изложенная схема организации процесса управления риском выстроена в соответствии с классической или традиционной теорией риск-менеджмента. Согласно традиционному подходу к управлению риском на предприятии данная бизнес функция внутри предприятия рассматривается отдельно, вне системы других бизнес функций. Ее задача минимизировать затраты на страхование всех страхуемых рисков при максимизации страхового покрытия. С изменением конкурентной среды предприятия вынуждены перестраивать свои бизнес процессы и пересматривать роль своих функциональных подразделений.
В последние годы возросла роль риск-менеджмента в деятельности предприятия. Это связано с расширением спектра задач, которая данная бизнес функция призвана решать. Новая тенденция, заключающаяся в расширении перечня рисков, которыми можно и нужно управлять, причем во многих случаях инструментами управления выступают не страховые услуги, а производные финансовые инструменты и другие виды инструментов финансового рынка, кардинально меняет место риска-менеджмента в корпоративном управлении. Число его взаимосвязей с другими бизнес функциями возрастает. Риск-менеджмент становится одним из важнейших моментов корпоративного управления.
Системный подход в управлении рисками основывается на том, что все явления и процессы рассматриваются в их системной связи, учитывается влияние отдельных элементов и решений на систему в целом. Системный подход может находить свое выражение в том, что:
§ целью обеспечения безопасности деятельности должна быть системная параллельная защита геополитических, политических, социальных, экономических, финансовых процессов, защита окружающей среды, конструкторских и технологических структур экономики от чрезмерных (недопустимых) рисков. Одновременно должны использоваться техника безопасности, охрана труда, управление конфликтами. Если не удается обеспечить баланс целей при управлении рисками, то положительный эффект не будет достигнут. Если не удастся обеспечить безопасность хотя бы по одному фактору, то не удастся обеспечить и безопасность в целом;
§ риски, связанные с одним объектом или операцией, рассматриваются как единый комплекс факторов, влияющих на эффективность и расход ресурсов;
§ рассматривается связь управления рисками с эффективностью систем и расходом ресурсов на нескольких иерархических уровнях: государство; территория; финансово-промышленная группа или холдинг;
§ предприятие или предприниматель без образования юридического лица; семья и гражданин
§ как некоторая единая система рассматриваются мероприятия по управлению рисками на: различных этапах жизненного цикла товара и цикла разработки товара;
§ мероприятия по подготовке, проведению, расчетам, учету операции (сделки) формируются и рассматриваются таким образом, чтобы разумно снизить риски этой операции;
§ разрабатывается комплекс мероприятий, ограничивающих риск на различных циклах предприятия в их взаимной связи для защиты от рисков деятельности предприятия в целом;
§ определяется множество (совокупность) действий объединенных целью повышения безопасности деятельности за счет использования ограниченного объема ресурсов, распределенных во времени и пространстве, рассматривают операции по предупреждению, снижению, страхованию и поглощению различных по своей природе рисков;
§ некоторое множество взаимосвязанных элементов рассматривают как систему управления рисками с использованием: законодательных мер; экономического и финансового воздействия; конструктивных и технологических решений; организационных мер (техника безопасности и охрана труда), природоохранных мероприятий. Для государства важно обеспечить баланс и эффективность разносторонних действий по снижению рисков деятельности;
§ рационально обеспечить некоторый баланс расхода ресурсов, интенсивности мер по управлению рисками и другими направлениями производственно-хозяйственной деятельности. Особенно важно соблюдать такой баланс в отношении управлении рисками и целевой деятельностью при ограничении на выделенные ресурсы;
§ в управлении целесообразно исследовать риск целей, определения способов и средств их достижения (риск маркетинга), менеджмента.
Учет рисков и способы их снижения
В основе управления риском лежит целенаправленный поиск и организация работы по снижению риска, получение и увеличение отдачи в неопределенной хозяйственной ситуации. Конечной целью управления риском является получение наибольшей прибыли при оптимальном приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска.
Наиболее общими, широко используемыми и эффективными методами предупреждения и снижения риска являются: избежание риска, принятие риска на себя, сокращение потерь, трансферт (передача) рисков другому хозяйствующему субъекту и страхование.
На рис. 5.8. представлена обобщенная схема, изображающая возможности, которые имеются у предприятия в управлении рисками в экономической деятельности.
Рис. Реакции предприятия на возникновение возможных потерь в коммерческой деятельности
Избежание риска
Одним из способов уменьшения возможных потерь от риска в экономической деятельности — это исключение для фирмы контактов с собственностью, видом деятельности или лицами, с которыми этот предполагаемый риск связан.
Так что, отказ от рискованных операций применим лишь в отношении наиболее серьезных и крупных рисков.
Принятие риска на себя
Очевидно, что в экономической деятельности не всегда можно избежать рисков. Чаще всего коммерческим предприятиям приходится принимать риск на себя. В случае если риска невозможно избежать, должны быть рассмотрены и подвергнуты оценке два возможных варианта: возможность наступления самого риска и определение цены возможных потерь. Каждый из вариантов имеет свои недостатки. Возможные подходы при принятии предприятием риска на себя приведены в табл. 1.
Некоторые риски принимаются предприятием на себя, так как содержат возможность получения дополнительной прибыли, другие риски принимаются предприятием, так как они неизбежны. Существует еще один подход: игнорирование риска. Этот вариант возникает, если руководство фирмы не имеет достаточно информации или не задумывается о существовании риска в принятом решении.
Таблица 1. Возможные подходы к решению о принятии предприятием риска на себя
|
Принятие предприятием риска на себя |
||||
|
Незапланированного, но возможного |
Запланированного (известна частота потерь в аналогичных операциях) |
|||
|
Игнорирование потерь в расчетах |
Незначительные потери. Заложены в расчеты |
Возможные потери покрываются из текущего дохода (в целом они невелики) |
Создание специальных фондов для компенсации возможных потерь |
|
|
При возникновении реальных потерь |
||||
|
Потери покрываются из любых ресурсов фирмы, оставшихся после потерь. Если оставшихся ресурсов недостаточно, то происходит сокращение бизнеса |
Потери покрываются из резервного фонда
|
|||
При принятии риска на себя следует иметь в виду следующие возможные потери:
а) возможные потери постоянного характера, которые легко можно предвидеть. При этом часто повторяющиеся мелкие потери следует учитывать как «нормативные» и как «оперативные расходы»;
б) возможные потери, которые вызываются единичными статическими рисками, тоже следует выделять из предсказуемых потерь. Обычно такие риски несут значительный размер возможных потерь, но они не поддаются статистической оценке, поэтому могут управляться другими способами, отличными от «метода принятия риска на себя» (чаще всего страхованием).
Один из подходов к принятию риска на себя — это сдерживание возможных потерь «в пределах определенной базы». До достижения потерями определенной величины они автоматически покрываются из ресурсов предприятия. При этом к ним не применяется никаких иных управленческих воздействий.
Если рисковые потери нерегулярны и значительны по объему, покрывать их по мере возникновения из рабочего капитала предприятия, особенно малого предприятия, не представляется возможным. Для этого целесообразно создание специальных резервных фондов. Цель создания таких резервных фондов — покрытие возможных потерь без сокращения или утраты функционирующего капитала и получение запланированного дохода. Наличие у предприятия специальных резервных фондов позволяет регулировать отрицательный эффект крупных рисковых убытков. Резервирование средств, как способ снижения отрицательных последствий наступления рисковых событий состоит в том, что предприниматель создает обособленные фонды возмещения убытков при непредвиденных ситуациях за счет части собственных оборотных средств. Внутренний фонд носит название фонда риска. Резервирование средств на покрытие убытков часто называют самострахованием. Самострахование становится необходимым в следующих случаях:
§ Очевидно экономическая выгода от его использования по сравнению с другими методами управления риском;
§ Невозможно обеспечить требуемое снижение или покрытие рисков предприятия в рамках других методов управления риском.
Подобные задачи оптимизации запасов являются, как правило, достаточно сложными. Их решению посвящено большое количество исследований и разработок, составивших специальный раздел экономико-математических методов под общим названием теория управления запасами. Такие расчеты осуществляются, как правило, при запланированном риске, когда известна вероятность появления и величина возможных потерь, и эти потери решено возмещать из текущего дохода. Вместе с тем возможно наступление и незапланированных рисков, потери от которых приходится возмещать любыми имеющимися средствами. Для таких случаев также желательно образовать страховой резервный фонд, так как такие фонды исключаются из оборота и не приносят прибыли и не приносят прибыли, то необходимо также оптимизировать их размер. Найти оптимальный уровень таких фондов достаточно сложно. Единого общепринятого критерия здесь нет.
Создание резервного фонда является обязательным для акционерного общества, кооператива, предприятия с иностранными инвестициями, его размер не менее 10% и не более 25% от установленного капитала. В любом случае источником возмещения потерь от наступления риска служит прибыль. При создании таких фондов это накопленная прибыль в случае отсутствия таких фондов и наступления рисковых событий – недополученная прибыль.
Сокращение возможных потерь
Это еще один способ реакции предприятия на возможные экономические потери. Сокращение риска может быть достигнуто, с одной стороны, путем развития точности предсказания возможных потерь (развитие методов сбора информации и оценки риска, развития математического аппарата и т.п.); с другой стороны, риски уменьшаются при таких способах ведения бизнеса, которые позволяют полнее использовать имеющиеся в этой области знания. С точки зрения совершенствования управления рисками, наибольший интерес представляет именно второй путь сокращения возможных потерь. Здесь практический интерес представляет использование двух методов: сегрегация (разделение) активов и комбинация (объединение) активов.
Разделение активов — нередко сокращает размер возможных потерь при наступлении риска. Суть этого метода заключается в максимальном сокращении возможных потерь за одно событие. Правда, при этом может возрастать число случаев риска, которые надо контролировать. При увеличении числа независимых случаев риска в силу вступает закон больших чисел, который увеличивает возможности фирмы в предвидении случаев риска, то есть также служит сокращению экономических рисков.
Активы могут быть разделены путем:
§ физического разделения самих активов по применению;
§ разделения активов по собственности.
Примером первого способа разделения активов может служить хранение свободных денежных средств предприятия в различных банках или хранение взрывоопасных веществ в небольших количествах в различных зданиях и бункерах. Примером второго способа может служить применение некоторых финансовых и правовых операций: собственность записывается на различные фирмы, входящие в корпорацию или на трастовые фирмы, созданные для подобных целей.
Объединение или комбинация активов также делает потери или выигрыши более предсказуемыми, так как сокращается число единиц, подверженных экономическому риску, находящихся под контролем одной коммерческой организации. Комбинация активов может происходить на базе концентрации бизнеса путем внутреннего роста (например, увеличения парка автомобилей). Но может происходить на базе централизации бизнеса, т.е. при слиянии двух или более коммерческих предприятий (новая коммерческая организация, как правило, будет иметь больше активов, больше работников и т.д.). Стремление к сокращению потерь нередко бывает основной причиной слияния предприятий, особенно в условиях неблагоприятной конъюнктуры.
Еще один способ уменьшения рисков — диверсификация бизнеса. Диверсификация – процесс распределения инвестируемых средств между различными несвязанными друг с другом объектами вложений с целью снижения риска. Если в результате непредвиденных событий один вид деятельности будет убыточен, то другой вид все же будет приносить прибыль. Предприятие это спасет от банкротства и позволит продолжить функционировать.
Следует различать концентрическую и горизонтальную диверсификацию. Концентрическая диверсификация – это пополнение ассортимента изделиями, похожими на товары уже выпускаемые предприятием. Горизонтальная диверсификация – пополнение ассортимента изделиями непохожими на товары предприятия, но интересными для существующих потребителей. Метод диверсификации позволяет снижать производственные, коммерческие и инвестиционные риски.
Иногда определяющую роль в выборе вида диверсификации играют налоговые льготы.
В качестве основных форм диверсификации предпринимательских рисков предприятий могут быть использованы следующие.
Диверсификация экономической деятельности предприятия, предусматривающая использование альтернативных возможностей получения дохода от различных видов деятельности, непосредственно не связанных друг с другом. В таком случае, если в результате непредвиденных событий один вид деятельности окажется убыточным, другие будут приносить прибыль.
1) Диверсификация портфеля ценных бумаг — позволяет снижать инвестиционные риски, не уменьшая при этом уровень доходности инвестиционного портфеля.
2) Диверсификация программы реального инвестирования. При формировании реального инвестиционного портфеля предприятию целесообразно отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из крупного единственного инвестиционного проекта.
3) Диверсификация кредитного портфеля — направлена на снижение кредитного риска предприятия и предусматривает разнообразие покупателей ее продукции или услуг.
4) Диверсификация поставщиков сырья, материалов и комплектующих. В случае сбоя в поставках коммерческому предприятию не придется искать альтернативных поставщиков, а можно будет увеличить объемы закупок у других поставщиков.
5) Диверсификация покупателей продукции.
6) Диверсификация валютной корзины предприятия. Данный вид диверсификации предусматривает выбор предприятием нескольких видов валют для совершения внешнеэкономических операций. В результате коммерческое предприятие имеет возможность минимизировать валютные риски.
На практике диверсификация может не только уменьшить, но и увеличить риск. Увеличение риска происходит в случае, если предприниматель вкладывает средства в область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограниченны.
Трансферт (передача) риска — четвертый способ управления экономическим риском. Как правило, хотя и не всегда, трансферт риска осуществляется на основе купли — продажи риска. Конечно, трансферт риска может происходить и в том случае, если один из участников сделки оценил его неправильно. Но существуют, по крайней мере, три возможные причины, по которым трансферт риска может быть выгоден для обоих его участников:
o потери, которые значительны для стороны, передающей экономический риск (трансферер), могут быть относительно малозначительными для стороны (трансфери), принимающей покрытие возможных потерь на себя;
o трансфери знает лучшие способы и имеет лучшие возможности сокращения возможных потерь, чем трансферер;
o трансфери может обладать возможностями для сокращения потерь, которыми трансферер вообще не обладает. На практике существует два метода трансферта (передачи) экономического риска. Первый — путем заключения контракта. Второй — через организационную форму бизнеса.
Первый метод реализуется путем заключения следующих типов контрактов:
1)Строительные контракты. При заключении подобного контракта риск за увеличение стоимости строительства или опоздание в сооружении объекта берет на себя строитель. К рискам, с которыми сталкивается строитель и которые увеличивают стоимость объекта, относятся: задержки в поставке материалов, плохая погода, забастовки, низкая квалификация строителей, воровство материалов и др. Контракт может включать также штрафы: за опоздание в сдаче готового объекта или его частей, за физические повреждения конструкций объекта в период строительства до его полной сдачи заказчику и др. Кроме того, учитываются риски, непосредственно связанные с процессом строительства.
2)Аренда — широко используемый метод передачи рисков. Часть рисков, связанных с арендованным имуществом, остается лежать на собственнике:
• полностью (например, риск физических повреждений собственности, увеличение налогов на собственность) или частично (риск снижения коммерческой ценности объекта лежит на арендаторе лишь в пределах срока аренды). Однако весомая часть рисков может быть передана путем специальных условий в договоре аренды.
Собственник может гарантировать себе постоянный доход на определенный период. Но при длительном сроке аренды возрастает риск и для собственника, и для арендатора, т.к. будущие изменения коммерческой ценности объекта слабо предсказуемы. Так же мало предсказуемы рыночные изменения арендной платы.
Преимущество арендатора при долгосрочной аренде заключается в том, что снижается в долгосрочной перспективе его риск остаться без места для осуществления бизнеса.
Возможное решение, снижающее риск собственника, — фиксированная арендная плата или установление арендной платы в процентах к доходам арендатора, но не ниже определенной фиксированной суммы.
Передача статических рисков арендатору возможна путем указания в договоре ответственности арендатора за физическое повреждение арендуемой собственности, нанесенное как самим арендатором, так и третьей стороной или силами природы.
3) Контракты на хранение и перевозку грузов. В этом случае объем передаваемых рисков зависит от статуса сторон и договора между ними. Договор на перевозку и хранение груза в основном принимает на себя транспортная компания, но она не несет ответственности за снижение рыночной цены товара, даже если подобное падение цены вызвано задержкой в доставке груза, если сроки его доставки специально не оговариваются. Передача риска определяется в данном случае, во-первых, индивидуальным договором и, во-вторых, законодательством об ответственности перевозчика.
Другой вариант передачи риска — договор на консигнацию товара. Владелец товара при заключении подобного контракта избегает ряда рисков, в основном статических, связанных с изменением рыночной конъюнктуры.
Возможно, соглашение между оптовым торговцем и производителем или между розничным и оптовым торговцем о возврате части непроданных товаров, т.е. соглашение о том, кто несет ответственность за рыночный риск.
4) Контракты на продажу, обслуживание, снабжение. Контракты, связанные с распространением товаров и услуг, также открывают возможности для передачи рисков. Производитель или дистрибьютор обычно предлагает потребителям гарантию устранения дефектов, либо замены недоброкачественного товара. При этом, потребитель, приобретая товар или услугу, перекладывает риски, связанные с их эксплуатацией, на производителя (дистрибьютора) на весь период гарантии.
Другие виды контрактов, связанных с передачей риска:
§ договор о поставках товара на условиях поддержания неснижаемого остатка товара на складе;
§ договор об аренде оборудования с обязательством арендодателя о его техническом обслуживании и текущем ремонте;
§ договор на сервисное обслуживание техники.
5)Контракт-поручительство. В подобном контракте фигурируют три лица. Первое — поручитель, второе — принципал и третье — кредитор. Поручитель дает гарантии кредитору, что долг принципала будет возвращен в любом случае. Принципал тоже обязуется возвратить долг, но доля риска, которую принципал не может покрыть сам, переносится на поручителя. Исходный риск, таким образом, несет принципал в солидарной ответственности с поручителем.
Поручителем может быть физическое или юридическое лицо, но в основном этим занимаются организации, специализирующиеся на сделках поручительства. Подобные организации обычно управляются страховыми компаниями, и многие из них занимаются страховым бизнесом. Поручительство организации обычно считается более надежным, чем поручительство физического лица, даже если в финансовом отношении они схожи.
Кредитор из сделки поручительства извлекает двойную выгоду: осуществляет передачу рисков и предотвращает возможные потери. Выгода принципала в том, что он получает кредит, который не мог бы получить без поручительства.
Договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования). Здесь речь идет также о передаче кредитного риска. В факторинговых операциях участвуют три стороны:
фактор-посредник, которым выступает коммерческий банк или иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности такого вида;
§ предприятие-поставщик;
§ предприятие-покупатель.
Основной принцип факторинга — покупка фактор-посредником у своего клиента-поставщика требований к его покупателям. Фактически фактор-посредник покупает дебиторскую задолженность, обычно в течение двух-трех дней оплачивая 70—80% требований в виде аванса. Оставшаяся часть выплачивается клиенту банка после поступления средств на его счет от покупателей.
Факторинг позволяет предпринимательской фирме, передающей свои долговые обязательства фактор-посреднику, получить гарантию на получение всех платежей, уменьшая, таким образом, кредитный риск предприятия.
7) Хеджирование — это операции, как правило, на валютных биржах, позволяющие застраховаться от неблагоприятного изменения валютного курса. Различают хеджирование покупкой и хеджирование продажей. Первый способ хеджирования связан с покупкой фьючерсного контракта страхует покупателя от возможного повышения курса в будущем, а второй способ связан с продажей фьючерсного контракта и страхует продавца от возможного будущего снижения валютного курса. Этот метод возможен лишь в отношении динамических рисков и не может быть применен к рискам статическим.
Второй принципиальный метод передачи предпринимательского риска — это передача риска через организационную форму бизнеса.
Передача хозяйственных рисков на предприятиях. Ограниченная ответственность фирмы как форма организации бизнеса может рассматриваться как средство управления возможными потерями. Но главное значение эта форма имеет как инструмент передачи риска. Возможные потери, превышающие активы фирмы, несут, скорее, кредиторы бизнеса, чем его владельцы.
Еще один способ передачи предпринимательского риска — это передача экономического риска от нескольких лиц, которые активно руководят предприятием, ко многим являющимся акционерами. Акционеры, в свою очередь, могут эффективно передавать хозяйственный риск биржевым дельцам, а свой риск собственника — прочим лицам путем продажи принадлежащих им акций, т.е. собственности.
Однако следует учитывать, что трансферт риска — не обязательно самый безопасный и самый эффективный способ минимизации предпринимательского риска. Трансфери может не только не иметь достаточных средств для покрытия потерь трансфера, но, как правило, он не имеет никаких эффективных рычагов для снижения уровня риска.
Рассмотренные выше способы и формы передачи рисков в коммерческой деятельности отнюдь не являются исчерпывающими. Это всего лишь наиболее распространенные формы. Реально предприниматель должен сам принимать решение о возможных для него способах передачи риска, если в этом есть необходимость.
Наиболее удобный и распространенный пятый способ реакции на риск в коммерческой деятельности — страхование. Страхование предпринимательских рисков представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страхование случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Страхование риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании, т. е. в принципе страхование относится к методу передачи риска посредством заключения контракта, в роли трансфери в данном случае выступает страховая компания. Кроме того, из всех форм передачи рисков страхование наиболее близко отвечает требованиям, предъявляемым к трансферту риска. Однако, учитывая огромную роль, которую играет страхование в современном бизнесе, данный вид трансферта выделяется в отдельный вид минимизации риска.
С помощью страхования можно минимизировать практически все имущественные, а также многие политические, кредитные, коммерческие и производственные риски.
Поскольку объектом страхования могут стать имущество предпринимателя, его жизнь и здоровье, а также ответственность перед третьими лицами, выделяются три отрасли страхования: имущественное, личное и страхование ответственности. Первые две отрасли получили развитие давно, а третья является новой для РК, однако казахстанские страховые компании относительно быстро осваивают страхование новых для отечественных предпринимателей рисков.
Определяя стратегию в отношении страховых рисков, коммерческое предприятие должно хорошо ориентироваться на страховом рынке, выбирая наиболее подходящие для конкретной сделки условия страхования, которые оговариваются в договоре страхования.
Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки. Договор страхования может содержать и другие условия, определяемые по соглашению сторон, и должен отвечать общим условиям, предъявляемым к сделкам.
