Skip to main content
Logo

Экономические риски ...

    • Қазақша ‎(kk)‎
    • Русский ‎(ru)‎
    • English ‎(en)‎
  • Log in
SYSTEMS.ENU Collapse Expand
PLATONUS.ENU DIRECTUM.ENU MAIL.ENU MY.ENU MOODLE.ENU MOOC.ENU
SYSTEMS.ENU Collapse Expand
PLATONUS.ENU DIRECTUM.ENU MAIL.ENU MY.ENU MOODLE.ENU MOOC.ENU
  1. Courses
  2. Дистанционное обучение
  3. Факультеты
  4. Экономический факультет
  5. Кафедра экономики и предпринимательства
  6. Экономические риски в крупном бизнесе (Рахметулина Ж.Б.)/2023-2024 учебный год
  7. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЕЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ
  8. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЕЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ
  • More

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЕЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ

Completion requirements

Основные характеристики внешней среды предприятия

Классификация факторов внешней среды предприятия

 Основные характеристики внешней среды предприятия

Риски, которым подвержена организация, могут возникать в силу как внутренних, так и внешних факторов. Для разработки классификации факторов внешней среды следует предварительно выявить ее основные характеристики и особенности формирования в условиях постиндустриального общества.

Глобализация, развертывание НТР, насыщение рынков усиливают давление на организации со стороны внешней среды: ужесточаются требования к качеству продуктов, выдвигаемых потребителями, появляются требования со стороны общества и т.д. Рамки внешней среды становятся значительно шире, а предсказуемость изменений — меньше. В этих условиях темпы изменения внешнего окружения, несмотря на появление новых организационных форм (кластерная и сетевая организации, виртуальная корпорация и т.д.) превосходят скорость ответной реакции многих предприятий.

Своевременно полученные сведения позволяют адекватно реагировать на происходящие и предполагаемые изменения, принимать необходимые решения, направленные на поддержание баланса с внешней средой.

Прежде чем выделять отдельные элементы внешней среды как системы, определять ее факторы, необходимо раскрыть ее сущностные признаки.

К характеристикам внешней среды относят:

§  взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Взаимосвязанность факторов внешней среды приводит к необходимости их комплексного, системного изучения;

§  сложность внешней среды — число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого из них. Предприятие, имеющее более сложное производство, выпускающее большее количество товаров, использующее больше различных технологий, будет ощущать на себе влияние и большего числа факторов;

§  подвижность среды — скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Эта характеристика, как и все остальные, будет специфической для каждой организации (отрасли). Выявлено, что в фармацевтической, химической, электронной промышленности скорость изменения технологий выше, чем, например, в машиностроении;

§  неопределенность внешней среды — является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации недостаточно и есть определенные сомнения в ее точности, внешняя среда становится менее определенной и принимать верные управленческие решения становится труднее.

Содержание факторов внешней среды определяется уровнем исследования (государство, регион, отрасль, предприятие, отдельная функция предприятия). Регион имеет одни факторы внешней среды, отрасль — другие, промышленное предприятие — третьи. То, что для национальной экономики является фактором внутренней среды, для предприятия - внешним фактором.

 

В настоящее время отсутствует общепризнанная классификация факторов внешней среды предприятия. Многие специалисты в области менеджмента дают собственную группировку факторов. А.Т. Зуб предложил классификацию факторов, состоящую из четырех групп: политические и правовые; экономические; социальные и культурные; технологические. И.А.Бланк выделяет — общеэкономические, государственные, рыночные, прочие факторы. На наш взгляд, назрела необходимость расширить список группировок факторов внешней среды (таблица 2.2).

 Таблица 2.1 Факторы среды хозяйственных систем

 

Факторы среды хозяйственной системы

Национальная экономика

Предприятие

Внешняя хозяйственная среда - национальные

экономики других стран

Внешняя среда

Внешняя среда

Внешняя общественная  среда -  государство, политика, идеология, образование, культура, право, религия, обычаи, нравы, ценности других стран

Внешняя   природная   среда   -   состояние

природной среды других стран

Государство - в значении регулирующей силы, действующей над экономическими субъектами

Внутренняя среда

Внутренняя социальная среда

Внутренняя природная среда

 

Таблица 2.2. Группировка факторов внешней среды промышленного предприятия

А.Т. Зуб

И. А.Бланк

Предлагаемая автором

1.     Политические

2.     Правовые

3.     Экономические

4.     Социальные

5.     Культурные

6.    Технологические

Общеэкономические

Государственные

Рыночные

Прочие факторы

§  Политико-административные

§  Законодательно-регулятивные

§  Экономические

§  Институциональные факторы

§  Конкуренция

§  Общественная среда

§  Научно-технические

§  Природные (географические)

§  Окружающая инфраструктура

§  Социально-демографические  и социокультурные

§  Международные

§  Факторы криминального происхождения

 

Рассмотрим содержание каждой группы факторов. В качестве объекта, испытывающего влияние внешней среды, будем рассматривать предприятие: политико-административные факторы. Представляют собой особенности взаимоотношений предприятия и государства в лице региональных и местных властей. Иностранные, национальные и местные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, работодателями и покупателями. Это может означать, что для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Такая оценка осуществляется через детализацию факторов, воздействующих на организацию. Таких факторов достаточно много, поэтому выделим и перечислим наиболее часто встречающиеся при проведении анализа внешней среды:

а) характер взаимоотношений с властными структурами - этот фактор имеет огромное значение для организаций вне зависимости от масштабов их деятельности: региональный или местный. Оппозиционность власти в современных условиях может печально закончиться даже для вполне благополучной, с экономической точки зрения, организации. Значимость этого фактора увеличивается в разы в период всевозможных выборов, когда властная вертикаль может подвергнуть неугодных многочисленным проверкам налоговой, пожарной, санитарной и прочих инспекций. Напротив, если в состав собственников, учредителей входят представители государственных органов, то такие организации не имеют проблем в решении практически всех бюрократических вопросов. В нашей стране особую важность приобретают взаимоотношения организации с правоохранительными органами, которые зачастую за определенное вознаграждение становятся теневыми покровителями и используются в качестве средства расправы с конкурентами.

б) возможность лоббизма своих интересов и блокирования интересов конкурентов - способность организации добиваться принятия необходимых ей решений государственными органами является неоспоримым конкурентным преимуществом. В нашей стране это один из самых эффективных инструментов борьбы с конкурентами;

в) уровень политической стабильности - этот фактор определяет вероятность смены власти и, соответственно, «правил игры», включая налогообложение, государственное регулирование, бюрократизацию и т.д. Оценить этот фактор можно по результатам последних выборов президента, акима, законодательных органов власти по опросам населения о симпатиях к той или иной кандидатуре или партии в преддверии выборов, проводимыми авторитетными исследовательскими агентствами, по количеству политических фракций в законодательном собрании и т.д. Эту информацию целесообразно использовать при принятии решении о расширении бизнеса, осуществлении крупных проектов или, наоборот, об отсрочке этих мероприятий;

2. законодательно-регулятивные факторы. Реализуются через регулятивную функцию государства, результатом чего являются нормативно-правовые акты, регламентирующие ту или иную сферу деятельности:

а) необходимость получения лицензии - эта норма законодательства может стать рычагом политического давления на организацию, способом вымогательства крупных денежных сумм, поскольку решения о выдаче или невыдаче лицензии принимается чиновничьим аппаратом. Неслучайно Правительство РК активно работает в направлении снижения количества лицензируемых видов деятельности;

б) введение квотирования или прямое административное ограничение сбыта - серьезный инструмент, ограничивающий объемы поставок на рынок товаров тех или иных производителей. Нередко используется для защиты внутреннего рынка от иностранных конкурентов. В результате квотируемые предприятия могут оказаться неконкурентоспособными, будучи не в состоянии добиться безубыточного объема сбыта. Руководство многих регионов при осуществлении государственных закупок отдают предпочтения производителям своей области, порой даже не допуская предприятия других областей до тендера, ограничивая тем самым возможности сбыта последних. Таким образом, предприятия, выходящие на рынки других регионов, не говоря уже про рынки других стран, оказываются в заведомо худшем положении и должны быть к этому готовы;

в) налоговые льготы - этот фактор может поставить в неравное положение прямых конкурентов. Примеры этому часто встречаются в международной торговле, когда правительства поощряет своих национальных экспортеров, снижая налоговую нагрузку;

г) субсидирование - действие этого фактора аналогично предыдущему, в результате чего отдельные организации получают конкурентные преимущества не благодаря эффективности своей деятельности, а благодаря помощи извне;

д) экологические ограничения - вводимые во многих странах требования к уровню экологической безопасности продукции приводят к тому, что многие поставщики теряют возможность поставлять продукцию на их рынки, ведь изменение товара в соответствии с принятыми экологическими нормами нередко требует от производителя огромных капитальных затрат. В современных условиях, когда большинство стран присоединилось к ВТО, данный фактор оказывает существенное влияние на конкурентоспособность;

е) требования обеспечения определенного уровня качества (государственные стандарты, сертификаты качества) - наряду с экологическими ограничениями позволяют в одностороннем порядке оградить тот или иной рынок от неугодных поставщиков;

 3. экономические факторы:

а) общий уровень развития экономики - определяет текущую покупательную способность населения, что может существенно ограничить реализацию отдельных групп товаров на конкретной территории (например, продажу дорогих автомобилей в слаборазвитых странах). В качестве ориентира может служить абсолютный размер ВВП и ВРП на душу населения;

б) темп роста экономики - влияет на возможности и угрозы, для организации. Когда происходит рост в экономике, увеличиваются расходы потребителей, что вызывает конкурентное давление на организацию из-за быстрого роста числа предприятий в привлекательной области. Снижение темпов экономического роста и сокращение потребительских расходов также приводят к росту конкурентного давления, вызванного стремлением предприятий, остаться в отрасли в условиях угрозы кризиса. Динамика экономический процессов оценивается темпами роста ВВП, темпами роста фондового рынка и прочими показателями;

в) глобализация экономики - данный фактор действует в общемировом масштабе и приводит к тому, что казахстанская экономика обрастает все большим количеством связей с экономиками других стран.

г) уровень инфляции - правительства большинства стран мира прилагают значительные усилия для снижения уровня инфляции. Предприятия озабочены инфляцией потому, что будущая экономическая обстановка в условиях высокой инфляции оказывается менее предсказуемой, затрудняется планирование; обесцениваются финансовые ресурсы, растут процентные ставки по кредитам;

д) система налогообложения, в том числе таможенный тариф - данный фактор определяет уровень налоговой нагрузки на предприятия, напрямую влияет на их финансовый результат и соответственно - на конкурентоспособность;

 

е) состояние бюджета страны - в отличие от предыдущего фактора его влияние носит косвенный характер, но от этого оно не становится менее значимым. Так, в условиях дефицита бюджета, например, при реализации крупных социальных программ правительство нередко прибегает к значительному увеличению уровня налогообложения. Причем это нередко случается даже в странах, проводящих либеральную экономическую политику;

ж) состояние торгового баланса страны - играет определяющую роль в денежно-кредитной и финансовой политике государства. Дефицит торгового баланса заставляет правительства прибегать к увеличению учетной ставки, чтобы привлечь валютные ресурсы из-за рубежа. Это в свою очередь приводит к удорожанию денег на внутреннем рынке - повышению процентных ставок на кредит. Одновременно растет курс национальной валюты, что подрывает конкурентоспособность национальных экспортеров на мировом рынке;

з) угроза экономического кризиса или, напротив, перспективы экономического бума - на способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее состояние экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять возможности достижения организациями своих экономических целей. Плохие экономические условия снизят спрос на товары и услуги организаций, а более благоприятные — могут обеспечить предпосылки для его роста;

и) соотношение спроса и предложения - фактор, имеющий определяющее значение для проникновения на рынок или увеличения рынка сбыта, если организация уже завоевала определенную его долю;

к) эластичность спроса - от этого фактора зависит возможность формирования конкурентоспособности с позиций ценообразования;

л) доступность кредитных инвестиционных продуктов, источников финансирования, уровень процентных ставок. Для приобретения товаров потребители часто берут в долг. Но этот механизм не будет работать при наличии высоких ставок процента. Например, рынок жилья, где процент по закладной прямо влияет на спрос квартир в доме, что, в свою очередь, влияет на количество новых жилищных проектов. И если организация работает в области жилищной индустрии, то рост процентных ставок будет представлять собой угрозу для реализации ее инвестиционных проектов, а их снижение — новые возможности для развития. Организации, рассматривающие планы расширения, которые должны финансироваться за счет получения ссуд, очевидно, будут следить за уровнем ставки процента и влиянием на цену капитала. Поэтому ставка процента будет оказывать прямое воздействие на потенциальную привлекательность различных стратегий. При анализе этого фактора необходимо также учитывать предложение инвестиционных продуктов коммерческих банков, инвестиционных и паевых фондов в данном регионе, в том числе и на душу населения;

м) динамика валютных курсов - определяет стоимость тенге по отношению к стоимости денежных единиц других стран. Изменения в курсах обмена валют непосредственно влияют на конкурентоспособность организаций, занимающихся экспортно-импортными операциями. Когда стоимость тенге по отношению к другим валютам низка, товары, произведенные в РК, относительно недороги, что снижает угрозу со стороны иностранных конкурентов и сокращает импорт. Но если стоимость тенге повышается, то импорт становится относительно недорогим, что, в свою очередь, повышает уровень угроз для организации, создаваемых иностранными конкурентами;

н) структура экономики и доходность отдельных отраслей - формируют направления капиталовложений.

о) уровень развития рынка ценных бумаг - по мнению многих экспертов, фондовый рынок в РК существует лишь номинально, несмотря на то, что темпы его роста самые высокие в мире. Большая его доля приходится на акции небольшого числа организаций, прежде всего, представителей «голубых фишек», высокодоходных отраслей, действующих в сфере энергетики, металлургии. Появляются значительные проблемы в области построения эффективного рынка капиталов, обеспечения ликвидности производительного капитала, снижаются инвестиций в реальный сектор экономики;

п) уровень безработицы и оплаты труда - определяет доступность трудовых ресурсов и, безусловно, сказывается на конкурентоспособности. Как известно, страны, обладающие дешевой рабочей силой, активно прорываются на мировые рынки, причем не только в области трудоемких видов продукции. Ярким примером является Китай, в огромных объемах экспортирующий одежду, продовольствие, сувенирную продукцию и т.д. Благодаря низкой стоимости рабочей силы КНР соперничает с США по величине прямых инвестиций, поскольку многие иностранные производители стремятся разместить здесь свои производства;

4.институциональные факторы. Институт, согласно определению, данному А.Олейником, представляет собой совокупность формальных и спонтанно выбираемых рамок, структурирующих взаимодействие индивидов в экономической, политической и социальной сферах. Основная цель как формальных, так и неформальных институтов - эффективное функционирование и развитие экономической системы. От того насколько эффективно действуют институты в том или ином регионе или стране будет зависеть конкурентное положение организаций. В качестве примера можно привести следующие существенные институциональные факторы:

а) институт права собственности - в случае нечеткого определения правомочий или отсутствия гарантий, экономические агенты лишаются стимула стремиться к приобретению собственности, что тормозит экономическое развитие, а в рамках одной страны способствует вывозу капитала за рубеж;

б) институты непосредственно, связанные с человеком (образование, здравоохранение, наука и пр.) - определяют качество человеческого капитала;

в) наличие спектра неформальных норм экономического поведения - неформальные институты, укоренившиеся в индивидуальном и общественном сознании, составляют наиболее устойчивое ядро системы институтов, медленно, с трудом поддающиеся изменениям. Неформальные институты, выражающиеся в устойчивых нормах и стереотипах, определяют характер действия граждан, фирм, организаций, властных структур. Пример экономического воздействия неформальных институтов - отторжение, непринятие (прежде всего на бытовом уровне) казахстанскими гражданами «жизни в кредит», что сдерживает развитие другого экономического института - института кредитования;

 

г) институциональная избыточность, перерастающая в бюрократизм и формализм; наличие параллельных центров власти, приводящее к «размыванию государства».

В развитых странах к настоящему времени сложилась эффективная система институтов. В РК же, несмотря на позитивное (в целом) содержание реформ, институциональная система все еще недостаточно развита (это обстоятельство фундаментально характеризует уровень развития экономики) и не способствует позитивной экономической динамике страны;

5. общественная среда. Эти элементы внешней среды имеют крайне важное значение для предприятия. Например, оказание давления недовольных покупателей на организацию, чья деятельность воспринимается как недопустимая, может существенно ухудшить деловую репутацию фирмы и подорвать доверие к ней со стороны прочих потребителей ее продукции. К факторам этой группы можно также отнести деятельность:

а) экологических организаций, организаций по защите прав потребителей - использование подобных структур в качестве инструмента недобросовестной конкуренции уже вошло в общемировую практику. Нередко некоторых производителей публично обвиняют в том, что их продукция не соответствует определенным требованиям экологической безопасности или стандартам качества. Всем известны такие ситуации с производителями сотовых телефонов, хотя вредность последних еще никто не доказал;

б) средств массовой информации - СМИ давно используются для осуществления всевозможных провокаций, экономического давления, проведения PR-компаний, направленных на подавление и уничтожение конкурентов. Поэтому каждый новый «игрок» при выходе на новый рынок должен быть готов, что в отношении него будут активно использовать подобные средства;

в) экспертных структур, способных напрямую затронуть организацию - не секрет, что многие потребители при выборе продукции зачастую ориентируются на рейтинги и характеристики, даваемые авторитетными экспертными агентствами. Всем известны многочисленные мероприятия, проводящиеся с целью выявления, например «лучшего товара года» или наиболее популярного, часто покупаемого товара в какой-нибудь рыночной нише;

г) профсоюзов - данный фактор имеет большое значение при ведении бизнеса в странах Запада. В РК профсоюзные организации пока не играют сколько-нибудь существенной роли в регулировании трудовых отношений, в управлении предприятиями, в обеспечении их устойчивости;

6.  конкуренция. Здесь необходимо рассмотреть характер и масштаб конкурентной угрозы:

а) количество конкурентов на рынке и их агрессивность;

б) рыночная доля каждого конкурента;

в) степень монополизации;

г) вероятность и возможность появления новых конкурентов;

д) давление со стороны товаров-заменителей;

е) конкуренция в среде поставщиков, потребителей и дистрибьюторов;

7.научно-технические факторы. Их влияние на промышленные предприятия очевидно. Более того, их считают основным двигателем производственного и даже социального прогресса. Эти перемены могут воздействовать не только на производство, но и на другие функциональные области, например, на кадры (подбор и подготовка персонала для работы с новыми технологиями или проблема увольнения избыточной рабочей силы, высвобождающейся вследствие внедрения новых, более производительных технологических процессов) или, например, на маркетинговые службы, перед которыми ставится задача разработки методов продажи новых видов продукции:

а) вероятность появления новой техники и технологии, позволяющей увеличить производительность, повысить качество, снизить издержки. Новые технологии заставляют периодически пересматривать стандарты качества, появляется абсолютно новая продукция (средства мобильной связи), отдельные товары вообще исчезают с рынка (например, виниловые пластинки), многим предприятиям приходится закрываться или перепрофилироваться. Ускоряющиеся технологические перемены укорачивают среднюю продолжительность жизненного цикла продукта, поэтому организации должны предугадывать, какие перемены несут с собой новые технологии;

б) степень доступности этих технологий - нередко отдельные крупные компании покупают патенты на новые изобретения, технологии, тем самым, ограничивая доступ к ним конкурентов. При этом вовсе не обязательно, что они сами будут пользоваться этими инновациями;

в) патентно-лицензионные отношения - организации, обладающие исключительным правом собственности на какой-либо патент, автоматически получают конкурентное преимущество, поскольку их соперники либо лишаются возможности использования передовой технологии и тем самым снижают качественный уровень своей продукции, либо вынуждены за это платить немалые деньги, увеличивая размеры своих издержек;

8.природные (географические) факторы:

а) климат - очевидно, что в первую очередь он влияет на сельскохозяйственные направления деятельности, но в случае с нашей страной он значительно увеличивает издержки всех без исключения экономических субъектов. Разве можно сравнить, например, затраты на отопление производителей в РК и в Западной Европе, затраты на содержание дорог, подъездных путей и т.д.;

б) вероятные стихийные бедствия - чем выше вероятность возникновения природных катаклизмов, тем выше ставки кредитования сельхозпроизводителей в данном районе и в целом выше тарифы страхования. Поэтому, если разница в процентных ставках не компенсируется государством на региональном или местном уровне, то производители данной области оказываются в заведомо проигрышной позиции;

в) наличие природных ресурсов - близость природных ресурсов и полезных ископаемых, их количество, качество и доступность в значительной степени определяет стоимость сырья и материалов для каждого конкретного предприятия, напрямую влияя тем самым на рентабельность маржинального дохода и итоговый финансовый результат;

г) рельеф местности, с которым могут быть связаны особенности транспортировки грузов, ее стоимость и риски;

9. окружающая инфраструктура:

а) рыночная инфраструктура - количество банков, наличие бирж, аукционов, брокерских структур и пр.;

 

б) торговля - качество и количество торговых объектов определяет доступность к сетям распределения;

в) окружающая природная среда - состояние воздушного бассейна, почвы, водных и лесных ресурсов, пр.;

г) транспорт - степень изношенности автомобильного парка, плотность автомобильных и железных дорог, качество покрытия дорог, близость к трассам республиканского значения, уровень развития авиаперевозок, наличие судоходных рек, каналов и пр.;

д) связь и информация - количество операторов сотовой и стационарной телефонной связи в регионе, качество и стоимость услуг связи, развитие сети Интернет и т.д.;

10. социально-демографические и социокультурные факторы - определяют особенности нашей жизни, труда и отдыха, оказывая существенное воздействие и на работу организаций:

а) численность населения, темпы его роста, средняя продолжительность жизни, миграция, возрастной состав - имеет большое значение для прогнозирования емкости рынка и перспектив его роста;

б) половозрастная структура населения - в случае значительной доли молодежи в структуре населения можно делать ставку на реализацию соответствующей продукции (например, спортивные товары, средства мобильной связи). И, наоборот, в европейских странах растет доля более пожилого населения - значит, будет увеличиваться спрос на лекарственные средства, медицинские услуги, т.е. появляются благоприятные возможности (в смысле увеличения спроса на их услуги) для организаций, работающих в тех областях, которые вызывают наибольший интерес у пожилых людей, — социальная защита пенсионеров и малоимущих, благотворительность, патронаж и т.д.;

в) преобладающая религия, нация - особенности влияния религии на бизнес могут оказывать самое разнообразное проявление. В частности в отдельных мусульманских странах может быть затруднена реализация слишком открытой одежды, хотя это не отрицает возможности производства этой одежды в таких странах;

г) культурные особенности, жизненные ценности и традиции -имеют ключевое значение в определении покупательских привычек и ожиданий в том или ином регионе. Например, по мере увеличения пропаганды здорового образа жизни, развития массового увлечения спортом растут продажи спортивных товаров, пищевых добавок, продуктов питания с пониженным содержанием калорий и т.д.;

д) уровень грамотности и профессиональной подготовленности населения - определяет особенности рынка труда в данной местности, проблемы организации с набором персонала, ее затраты на подготовку и переподготовку кадров;

е) социальная напряженность - может нарушить процесс производства или ограничить сбыт организации. Так в средствах массовой информации периодически появляются сообщения о срыве деятельности филиалов торговой сети «Мак Доналдс», которая в глазах обывателей многих государств олицетворяет собой империалистическую политику США. Еще одним примером является бойкотирование датских товаров в мусульманских странах (в связи с публикацией известных карикатур). Как следствие датские экспортеры вынуждены сокращать производство и численность персонала. Это наглядное проявление чрезвычайной значимости социального аспекта, который по силе воздействия на хозяйственную деятельность организации порой превосходит влияние всех прочих факторов;

11.международные факторы:

а) взаимоотношения с другими государствами, тенденции изменения внешнеэкономических связей, которые могут оказывать существенное влияние на состояние дел в экспортно-ориентированных отраслях (предприятиях);

б) международные санкции к той или иной стране; в) близость «горячих точек»;

г) международные аукционы, выставки, конференции и саммиты;

12. факторы криминального характера:

а) криминализация общества - число преступлений на 100 тыс. человек населения региона. Определяет потенциальные расходы на охрану, потери от воровства, экономических махинаций, мошенничества и прочих преступлений;

б) коррупция - вопросы коррупции и взяточничества уже давно приобрели статус самостоятельного экономического фактора. Многие организации, в том числе и зарубежные, еще до начала своей производственно-хозяйственной деятельности закладывают в свои бюджеты статью на взятки. Криминальные явления почти неизбежно сопутствуют трансформационным процессам в экономике переходного общества, что верифицируется самой практикой экономико-политических реформ на всем постсоветском пространстве. Многие чиновники, приобретая мало-мальски влиятельное положение, немедленно бросаются эксплуатировать занимаемую должность в целях получения «чиновничьей ренты»;

в) теневая экономика - охватывающая по оценкам некоторых специалистов до 40% казахстанского бизнеса.

Теневая экономика в развитых странах представляет собой экономическую деятельность, как разрешенную, так и запрещенную законом, но скрываемую или уменьшаемую с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов и т. п. В развивающихся странах это понятие включает в себя как теневую составляющую, так и сферу деятельности, которая абсолютно легальна, но в силу каких-либо причин не является объектом регистрации, учета со стороны органов государственной статистики. В нашей стране сюда относятся, например, личные подсобные хозяйства, сбывающие свою продукцию на неорганизованных (уличных) рынках, «челночный бизнес», нелегальные рынки, строительные бригады, репетиторы, пошив одежды на дому и т. п., т. е. те экономические явления и процессы, которые не характерны для развитых экономик в целом и их теневых секторов в частности. Теневая экономика имеет место и на промышленных предприятиях. При этом промышленные предприятия сами могут выпускать и реализовать «левую» продукцию. А с другой стороны с целью уклонения от налогов сами могут пользоваться наемными, нелегальными строительными бригадами и т.д. Причины феномена теневой экономики в РК многообразны: регионы с депрессивной экономикой; предприятиям бывшей оборонки (надо как-то выживать), высокий уровень налогообложения; низкий уровень жизни населения (особенно сельского); высокий уровень фактической безработицы, усугубленный отсутствием нормальных детских садов с посильной для родителей оплатой, ориентация части населения на получение доходов любым способом; несовершенство законодательства; крайне низкая заработная плата представителей интеллигентных профессий (врачей, учителей, работников высшей школы), неэффективная работа правоохранительных органов, коррупция, неграмотная региональная политика (например, закрытие сельских школ) и т. д.;

г) экономическая организованная преступность, занимающаяся так называемым «силовым предпринимательством» - захватом собственности, прежде всего объектов недвижимости.

д) террористическая угроза.

Представленная выше группировка факторов внешней среды и их краткое описание - это попытка охватить всевозможные виды влияний на организацию извне.

Классификация факторов внешней среды предприятия

Представим классификацию факторов внешней среды предприятия в разрезе классификационных признаков.

        1.Группировка факторов по степени интенсивности изменений:

        а) быстро меняющиеся (конкурентная среда);

        б) умеренно меняющиеся (законодательство);

в) медленно меняющиеся (структура населения, уровень благосостояния и качество жизни, совокупный спрос, религиозные и культурно-нравственные убеждения);

г) практически неизменные (природные факторы).

          2. По возможности прогнозирования:

а) очевидно прогнозируемые (темпы экономического роста, процентные ставки по кредитам, инфляция);

б) сложно прогнозируемые (валютные курсы, котировки акций, ненаблюдаемая экономика);

в) непрогнозируемые (политические, международные, природные факторы).

3.По степени охвата (уровню объекта), по уровню формирования, по близости к объекту:

а) глобальные (международные);

б) факторы, влияющие страну в целом (законодательство, макроэкономические процессы);

в) региональные (политика акима, законодательного собрания области, наличие в регионе стратегических природных ресурсов (например, нефть, газ));

г) местные (политика органов государственной власти, климатические особенности конкретного района).

        4.По характеру воздействия на объект:

а) факторы прямого воздействия (поставщики, потребители, посредники, профсоюзы, коммерческие банки, конкуренты, органы госнадзора и пр.);

б) факторы косвенного воздействия (состояние экономики, международные события, НТП, политические факторы, социокультурные факторы и пр.);

        5.По целевому воздействию:

а) комплексные факторы, влияющие на все функции предприятия (государственное регулирование экономических процессов);

б) факторы, влияющие на отдельные функции предприятия (изменения процентной ставки за кредит оказывает влияние на функцию «финансы»).

          6.По частоте появления:

а) единичные (национализация или денационализация государством частной собственности);

б) повторяющиеся через некоторый интервал (спады и подъемы в экономике);

в) постоянные (колебания валютных курсов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 - Классификация факторов внешней среды промышленного предприятия в разрезе классификационных признаков (укрупненная схема)

 

          7. По силе воздействия:

а) разрушительные факторы (системный экономический кризис, кризис банковской системы, девальвация национальной валюты);

б) факторы сильного воздействия (банкротство крупного кредитора, форс-мажорные обстоятельства);

в) факторы умеренного воздействия.

8.Естественные и искусственные факторы (природа и характер происхождения):

а)естественные (социально-демографические, природные);

б) искусственные (биржевые игры, лоббирование, ценовой сговор, влияние монополий).

9. По способу выражения:

а) факторы, представляемые в количественной оценке (инфляция, валютный курс);

б) факторы, имеющие исключительно качественное выражение (степень удовлетворенности потребителей, мотивы их поведения, власть менеджера, интересы акционеров, родственные связи между ними, прочие социальные отношения, которые трудно поддаются формализации).

10. По форме проявления: а) явные (инфляция);

 

б)  скрытые  (политические  интриги,  утечка  секретной  биржевой информации, промышленный шпионаж).

11. По уровню агрегирования внешней среды предприятия:

а) факторы глобальной среды (влияние региональных и национальных экономик на состояние национальных и отраслевых рынков, а также на деятельность национальных производителей);

б) факторы макросреды и мезосреды (национальная и региональная экономики, культура, политика, социальная среда, технологическая и правовая, географическая);

в) факторы микросреды (факторы отраслевого рынка - конкуренции, состояния спроса и поведения покупателей, состояния смежных отраслей, потенциальных поставщиков, инвесторов/банков, отраслевых стандартов и т.п.);

г) факторы субмикросреды (факторы состояния внешней среды, наиболее приближенной к предприятию - его посредников, поставщиков, покупателей).

Современные предприятия ориентированы на формирование, прежде всего, стабильной субмикросреды вокруг себя за счет развития всякого рода партнерств - стратегических альянсов, партнерств, франчайзинговых схем, субконтрактов, аутсорсинга, сетевых схем бизнеса и т.п. Другими словами, предприятие на микрорынке создает субмикрорынок - наиболее близкий к предприятию уровень рынка/среды, который оно может максимально полно контролировать за счет развития долгосрочных взаимоотношений и согласования партнерских стратегий и правил поведения (институтов). В институциональной теории такого рода партнерства (сделки) получили название гибридных соглашений в противовес двум традиционным формам сделок - рынок и управленческая структура (или иерархия). Одним из наиболее современных подходов к формированию новой управленческой структуры является организация различных видов сетей на рынках, которые рассматриваются как новые способы координации деятельности бизнес субъектов.

А фактически это новый уровень внешней среды фирмы, находящийся между ней и микросредой.

Создание такого субмикрорынка позволяет предприятию формировать практически полностью подконтрольную внешнюю среду (ее наиболее близкий к предприятию уровень, что дает возможность влиять на формирование и развитие более высоких уровней среды - микро и макро, вплоть до глобальной. Вступление в стратегический альянс со своими поставщиками или посредниками, организация франчайзинговой системы сбыта и обслуживания и любые другие формы сетевого партнерства - это способы создания стабильной и более контролируемой внешней среды (субмикросреды). В субмикросреду могут войти и покупатели (потребители), которые лояльны к бренду, поскольку такие покупатели привязаны к компании и выбирают ее марку вне зависимости от изменений на рынке. Очевидно, что создание стабильной субмикросреды требует определенных усилий и ресурсов со стороны предприятия. Однако практика бизнеса свидетельствует, что такие усилия окупаются и создают прочную рыночную устойчивость предприятия в долгосрочной перспективе. Особый слой в субмикросреде создают органы госконтроля

 

 

 

Рисунок 2.1 - Классификация факторов внешней среды предприятия в разрезе классификационных признаков (детализированная схема)

 

12) По степени контроля факторов:

а) полностью контролируемые предприятием факторы. Возможно, на практике таких факторов немного, и их набор нестабилен. Например, в отдельных случаях предприятие за счет «сотрудничества» с властями может добиться принятия позитивных для себя решений - новых государственных законов, положений, финансовой поддержки за счет внебюджетных фондов и т.п. Однако в других случаях достижения такого результата может быть невозможным. К полностью контролируемым факторам могут быть отнесены поведение зависимых от предприятия субъектов рынка - зависимых покупателей, поставщиков, посредников, конкурентов, чиновников и т.п. Контролируемые факторы, в основном, относятся к субмикроокружению;

б) частично контролируемые факторы. Основная масса факторов микро и макросреды являются частично контролируемыми. Даже общее состояние экономики, политики, культуры и т.п. могут подвергаться влиянию отдельного предприятия. Очевидно, что в этом случае предприятие должно быть крупным (национальная корпорация), а результат влияния проявляется только в долгосрочной перспективе (например, формирование определенной культуры потребления);

в) неконтролируемые факторы. К полностью неконтролируемым факторам относятся, как правило, только природно-географические факторы.

Особенно интересным в данной классификации является градация факторов внешней среды на прямые и косвенные. Подобное деление встречается практически в трудах многих авторов (к их числу относится М. Мескон, К.Боумэн, Э. Элбинг), затрагивающих исследование внешних факторов, только проходит оно под разными названиями: прямые и косвенные факторы, макро- и микросреда, ближнее и дальнее окружение.

Микросреда - среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на организации и испытывают на себе прямое их воздействие. «Ближнее» окружение — увеличивает или уменьшает эффективность работы организации, приближает или отдаляет достижение ее целей. Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования властей, профсоюзы и торговые ассоциации.

Макросреда - среда косвенного воздействия включает факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного влияния на операции, но, тем не менее, сказываются на них. «Дальнее» окружение — это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение. Более того, изучение факторов макросреды поможет организации заранее приспособиться, как-то отреагировать на их влияние. Например, в преддверии экономического спада имеет смысл сократить запасы готовой продукции, поскольку могут возникнуть трудности с ее реализацией; уволить часть работников и отложить планы расширения производства. Предприятия, которые адекватно реагируют на угрозы внешней среды, оказываются в лучшей конкурентной позиции. Однако чтобы реагировать нужно знать, в каких направлениях необходимо концентрировать усилия.

Когда говорят о микросреде, то, прежде всего, понимают ближнее окружение, относящееся к конкретному предприятию. У другого предприятия будет своя собственная, совсем другая, отличная микросреда. И если на уровне макросреды предприятия в целом будут испытывать схожее влияние внешних факторов (например, инфляция, изменение валютного курса - если речь идет о предприятиях одного государства), то на уровне микросреды они будут находиться в совершенно разных условиях.

С позиции выделения ближнего и дальнего окружения очень интересным может быть вопрос о возможности организации воздействовать на элементы микросреды. Фактически речь идет о преобразовании факторов внешней среды во внутренние. Такая возможность вполне существует. Примером реализации ее на практике является построение вертикально интегрированных структур, организаций, осуществляющих несколько последовательных стадий обработки производимой продукции (иногда даже все, начиная от переработки исходного сырья до реализации конечной продукции потребителю). Тем самым возможные угрозы внешней среды в виде зависимости от поставщиков промежуточной продукции трансформируются во внутренние сильные стороны. Другим примером решения проблем внешней среды служит ликвидация конкурентов через слияния и поглощения.

Еще одним важным моментом является прогнозирование развития внешней среды. Изучение внешней среды на перспективу абсолютно необходимо, если руководители организации хотят избежать внезапных проблем в будущем или не пропустить благоприятных моментов (так называемых «счастливых случаев») При этом возможно использование следующих методов исследования:

§экстраполяция;

§прогноз на основе последних данных;

§сценарии будущего;

§использование рыночных обзоров;

§экспертная оценка.

Экономическое прогнозирование (т.е. попытка оценить будущую экономическую обстановку для организации) осуществляется не только с помощью набора методов субъективного характера (качественные) прогнозирования. Имеется и целый ряд количественных методов для построения макроэкономических прогнозов, в том числе:

ü  анализ временных рядов. Этот метод предполагает исследование прошлых тенденций на протяжении определенного периода времени и использует их для прогнозирования дальнейших действий в будущем;

ü  регрессионные модели. Статистический метод для определения наибольшего соответствия между прогнозируемой переменной и другими переменными;

ü  экономические модели. Этот метод состоит из регрессионных уравнений, которые описывают случайные отношения.

При исследовании факторов внешней среды важно не только их описать, идентифицировать, включить в определенную группу, и т.д., важно определить тенденцию их изменения в корреспонденции с функциями предприятия (маркетинг, производство, финансы и т.д.), а также вытекающие последствия (открывающиеся возможности и угрозы). Главное при этом - ответная реакция. Для обобщения результатов анализа можно использовать шаблон, т.е. таблицу 2.3.

Таблица 2.3. Тенденция изменения факторов внешней среды, их корреспонденция с функциями предприятия

Составляющая

Фактор

Тенденция

Характер влияния на

Название функции

предприятия, принимающей

информацию

внешней

 

изменения

предприятие

среды

 

 

 

 

 

 

 

Усиление

Расширение

 

 

 

угроз

возможностей

1

2

3

4

5

6

                                                                                

Непосредственная связь результатов деятельности предприятий с условиями их функционирования предопределяет необходимость постоянного информирования руководства о возможных угрозах и преимуществах, предоставляемых внешней средой. Однако на практике внешняя среда нередко изучается только в рамках маркетинговых исследований. При этом затрагиваются лишь отдельные ее составляющие: конкуренты, потребители, поставщики. Другие факторы рассматриваются, как правило, поверхностно, либо вообще не принимаются во внимание. В теории же нет ранжированности внешних факторов по степени значимости, имеющиеся классификации внешних факторов не содержат классификационных признаков, не отработаны указания на источники информации, которые могут предоставить необходимые сведения о факторах внешней среды.

Исследование внешней среды должно быть систематическим, целенаправленным и последовательным. Анализ и прогнозирование состояния внешней среды в современных условиях становится абсолютно необходимым для нормального функционирования любого предприятия с минимальным риском.


This lesson is not ready to be taken.
Data retention summary
Get the mobile app
Яндекс.Метрика