14. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЩЕГО РЫНКА ЕАЭС
Методология
разделения препятствий
Механизмы устранения препятствий
Перспективы функционирования внутреннего рынка ЕАЭС без препятствий
Методология
разделения препятствий
Одной из основных задач ЕЭК является обеспечение функционирования внутреннего рынка без барьеров и с минимальным количеством ограничений и изъятий, так как наличие препятствий не позволяет в полной мере реализовать один из базовых принципов интеграции, заложенных в Договоре о ЕАЭС, — свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территориях стран Союза.
Главы Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2013 года поставили задачу создать к 1 января 2015 года Союз, исходя из необходимости обеспечения функционирования Единого экономического пространства без изъятий и ограничений. Проведя работу по выявлению изъятий и ограничений из режима свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в ЕЭП, Комиссия и государства-члены получили результаты, которые, по сути, стали переговорной основой при подготовке проекта Договора о ЕАЭС.
Однако уже на первом этапе работы по идентификации изъятий и ограничений выяснилось, что к трактовке самих понятий «изъятия» и «ограничения» применяются различные подходы. Более того, стало очевидно, что кроме этих категорий также существуют барьеры для взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности государств-членов. Несмотря на общее понимание отсутствия безусловной свободы в определенных секторах внутреннего рынка, каждое из государств-членов подходило к идентификации барьеров, изъятий и ограничений исходя из своих национальных интересов. Именно по этой причине отнесение мер экономического регулирования к данным категориям зачастую носило субъективный характер, ведь то, что для одного государства-члена являлось препятствием, для другого могло быть эффективным инструментом регулирования определенной сферы рынка.
В связи с отсутствием понятийного аппарата препятствий Комиссией совместно с государствами-членами была проведена работа по формированию методологических основ выявления и устранения препятствий на внутреннем рынке Союза. В этой связи в 2017 году Коллегией Комиссии была принята первая редакция Методологии разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения
Данная методология заложила понятия препятствий на внутреннем рынке Союза и основы взаимодействия ЕЭК с органами государственной власти государств — членов ЕАЭС при квалификации препятствий на внутреннем рынке Союза и формировании реестра препятствий, а также определила инструментарий по устранению барьеров на внутреннем рынке Союза.
Результаты проводимой с 2016 года поступательной работы по выявлению и устранению препятствий послужили основой для подготовки доклада «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза», так называемой «Белой книги», опубликованной в марте 2017 года и ставшей отправной точкой в системной работе государств-членов и Комиссии по выявлению, устранению и недопущению возникновения новых препятствий на внутреннем рынке Союза. «Белая книга» включала в себя перечень из 60 барьеров, изъятий и ограничений, подлежащих устранению в первоочередном порядке практически во всех сферах функционирования Союза.
В этом же 2017 году в рамках общего Информационного ресурса Комиссии был разработан тематический раздел «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза» (https://barriers.eaeunion.org), который стал электронным форматом «Белой книги» и поддерживается в актуальном состоянии в настоящее время.
В 2020–2021 годах Комиссией совместно с государствами-членами был проведен анализ правоприменительной практики в отношении положений Методологии, по итогам которого 2 февраля 2021 года Коллегией Комиссии принята Методология в новой редакции
К барьерам относятся препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза и их доступа на рынки государств-членов, возникшие вследствие несоответствия норм законодательства государств-членов либо сложившейся в государствах-членах правоприменительной практики праву Союза.
К изъятиям относятся предусмотренные правом Союза исключения (отступления) в части неприменения государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза.
К ограничениям — препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза и их доступа на рынки государств-членов, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом Союза.
На втором этапе совершенствования методологических основ проводимой работы по выявлению и устранению препятствий был определен алгоритм рассмотрения поступающих обращений и порядок их рассмотрения внутри Комиссии. Было установлено, что департамент Комиссии, к компетенции которого относятся вопросы функционирования внутренних рынков, приступает к рассмотрению сведений о препятствиях, если они:
- поступили от органов государственной власти государств-членов, уполномоченных на взаимодействие с Комиссией,
- либо они поступили от структурных подразделений Комиссии по итогам проведенного ими мониторинга исполнения государствами-членами права Союза.
Также в качестве упредительной меры был разработан механизм проведения мониторинга соответствия проектов нормативных правовых актов государств-членов праву Союза с возможностью направления информационного обращения Комиссии о возможном возникновении барьера на внутреннем рынке Союза.
В отношении барьеров удалось регламентировать порядок признания их устраненными, закрепив за членом Коллегии (Министром) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Комиссии инициативу по включению вопроса о признании барьера устраненным (неустраненным) в повестку дня заседания Коллегии Комиссии.
В части процедурных вопросов основные изменения коснулись регламентации этапов работы над проблемными вопросами от выявления признаков препятствия до принятия мер по устранению и установления срока рассмотрения обращений от даты их поступления до подготовки заключения о наличии либо об отсутствии в проблемном вопросе признаков препятствий в течение 70 рабочих дней.
Механизмы устранения препятствий
Работа по устранению препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС осуществляется параллельно с разработкой различных механизмов устранения препятствий.
Портал «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза» стал одним из первых результатов практической работы Комиссии по выявлению препятствий на внутреннем рынке Союза, который также предоставил возможность субъектам экономической деятельности напрямую сообщать в Комиссию информацию о препятствиях.
Электронный ресурс содержит информационно-справочные материалы по вопросам функционирования внутреннего рынка Союза, а также ответы на наиболее распространенные вопросы в сфере выявления и устранения препятствий на внутренних рынках государств-членов. Целью создания данного портала являлось обеспечение открытости проводимой в Союзе работы по устранению препятствий на внутреннем рынке и вовлеченности широкого круга лиц в данную работу.
В тематическом разделе «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза» можно ознакомиться с реестром, который актуализируется по мере выявления и устранения препятствий.
Работа по устранению препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС осуществляется параллельно с развитием методологических подходов по их устранению. В зависимости от вида препятствий их устранение ведется в рамках нескольких направлений.
Первое направление — это устранение барьеров через механизм уведомления государств — членов Союза о необходимости выполнения ими взятых на себя обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка Союза.
Порядок работы по выявлению и устранению препятствий закреплен в Методологии разделения препятствий
Устранение барьеров предполагает тесное взаимодействие между Комиссией, государствами-членами и при необходимости бизнес-сообществом. В рамках данного процесса Комиссия на первом этапе готовит заключение об отсутствии признаков барьеров или ограничений на внутреннем рынке либо предварительное заключение о наличии признаков барьеров или ограничений на внутреннем рынке Союза. При наличии таких признаков проводятся консультации с уполномоченными государственными органами стран Союза, затем в случае подтверждения позиции — принимается решение Коллегии Комиссии об уведомлении государств-членов о необходимости выполнения обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка Союза либо на заседании Коллегии Комиссии фиксируется признание государством-членом наличие барьера и его готовность устранить данный барьер (как правило, на устранение в добровольном порядке стране предлагается 6 месяцев).
С 2016 года по первое полугодие 2022 года был выявлен 71 барьер, из них уже устранено 59 (то есть 83%). Среди них такие чувствительные с экономической точки зрения вопросы, как поставки молочной, мясной и растениеводческой продукции; рентный налог при вывозе угля с одной страны в другую; применение дополнительных экспертиз к товарам и другие.
Коллегией Комиссии с 2016 по 2021 год было принято 33 вступивших в силу решения об уведомлении государств-членов о необходимости выполнения обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка Союза. При принятии таких решений национальные органы могут принять участие в обсуждении и имеют возможность высказать свои аргументы на заседании. Из 33 решений в указанном периоде уже исполнено 27 (то есть 81%).
Кроме того, с 2016 года по первое полугодие 2022 года Коллегией Комиссии зафиксировано 22 барьера, по которым государства-члены признали наличие нарушения и согласовали сроки добровольного устранения. Это важное проявление одного из основных принципов международного права «pacta sunt servanda».
Имеются также случаи устранения препятствий с признаками барьеров до их выявления Коллегией Комиссии, то есть до вынесения на заседания органов Союза добровольное их устранение странами. Также важно отметить, что Комиссия старается реагировать на проекты нормативных правовых актов стран на этапах их публичного обсуждения в целях упреждения появления новых препятствий. Важно, что страны в основном учитывают замечания Комиссии. В отдельных случаях уполномоченные органы стран сами обращаются в Комиссию с просьбой дать позицию о соответствии своего проекта национального акта праву Союза. По мере возможности проводится мониторинг не только актов, но и правоприменительной практики в государствах-членах в части вопросов, касающихся внутреннего рынка.
Второе направление, требующее более системного подхода, — это устранение изъятий и ограничений через разработку и реализацию планов мероприятий («дорожных карт») либо путем точечного совершенствования правового регулирования в рамках Союза.
В связи с тем, что ограничениями, по сути, являются правовые пробелы в праве Союза, их устранение предполагает проведение длительной и системной работы. В 2017 году была разработана «дорожная карта» — план мероприятий по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС на 2018–2019 годы . План предусматривал 35 мероприятий, направленных на проработку и частичное или полное устранение 17 препятствий. Выполнено 28 мероприятий (80%) и устранено 7 препятствий (41%).
Не устраненные препятствия «дорожной карты» на 2018–2019 годы в последующем были включены в «дорожную карту» на 2021– 2022 годы. Дорожные карты позволяют выстроить поэтапную системную работу, утверждая на каждый плановый период, соответствующий «план действий» для Комиссии и государств-членов.
«Дорожная карта» на 2021–2022 годы предполагает выполнение 35 мероприятий, направленных на устранение 14 препятствий. В дополнение к неустраненным препятствиям из «дорожной карты» на 2018–2019 годы были выявлены в качестве ограничений и включены в Реестр препятствий 3 вопроса в сфере внутреннего рынка:
- отсутствие в рамках Союза согласованного правового регулирования в сфере обращения сильнодействующих веществ;
- отсутствие в рамках Союза согласованного правового регулирования в сфере обращения культурных ценностей;
- неурегулированность вопроса организации взаимодействия по выданным заключениям (разрешительным документам) между уполномоченными органами государств-членов в случаях, когда вывоз товаров осуществляется с территории государства-члена, не являющегося государством, с территории которого они происходят.
Также в «дорожную карту» на 2021–2022 годы вошло ограничение в сфере технического регулирования из Реестра препятствий.
Устранение указанных ограничений позволит гармонизировать правила перемещения в рамках Союза сильнодействующих веществ и культурных ценностей, а также наладить обмен информацией в отношении товаров, перемещаемых между государствами-членами и к которым при вывозе в третьи страны применяются меры нетарифного регулирования.
Развитие указанного регулирования будет направлено на покрытие правовых «пробелов» и окажет положительный эффект на функционирование внутреннего рынка Союза в части устранения барьеров и ограничений.
Однако надо отметить, что не все ограничения вошли в дорожную карту. Всего на 2022 год, по данным ЕЭК, выявлено 36 ограничений. В качестве примеров барьеров можно привести: непредоставление в Республике Казахстан товарам из государств-членов и их поставщикам национального режима при осуществлении закупок в рамках организации питания в государственных учреждениях образования; установление в Республике Беларусь перечня лекарственных средств белорусского (российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм собственности; освобождение в Кыргызской Республике от налога на добавленную стоимость сельскохозяйственной техники, произведенной на предприятиях Кыргызстана и поставляемой сельхозпроизводителям; ограничение беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков к участию в закупках на территории Союза, проводимых в электронном формате, в связи с отсутствием взаимного признания электронной цифровой подписи — барьер во всех пяти государствах ЕАЭС и т. д.
Что касается изъятий, то работа по их сокращению ведется в соответствии с пунктом 1.2 плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Департаментом функционирования внутренних рынков совместно с государствами-членами подготовлен перечень согласованных действующих изъятий на внутреннем рынке Союза.
Актуализация Реестра изъятий осуществляется на постоянной основе совместно с профильными блоками Комиссии и представителями уполномоченных органов власти государств-членов.
По состоянию на конец 2021 года Перечень включает в себя 292 изъятий в сфере санитарных, ветеринарных и карантинных фитосанитарных мер, технического регулирования, торговли услугами и осуществления инвестиций, финансовых рынков, формирования единого рынка услуг, трудовой миграции, энергетики, агропромышленной политики, таможенного регулирования, конкурентной политики. Однако Решением Высшего совета от 10 декабря 2021 года № 22 перечень секторов, находящихся в формате единого рынка, был расширен с 55 до 128 секторов, что привело к росту изъятий в 2022 году до 364 в части сектора услуг в области строительства.
Действующий Перечень изъятий наряду с остальными реестрами размещен в тематическом разделе «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза» общего информационного ресурса Комиссии в подразделе «Реестр изъятий» с доступом для авторизованных сотрудников Комиссии и представителей органов государственной власти государств-членов.
Устранение изъятий из Перечня осуществляется как в рамках плана мероприятий («дорожной карты») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС на 2021–2022 годы, так и без регламентации — в рамках постоянной работы государств-членов и Комиссии.
С 2016 по первое полугодие 2022 года устранено 10 изъятий в сферах таможенного регулирования, транспортной политики, государственных закупок, налоговой политики, технического регулирования, санитарных, ветеринарных и карантинных фитосанитарных мер, промышленной политики.
Стоит отметить, что до конца 2022 года планируется устранение еще двух изъятий в сфере трудовой миграции в части признания документов об ученых степенях и ученых званиях и признания документов об образовании трудящихся, претендующих на занятие педагогической и юридической деятельностью (поправка во II Большой Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС, подписанный 31 марта 2022 года). Также ведется работа по процедуре признания (нострификации) иностранных документов о медицинском и фармацевтическом образовании.
Вместе с тем на внутреннем рынке Союза остаются еще изъятия в сферах энергетики, транспортной политики, естественных монополий и государственных закупок, таможенно-тарифного регулирования, санитарных, ветеринарных и карантинных фитосанитарных мер, которые с государствами-членами не согласованы.
В качестве еще одного механизма по устранению препятствий на внутреннем рынке Союза является экспертная группа по вопросам устранения барьеров, изъятий и ограничений в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС (далее — Экспертная группа), которая была создана в 2018 году на площадке Департамента функционирования внутренних рынков.
Экспертная группа является открытым консультативным органом, обеспечивающим постоянное взаимодействие с представителями бизнес-сообществ государств-членов в целях обеспечения функционирования внутреннего рынка Союза без препятствий.
Основными задачами экспертной группы являются:
а) обсуждение проблемных вопросов субъектов предпринимательской деятельности государств-членов на внутреннем рынке Союза, поступающих в экспертную группу, и содействие их решению;
б) выработка предложений, направленных на обеспечение свободного передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов на внутреннем рынке Союза и его развитие;
в) участие в количественной оценке влияния препятствий, а также эффектов от их устранения на экономики государств-членов;
г) подготовка предложений по механизмам/инструментам упреждения возникновения препятствий и устранения, действующих на внутреннем рынке Союза;
д) организация проведения широкой опросно-разъяснительной работы и повышения информированности представителей бизнес - сообществ государств -членов о функционировании внутреннего рынка Союза;
е) обеспечение эффективного и оперативного информационного обмена для усиления превентивных мер для беспрепятственного функционирования внутренних рынков Союза;
ж) иные задачи, направленные на обеспечение устранения препятствий на внутреннем рынке Союза.
В состав Экспертной группы, кроме представителей Департамента функционирования внутренних рынков, также входят представители бизнес-сообществ каждого государства-члена. Кроме того, по решению Председателя могут включаться представители научных и общественных организаций, независимые эксперты, обладающие необходимой квалификацией и профессиональными навыками, иные лица.
Члены Экспертной группы обладают равными правами при обсуждении вопросов на заседании Экспертной группы, которые вносят предложения по включению и рассмотрению вопросов в повестку заседаний Экспертной группы, выступают с докладами, рассматривают и анализируют проблемные вопросы, готовят предложения по устранению барьеров, изъятий и ограничений в рамках функционирования внутреннего рынка Союза и участвуют в подготовке рекомендаций.
Заседания Экспертной группы проводятся каждый первый рабочий четверг месяца в очном формате или в режиме видео-конференц-связи.
Только с сентября 2021 по июнь 2022 года в рамках заседаний Экспертной группы было рассмотрено более 30 обращений и проблемных ситуаций, с которыми сталкивается бизнес на местах, в сферах государственных (муниципальных) закупок, таможенно-тарифного регулирования, транспортной политики, санитарных, ветеринарных и карантинных фитосанитарных мер.
Для повышения информативности и прозрачности проводимой работы по устранению препятствий на информационном ресурсе «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза» Комиссией разработан «Реестр обращений», содержащий сведения о поступивших обращениях в Комиссию с признаками препятствий, в том числе предоставляющий возможность заявителю прослеживать статус рассмотрения вопроса.
Повышение вовлеченности бизнеса государств — членов Союза в работу Комиссии в части функционирования внутренних рынков даст возможность усилить работу по устранению препятствий на внутреннем рынке Союза.
Стоит отметить, что Комиссия за весь период своего существования неоднократно прибегала к помощи Суда Союза для получения разъяснений. Несмотря на то что принятые Судом Союза консультативные заключения имеют характер толкования Договора о ЕАЭС, они активно используются как государствами — членами Союза, так и Комиссией в своей деятельности.
Первое обращение Комиссии было посвящено лимиту на легионеров из стран ЕАЭС в спортивных командах. Ввиду закрепленной в Договоре о ЕАЭС общей нормы о неприменении ограничений на рынке труда для трудящихся стран ЕАЭС в целом заключение Суда Союза подтолкнуло государства — члены Союза снять такие ограничения, что позволило осуществлять трансферы игроков в команды стран Союза и тем самым развивать конкуренцию в спорте, предлагая спортсменам из стран ЕАЭС больше возможностей.
Также Комиссия обращалась за разъяснением пунктов 1 и 3 статьи 29 Договора о Союзе. Речь идет о возможности введения государствами-членами ограничений во взаимной торговле товарами в одностороннем порядке.
После принятия консультативного заключения Судом ЕАЭС, согласно которому государства-члены вправе вводить ограничения во взаимной торговле ЕАЭС на основании пункта 1 статьи 29 Договора о ЕАЭС без наличия общего порядка введения подобных ограничений, стал наблюдаться поступательный рост количества введенных ограничений.
Можно отметить, что с момента создания Союза и до вынесения консультативного заключения в октябре 2017 года количество ограничений составляло менее пяти. Однако только за 2021 год было введено более 15 новых ограничений, а на 1 июля 2022 года их число составило 19 ограничительных мер во взаимной торговле. Проведенный анализ демонстрирует постоянный рост их количества из года в год. Страны периодически официально ссылаются на данное консультативное заключение, а с учетом мировой экономической и геополитической ситуации обоснование вводимых мер укрепляется все больше.
Третий раз по вопросам функционирования внутреннего рынка Комиссия обращалась в 2019 году о разъяснении Договора о ЕАЭС в сфере технического регулирования по вопросу распространения требований о получении свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (далее — СБКТС) на физических лиц. Суть вопроса в том, что в рамках Союза 3 страны требуют с физических лиц СБКТС, а две страны нет. В этих странах выдано более трехсот тысяч свидетельств, выдача которых осуществляется на платной основе, притом что в других странах граждане от этого освобождены. В итоге из заключения Суда Союза фактически следует, что в соответствии с Договором о Союзе физические лица не могут быть заявителями в отношении получения документов об оценке соответствия
Четвертый раз по вопросам внутреннего рынка Комиссия обращалась в Суд Союза в 2021 году по вопросу об определении объема правового содержания термина «законодательные акты государства — члена Союза» в его системной взаимосвязи с положениями Договора о ЕАЭС. Суть вопроса в том, что в Договоре о Союзе определен закрытый перечень случаев закупок из одного источника. Один из них гласит, что закупать можно в случае, если это определено «законодательным актом государства-члена». Между государствами-членами возник спор о том, могут ли это быть законодательные акты, принятые на региональном уровне. Судом было отказано в рассмотрении данного заявления, поскольку, по мнению Суда, речь в данном случае шла об определении объема юридического содержания правовых институтов национального законодательства государств-членов, а также в связи с тем, что в сфере государственных закупок в рамках ЕАЭС не проводится единая политика. И, несмотря на отказ в рассмотрении, в Российской Федерации данная норма (возможность закупки с одного источника при принятии законодательного акта на региональном уровне) была в итоге исключена как необоснованная.
Таким образом, взаимодействие Комиссии и Суда позволяет в ряде случаев повысить эффективность работы по устранению барьеров на внутреннем рынке Союза. В то же время во многом в связи с несовершенством с интеграционной точки зрения самого права Союза, ввиду чего очень сложно его толковать в пользу интеграции, даже после принятия судебных актов Суда Союза возникают сложности с правоприменением, поэтому логично, что именно интеграционное толкование, когда учитывается «не только буква, но и дух» Договора, в развитие именно целей Союза, могло бы более способствовать устранению имеющихся барьеров. Подобный подход заметен и в практике Суда Европейского Союза.
В своей работе Комиссия зачастую также сталкивается с определенными вопросами относительно решений национальных судов, с одной стороны, и актов органов Союза — с другой. Так, например, если при рассмотрении вопроса по рентному налогу имелись решения высшей судебной инстанции государства — члена Союза в его пользу, то после принятия Решения Коллегии он был отменен. Или при рассмотрении вопроса по закупкам с сертификатом «Настоящий Вологодский продукт» также были решения национальных судов в его поддержку, однако после Решения Коллегии были приняты соответствующие меры интеграционной направленности. Но иногда, несмотря на наличие, например, единых санитарных требований и технических регламентов Союза, национальные суды не принимают во внимание доводы сторон о приоритете такого международного права и отдают приоритет национальным санитарным нормам, как, например, по сроку годности пищевой продукции.
Зачастую имеют место ситуации, когда по результатам принятого уведомления государства-члены принимают определенные меры и информируют Комиссию, что барьер считают устраненным, однако анализ принятых мер демонстрирует, что устранение не произошло или произошло частично. В таком случае возникает спорная ситуация между Комиссией и странами. Кроме того, существуют случаи, когда государства-члены в течение длительного времени (вплоть до нескольких лет) не принимают никаких мер для устранения барьера.
Поэтому существует необходимость и возможности для дальнейшей активизации взаимодействия с Судом Союза, в том числе и путем усиления роли Суда.
Практика показывает, что запрос на повышение действенности механизмов по устранению препятствий есть, что обуславливает и целесообразность их совершенствования и дальнейшего развития. Представляется, что реализация подобных направлений позволит обеспечить дальнейшее прогрессивное развитие Союза в целом и эффективное функционирование его внутреннего рынка в частности.
Перспективы функционирования внутреннего рынка ЕАЭС без препятствий
Одной из основных целей Евразийского экономического союза, предусмотренных статьей 4 Договора о ЕАЭС, является стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза.
При этом подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 25 Договора о ЕАЭС закреплены принципы функционирования таможенного союза, согласно которым в рамках таможенного союза государств — членов Союза функционирует внутренний рынок товаров, а также осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором.
В рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, за исключением случаев, предусмотренных Договором (пункт 3 статьи 28 Договора).
Исключения из порядка функционирования внутреннего рынка товаров установлены статьей 29 Договора, согласно которой государства-члены могут вводить ограничения (при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли) в случае, если такие ограничения необходимы для:
1) охраны жизни и здоровья человека;
2) защиты общественной морали и правопорядка;
3) охраны окружающей среды;
4) охраны животных и растений, культурных ценностей;
5) выполнения международных обязательств;
6) обеспечения обороны страны и безопасности государства-члена.
Дальнейшее развитие евразийской экономической интеграции требует полного устранения барьеров, ограничений и действующих изъятий, недопущение возникновения новых. Сокращение изъятий и ограничений предполагает более длительный процесс в рамках совершенствования права Союза при гармонизации и унификации интеграционных процессов.
Наработанная за указанные годы практика дает возможность Комиссии совместно со странами реализовать задачу по совершенствованию механизмов квалификации и разделения препятствий на внутреннем рынке Союза, предусмотрев пересмотр установленных сроков и подходов по взаимодействию в рамках действующей Методологии, в том числе между структурными подразделениями Комиссии.
Назрела необходимость третьего этапа совершенствования методологических основ — перехода от разделения препятствий на внутреннем рынке Союза на барьеры, изъятия и ограничения к полномасштабному алгоритму действий по квалификации препятствий, их анализу, устранению и признанию препятствий устраненными, что, в свою очередь, потребует пересмотра установленных сроков и подходов по взаимодействию по действующей Методологии, в том числе между структурными подразделениями Комиссии.
Решением Совета Комиссии от 15 апреля 2022 года № 55 утвержден Порядок взаимодействия государств-членов и Комиссии при введении и отмене государствами-членами ограничений во взаимной торговле товарами по основаниям, указанным в статье 29 Договора о ЕАЭС, который позволяет регламентировать сроки и порядок уведомления Комиссии и сторон о введение одним или всеми государствами-членами ограничений в соответствии со статьей 29 Договора о ЕАЭС.
На площадке Комиссии проводятся оперативные совещания при введении государствами-членами экстренных ограничительных мер, в том числе на основании статьи 29 Договора о ЕАЭС, что позволяет обсуждать целесообразность реализации всеми или отдельными государствами-членами совместных ограничительных мер, анализировать последствия их реализации с возможностью корректировки при необходимости принятых решений, организовывать оперативное взаимодействие госорганов стран Союза, получать разъяснения ведомств государств — членов Союза по нормам положений актов и практики их применения.
Утверждение Порядка позволило сформировать реестр действующих ограничений, введенных в соответствии со статьей 29 Договора о ЕАЭС, в тематическом разделе «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза» общего информационного ресурса Комиссии. Подобные механизмы позволят сделать процедуру введения ограничений в соответствии со статьей 29 Договора о ЕАЭС прозрачной и понятной всем участникам рынка.
Прорабатывается внесение изменений и дополнений в Договор о ЕАЭС в части обеспечения функционирования внутреннего рынка Союза без препятствий (корректировка статей 28 и 29 и нового соответствующего приложения к Договору о ЕАЭС) для реализации новых системных решений, имплементации наилучших практик международных институтов по работе с препятствиями.
Для повышения информативности и прозрачности проводимой работы по устранению препятствий, для систематизации и структурирования действующих препятствий Комиссией формируются и на постоянной основе актуализируются реестры, включающие информацию по барьерам, изъятиям и ограничениям.
Систематизация в реестре всех проблемных вопросов внутреннего рынка, проработка которых ведется на различных площадках органов Союза в рамках рабочих групп, консультативных комитетов, в том числе по обращениям субъектов хозяйствования и бизнес-сообществ, в перспективе с размещением на портале информации об итогах их рассмотрения, потребует вовлечения в данную работу почти всех структурных подразделений Комиссии, также как пересмотр порядка и механизма рассмотрения информации о препятствиях, содержащейся в обращениях юридических и физических лиц.
Говоря о перспективах функционирования внутреннего рынка Союза без препятствий, важно отметить содействие Суда Союза в этом процессе, поскольку Комиссия не может не прибегать к помощи специально созданного судебного органа.
Очевидно, что эффективным механизмом разрешения подобных споров стало бы наделение Коллегии Комиссии полномочиями на обращение в Суд Союза по вопросу, касающемуся исполнения государством-членом уведомлений Комиссии в рамках функционирования внутреннего рынка Союза. Проработка этого вопроса предусмотрена Стратегией развития интеграции. Факт нарушения обязательств государств-членов будет устанавливаться Комиссией в соответствии с действующей Методологией и не будет являться предметом рассмотрения Судом Союза в рамках предлагаемой процедуры. Предложенная компетенция Суда Союза будет заключаться в оценке предпринятых государством-членом мер для устранения допущенного нарушения и установлении факта исполнения или неисполнения уведомления Комиссии.
Для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на внутреннем рынке Союза требуется реализация мероприятий для дальнейшего совершенствования таможенного, технического регулирования и защиты прав потребителей, формирования цифрового пространства Союза, цифровых инфраструктур и экосистем, выстраивания эффективной системы управления совместными кооперационными проектами и их финансированием, механизмов целевого содействия экономическому развитию, проведения совместных научно- исследовательских работ и расширения экономического сотрудничества в области образования, здравоохранения, туризма и спорта.
Движущей силой любой экономики является бизнес. В рамках работы по выявлению и устранению препятствий деловое сообщество государств-членов является важным источником информации об имеющихся проблемах на внутреннем рынке Союза. Повышение информированности и вовлеченности бизнеса в процесс по сокращению препятствий позволит повысить его доверие к проводимой работе Комиссии как надежному партнеру.
Обеспечение максимальной эффективности единого рынка ЕАЭС возможно путем совершенствования рыночных институтов, улучшения делового и инвестиционного климата с учетом наилучших международных и национальных практик, формирования благоприятной конкурентной среды для развития предпринимательства, раскрытия потенциала малого и среднего бизнеса, беспрепятственного функционирования рынков товаров, с учетом обеспечения гарантий качества, безопасности обращаемых товаров и надлежащей защиты прав потребителей, формирования единого рынка услуг в большем количестве секторов, в том числе формирования общих энергетических и финансовых рынков ЕАЭС, создания эффективной системы производственной кооперации, развития интеграционных процессов в агропромышленной сфере в целях увеличения производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения продовольственной безопасности, использования потенциала ведущих ИТ-парков государств-членов для формирования цифровых инфраструктур и экосистем, защиты прав интеллектуальной собственности и прав потребителей цифрового рынка, ускорения реализации цифровой повестки ЕАЭС, что в перспективе создаст единый рынок без препятствий.
Интеграция в ЕАЭС развивается на фоне новых глобальных изменений, что вызывает новые геополитические, научно-технологические, социально-экономические и геоэкономические риски. С полным устранением барьеров и максимальным сокращением изъятий и ограничений для обеспечения свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы сотрудничество государств — членов Союза получит дополнительный импульс для экономического развития и выхода на качественно новый уровень интеграции.
