Лекция 7. Учет дебиторской задолженности
§7.1 Понятие дебиторской задолженности и их виды: торговая и неторговая
Дебиторская задолженность – это
сумма задолженности, которая причитается предприятию со стороны других юридических
или физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними.
Дебиторская задолженность подразделяется на различные виды в зависимости от экономического содержания, продолжительности (срока предоставления) и своевременности оплаты (рисунок 24).
Виды дебиторской задолженности |
по экономическому содержанию |
по продолжительности |
по своевременности оплаты |
Задолженность, связанная с реализацией продукции, товаров, работ, услуг |
Задолженность, не связанная с реализацией продукции, товаров, работ, услуг |
Текущая (краткосрочная) |
Долгосрочная |
Нормальная |
Просроченная |
Безнадежная |
Сомнительная |
Рисунок 24. Классификация дебиторской задолженности
В зависимости от экономического содержания дебиторская задолженность может быть связана с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг и не связана с ней, т.е. задолженность по расчетам с бюджетом, аренде, авансам выданным, начисленным доходам, внутренним расчетам и прочая дебиторская задолженность.
По продолжительности задолженность подразделяется на текущую (краткосрочную) и долгосрочную. Дебиторская задолженность классифицируется как краткосрочная, если срок ее погашения не более 12 месяцев после отчетной даты. Остальная дебиторская задолженность представляется как долгосрочная.
По своевременности оплаты дебиторскую задолженность можно подразделить на нормальную и просроченную. Нормальной считается задолженность, срок оплаты по которой не наступил. А просроченной считается задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный договором срок.
Просроченная дебиторская задолженность может быть сомнительной и безнадежной.
Согласно налоговому законодательству сомнительным долгом признается любая задолженность перед предприятием, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Безнадежными долгами признаются те долги перед предприятием, по которым истек срок исковой давности, а также те долги, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, либо на основании акта государственного органа или ликвидации.
Дебиторская задолженность признается тогда и только тогда, когда признается связанный доход. Оценивается по первоначальной стоимости за минусом корректировок на сомнительные долги, денежных скидок, возврата проданных товаров.
Для признания дебиторской задолженности в учете используются общие критерии признания активов. Чтобы актив был признан таковым, необходимо одновременное соответствие следующим критериям:
− существует высокая вероятность получения экономических выгод, связанных сданным активом;
− стоимость актива может быть надежно оценена.
Степень вероятности поступления (выбытия) экономических выгод оценивается руководством компании самостоятельно.
Дебиторская задолженность оцениваются одним из следующих методов:
− исторической стоимости;
− справедливой стоимости;
− чистой стоимости реализации;
− амортизированной стоимости.
§7.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Расчеты представляют собой выполнение денежных обязательств. Учет расчетов с покупателями и заказчиками представляет из себя один из существенных элементов в системе бухгалтерского учета.
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков представляют собой суммы задолженности клиентов за товары и услуги, реализованные в течение обычной производственной деятельности компании. Эти счета, также называемые торговой дебиторской задолженностью, подтверждаются счет-фактурами или иными документами, реже – обычными письменными долговыми обязательствами.
Основным документом, которым оформляется факт реализации продукции, работ и услуг является счет-фактура и накладная или акт выполненных работ (оказанных услуг).
Счет-фактура – это документ, удостоверяющий фактическую отгрузку товаров или оказание услуг и их стоимость. Счет-фактура является обязательным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость, в которой обязательно указывается:
− порядковый номер счета-фактуры, указываемый арабскими цифрами;
− дата выписки счета-фактуры;
− фамилия, имя, отчество (при его наличии) либо полное наименование, адрес поставщика и получателя товаров, работ, услуг;
− идентификационный номер поставщика и получателя товаров, работ, услуг;
− номер свидетельства о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость;
− наименование реализуемых товаров, работ, услуг;
− размер облагаемого оборота;
− ставка налога на добавленную стоимость;
− сумма налога на добавленную стоимость;
− стоимость товаров, работ, услуг с учетом налога на добавленную стоимость.
Счет-фактура выписывается не ранее даты совершения оборота и не позднее пяти дней после даты совершения оборота по реализации.
В счете-фактуре размер облагаемого оборота указывается отдельно по каждому наименованию товаров, работ, услуг.
Стоимость товаров, работ, услуг и сумма налога на добавленную стоимость в счете-фактуре указываются в национальной валюте Республики Казахстан, за исключением случаев реализации товаров, работ, услуг по внешнеторговым контрактам.
Накладная – это документ первичного бухгалтерского учета предприятия, с помощью которого производится отгрузка и доставка продукции покупателю, и на основании которого разрешается списание проданного товара с баланса предприятия.
Накладная содержит название организации, номер накладной, дату отпуска товара, его наименование, кем отпущен товар, кому отпущен товар, его количество, сорт, цена и другие данные, основание для отпуска товара, подписи материально ответственных лиц в его отпуске и приеме.
Акт выполненных работ применяется для приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг).
Учет расчетов по принятым к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги осуществляется на активных счетах 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» и 2110 «Долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков».
По дебету счетов 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» и 2110 «Долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» при отгрузке продукции покупателям отражается возникающая дебиторская задолженность по цене реализации продукции, а по кредиту – ее погашение.
Основная корреспонденция счетов по учету расчетов с покупателями и заказчиками представлена в таблице 14.
Таблица 14. Корреспонденция счетов по учету расчетов с покупателями и заказчиками
№ |
Содержание хозяйственных операций |
Корреспонденция счетов |
|
Дебет |
Кредит |
||
1 |
Реализация продукции (работ, услуг) покупателям и заказчикам по договорной стоимости |
1210, 2110 |
6010 |
3 |
Сумма налога на добавленную стоимость по реализованной продукции (работ, услуг) покупателям и заказчикам |
1210, 2110 |
3130 |
3 |
Поступление оплаты от покупателей и заказчиков за реализованную продукцию (работы, услуги) |
1010, 1030 |
1210, 2110 |
Остаток по счетам 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» и 2110 «Долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» на конец отчетного периода показывает задолженность покупателей и заказчиков за отгруженные им товары, выполненные работы и оказанные услуги.
Основанием для этих записей в учетных регистрах являются первичные документы: приходные кассовые ордера, выписки с текущего счета с приложенными копиями платежных документов.
§7.3 Способы учета сомнительной дебиторской задолженности и методы ее оценки
При составлении финансовой отчетности предприятие может выявить суммы дебиторской задолженности, не погашенной в установленные сроки и не обеспеченной соответствующими гарантиями, т.е. сомнительную дебиторскую задолженность.
Корректировка дебиторской задолженности и списания сомнительных долгов осуществляется путем:
1. прямого списания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности на счет 7210 «Административные расходы» в том отчетном периоде, когда принимается решение, что счета не будут оплачены;
2. начисления резерва, который в свою очередь делится на два метода:
− метод среднего процента от чистой реализации;
− метод учета дебиторской задолженности по срокам оплаты.
Резервы по сомнительным требованиям создаются в конце года на основании данных инвентаризации дебиторской задолженности. Размер резерва определяется по каждой сумме сомнительного требования с учетом финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения им долга в полном размере или частично.
Операции, связанные с созданием и движением резерва по сомнительным требованиям отражаются на пассивном счете 1290 «Резерв по сомнительным требованиям».
Учет расходов по созданию резерва и списанию безнадежных требований осуществляется на активном счете 7440 «Расходы по созданию резерва и списанию безнадежных требований».
Основная корреспонденция счетов по созданию резерва и списанию безнадежных требований представлена в таблице 15.
Таблица 15. Корреспонденция счетов по созданию резерва и списанию безнадежных требований
№ |
Содержание хозяйственных операций |
Корреспонденция счетов |
|
Дебет |
Кредит |
||
1 |
Создание резерва по сомнительным требованиям |
7440 |
1290 |
2 |
Списание невостребованных требований, ранее признанных сомнительными |
1290 |
1210 |
Метод среднего процента от чистой реализации заключается в определении процента сумм безнадежных долгов в общем объеме реализации. Для того, чтобы определить процент образования резерва по сомнительным требованиям, необходимо проанализировать объем реализации товаров, выполненных работ или оказанных услуг и сумму неоплаченных счетов.
Рассмотрим счета предприятия по состоянию на 1 января текущего года в таблице 16.
Таблица 16. Сальдо счетов по состоянию на 1 января текущего года
№ |
Наименование счета |
Сумма, тенге |
1 |
6010 «Доход от реализации продукции (работ, услуг)» |
645000 |
2 |
6020 «Возврат проданной продукции» |
40000 |
3 |
6030 «Скидки с цены и продаж» |
5000 |
4 |
1290 «Резерв по сомнительным требованиям» |
3600 |
Потери по сомнительным долгам за последние три года представлены в таблице 17.
Таблица 17. Убытки по сомнительным требованиям за последние 3 года
Год |
Реализация, тенге |
Убытки по сомнительным требованиям, тенге |
Процент |
1 |
520 000 |
10 200 |
1,05 |
2 |
595 000 |
13 900 |
2,3 |
3 |
585 000 |
9 900 |
1,6 |
Всего |
1 700 000 |
34 000 |
2,0 |
Руководство предприятия полагает, что доля сомнительных долгов в реализации будет находиться в среднем на уровне 2%. Таким образом, подсчитывается сумма сомнительной задолженности на текущий год составит 12 000 тенге ((645 000 – 5 000 – 40 000) *0,02 = 600 000 * 0,02)
Результаты расчетов на 1 января текущего года отражаются по дебету счета 7440 и кредиту счета 1290 в сумме 12 000 тенге.
Таким образом, сальдо счета 1290 «Резерв по сомнительным требованиям» стало равно 15 600 тенге. Данная сумма складывается из 12 000 тенге (предполагаемых долгов по неоплаченным счетам от реализации товаров в прошлом году) и 3 600 тенге (суммы неоплаченных счетов прошлых лет).
Метод учета счетов по срокам оплаты заключается в определении процента сомнительных требований по сроку оплаты задолженности. Для определения этого процента, необходимо классифицировать всю краткосрочную дебиторскую задолженность покупателей и заказчиков по следующим категориям:
− срок оплаты не наступил;
− просрочка от 1 до 30 дней;
− от 31 до 60 дней;
− от 61 до 90 дней;
− свыше 90 дней.
Для каждой из этих категории определяется прогнозируемый процент сомнительных требований.
Рассмотрим данные предприятия в таблице 18.
Таблица 18. Счета к получению по срокам оплаты на 1 января 2019 года
№ |
Покупатели |
Сумма к оплате, тенге |
Срок оплаты не наступил, тенге |
Просрочка |
|||
от 1 до |
от 31 от 60 дней |
от 61 от 90 дней |
свыше
|
||||
1 |
ТОО «Акмола» |
250 |
- |
250 |
- |
- |
- |
2 |
ТОО «Жар» |
600 |
- |
- |
600 |
- |
- |
3 |
ТОО «Центр» |
4 000 |
3 600 |
400 |
- |
- |
- |
4 |
ТОО «Алем» |
1250 |
- |
- |
- |
1250 |
- |
5 |
Прочие |
46 500 |
2100 |
14 000 |
3 800 |
2 200 |
5 500 |
6 |
Итого |
52 600 |
24 600 |
14 650 |
4 400 |
3 450 |
5 500 |
7 |
Доля сомнительных требований, % |
- |
1,0 |
2,0 |
10,0 |
30,0 |
50,0 |
В данном примере представлены счета компании, подлежащие оплате в соответствии со сроками оплаты.
Для каждой группы показывается прогнозируемый процент сомнительных требований, определенный на основе имеющегося опыта. Таким образом, предполагается, что 1% счетов к получению, срок которых не наступил, и 2% счетов с просрочкой от 1 до 30 дней не будут оплачены, а из счетов к получению, просроченных от 31 от 60 дней, от 61 от 90 дней и свыше 90 дней не будут оплачены соответственно 10%, 30%, 50%. В итоге счета на сумму 4764 тенге из общей суммы в 52 600 тенге могут быть не оплачены.
Предполагаемые сомнительные требования предприятия на 1 января 2019 года представлены в таблице 19.
Таблица 19. Предполагаемые сомнительные требования на 1 января 2019 года
№ |
Показатели |
Сумма, тенге |
Доля долгов, считающихся сомнительными, процент |
Резерв по сомнительным долгам, тенге |
1 |
Срок не наступил |
24 600 |
1,0 |
246 |
2 |
01-30 дней |
14 650 |
2,0 |
293 |
3 |
31-60 дней |
4 400 |
10,0 |
440 |
4 |
61-90 дней |
3 450 |
30,0 |
1035 |
5 |
Свыше 90 дней |
5 500 |
50,0 |
2750 |
|
Всего |
52 600 |
- |
4764 |
Предположим, что текущее кредитовое сальдо на счете 1290 «Резерв по сомнительным требованиям» предприятия составляет 800 тенге. Таким образом, предполагаемые суммы расходов по сомнительным долгам за год составят 3 964 тенге (4764-800).
Данная сумма отражается по дебету счета 7440 «Расходы по созданию резерва и списанию безнадежных требований» и кредиту счета 1290 «Резерв по сомнительным требованиям» в сумме 3964 тенге.
Если же счет 1290 имеет дебетовое сальдо, то его сумма должна быть прибавлена к предполагаемой сомнительной задолженности.
§7.4 Учет дебиторской задолженности работников
В каждой организации есть сотрудники, которые осуществляют покупки для предприятия, как правило, на небольшую сумму за наличный расчет. Также иногда у предприятия возникает производственная необходимость направлять сотрудников в командировки. За использованную сумму работник должен отчитаться, оттуда и название подотчетное лицо.
Подотчетные лица – это лица, получившие денежные средства (подотчетные суммы) под отчет, для последующих расходов в интересах выдавшей их организации.
Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам субъекта из кассы на хозяйственные расходы и расходы по командировкам.
Суммы на хозяйственные нужды выдаются материально-ответственным лицам по распоряжению руководителя. Выдача оформляется расходным кассовым ордером, где указанную сумму утверждает руководитель и главный бухгалтер. В указанном расходном кассовом ордере указывается назначение (цель использования) выданных денег.
В установленные сроки подотчетные лица должны отчитаться об использовании полученных сумм путем представления авансового отчета. Авансовые отчеты имеют стандартную форму, применимую при составлении отчета по командировочным расходам и при хозяйственных расходах.
Все хозяйственные операции по расходованию подотчетных сумм в обязательном порядке подтверждаются соответствующей документацией, выписываемой на юридическое лицо, т.е. на организацию, от лица которой сотрудник производит покупки или оплату счетов.
Эти документы являются первичными учетными документами, которые фиксируют факт совершения операции или события.
При оплате работ, услуг, приобретении товаров у юридических лиц необходимо составить авансовый отчет с приложением следующих первичных документов:
- счета-фактуры;
- накладной;
- товарного чека;
- квитанции к приходному кассовому ордеру;
- фискального чека.
Командировкой считается поездка работника предприятия в другую местность для выполнения служебных заданий на определенный срок и по распоряжению руководителя этого предприятия. В командировку может быть направлен работник, связанный с предприятием трудовым договором. Основанием для направления в служебную командировку является приказ, подписанный руководителем предприятия.
Командировочное удостоверение – это документ, выдаваемый сотруднику на время выполнения им служебных обязанностей вне постоянного места работы. Он служит оправданием о месте и времени нахождения в командировке и прилагается к авансовому отчету для начисления суточных и учета командировочных расходов.
На основании приказа в бухгалтерии предприятия составляется предварительная калькуляция на командировочные расходы. При составлении калькуляции бухгалтер должен учесть стоимость билетов туда и обратно, стоимость проживания в гостинице во время нахождения в другом городе, размер суточных за весь период командировки.
При расчетах по командировкам руководствуются установленными нормами компенсаций при служебных командировках. К компенсациям при служебных командировках относятся:
- фактически произведенные расходы на проезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов за бронь, на основании документов, подтверждающих расходы на проезд и за бронь (в том числе электронного билета при наличии документа, подтверждающего факт оплаты его стоимости);
- фактически произведенные расходы на наем жилого помещения, включая оплату расходов за бронь, на основании документов, подтверждающих расходы на наем жилого помещения и за бронь;
- суточные, выплачиваемые работнику за время нахождения в командировке, в размере, установленном по решению налогоплательщика.
Непосредственный учет самих командировочных расходов начинается после того, как сотрудник возвратится из командировки и представит в бухгалтерию авансовый отчет на основании приложенных к нему первичных документов. Авансовый отчет составляется работником в течение трех дней с момента возвращения из командировки.
Синтетический учет расчетов с работниками предприятия по подотчетным суммам осуществляется на счетах 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников» и 2150 «Долгосрочная дебиторская задолженность работников».
По дебету счетов отражается дебиторская задолженность работников по выданным им авансам. По кредиту счетов отражается израсходованная сумма денежных средств, выданная в подотчет.
На счетах может образоваться дебетовое сальдо при задолженности подотчетных лиц перед организацией, и кредитовое сальдо - при наличии задолженности организации перед работником, а также одновременно сальдо по дебету и кредиту счета.
Основные бухгалтерские проводки по отражению расчетов с подотчетными лицами показаны в таблице 20.
Таблица 20. Корреспонденция счетов по учету расчетов с подотчетными лицами
№ |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
Дебет |
Кредит |
||
1 |
Выданы наличные денежные средства в подотчет работникам на операционные, административно-хозяйственные расходы и служебные командировки |
1250 |
1010 |
2 |
Списание сумм, израсходованных подотчетными лицами на основании авансовых отчетов: |
|
|
|
− на приобретение материалов |
1310 |
1250 |
|
− на приобретение товаров |
1330 |
1250 |
|
− отражение налога на добавленную стоимость по приобретенным материалам и товарам |
1420 |
1250 |
|
− на административные расходы |
7210 |
1250 |
|
− на служебные командировки |
7210, 8110 |
1250 |
3 |
Возврат неизрасходованных подотчетных сумм в кассу |
1010 |
1250 |
§7.5 Учет расходов будущих периодов
Расходы будущих периодов – это расходы, произведенные в отчетном и предшествующем периодах, но подлежащие включению в себестоимость продукции следующих отчетных периодов.
К таким расходам относятся расходы, связанные с подготовительными к производству работами в сезонных отраслях промышленности; с освоением новых производств и агрегатов; уплаченные авансом арендные платежи; оплата страхового полиса; оплата торгового патента; подписка на газеты, журналы, периодические и справочные издания и т.п.
Для учета расходов будущих периодов предусмотрен активный счет 1620 «Расходы будущих периодов», предназначенный для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. По дебету счета 1620 «Расходы будущих периодов» отражается накопление расходов будущих периодов, по кредиту — их списание (распределение) и включение в состав расходов отчетного периода.
Основные бухгалтерские проводки по отражению расходов будущих периодов показаны в таблице 21.
Таблица 21. Корреспонденция счетов по учету расходов будущих периодов
№ |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
Дебет |
Кредит |
||
1 |
Отражается накопление расходов будущих периодов, например приобретение подписки на журнал «Бюллетень бухгалтера» |
1620 |
3310 |
2 |
Списание расходов будущих периодов и включение в состав расходов текущего периода |
7210 |
1620 |
Срок списания расходов будущих периодов по каждой группе предприятие устанавливает самостоятельно.
Также необходимо обратить внимание на условия признания расходов, согласно которым расходы признаются в бухгалтерском учете если:
− расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
− сумма расхода может быть определена;
− имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
§7.6 Учет авансов выданных
Авансы выданные – это суммы предварительных оплат, авансов, выданных предприятием своим поставщикам и подрядчикам в счет исполнения ими своих обязательств по поставкам в адрес предприятия товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
Суммы выданных авансов и предварительных оплат учитываются обособленно от платежей, перечисляемых по предъявленным поставщиками и подрядчиками расчетным документам.
Суммы авансов и предварительных оплат, выданные иностранным поставщикам и подрядчикам, учитываются отдельно от аналогичных платежей, перечисляемых отечественным контрагентам.
Учет расчетов по выданным авансам ведется на счете 1610 «Краткосрочные авансы выданные», где учитываются авансы, выданные под поставку активов, а также по оплате продукции, услуг, принятых от заказчиков по частичной готовности, в течение отчетного периода, и прочие краткосрочные авансы выданные.
По дебету счета 1610 «Краткосрочные авансы выданные» отражается информация при перечислении авансов поставщикам и подрядчикам под поставки запасов, выполнение работ и оказание услуг.
По кредиту счета 1610 «Краткосрочные авансы выданные» записи производятся:
− на суммы аванса, направленные на погашение задолженности поставщикам за поставленные запасы и подрядчикам за оказанные услуги и выполненные работы;
− при возврате поставщикам или подрядчикам сумм авансов, неиспользованных или полностью или частично;
− при списании невостребованных авансов по истечении срока исковой давности (3 года).
Остаток на конец отчетного периода счета 1610 «Краткосрочные авансы выданные» характеризует дебиторскую задолженность поставщиков и подрядчиков по перечислению или авансом. Бухгалтерские проводки по отражению в учете расчетов по выданным авансам приведены в таблице 22.
Таблица 22. Корреспонденция счетов по учету расчетов по выданным авансам
№ |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
Дебет |
Кредит |
||
1. |
Перечислен аванс поставщику под поставку товаров (работ, услуг) с текущего счета в банке |
1610 |
1030 |
2. |
Выданный аванс зачтен в погашение задолженности поставщикам и подрядчикам |
3310 |
1610 |
3. |
Возврат поставщиком или подрядчиком неиспользованной суммы ранее выданного аванса |
1030 |
1610 |
4. |
Списание невостребованных авансов по истечении срока исковой давности: |
|
|
|
- за счет резерва по сомнительным долгам |
1290 |
1610 |
|
- на расходы субъекта |
7470 |
1610 |
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте сущность дебиторской задолженности.
2. Охарактеризуйте виды дебиторской задолженности.
3. Как осуществляется учет расчетов с покупателями и заказчиками?
4. Раскройте сущность сомнительной дебиторской задолженности.
5. Охарактеризуйте способы учета сомнительной дебиторской задолженности.
6. Охарактеризуйте методы оценки сомнительной дебиторской задолженности.
7. Как осуществляется учет расчетов с подотчетными лицами?
8. Как осуществляется учет расходов будущих периодов?
9. Как осуществляется учет авансов выданных поставщикам?
10. Как осуществляется учет авансов выданных персоналу организации?