Skip to main content
Logo

Бухгалтерский учёт ( ...

    • Қазақша ‎(kk)‎
    • Русский ‎(ru)‎
    • English ‎(en)‎
  • Log in
SYSTEMS.ENU Collapse Expand
PLATONUS.ENU DIRECTUM.ENU MAIL.ENU MY.ENU MOODLE.ENU MOOC.ENU
SYSTEMS.ENU Collapse Expand
PLATONUS.ENU DIRECTUM.ENU MAIL.ENU MY.ENU MOODLE.ENU MOOC.ENU
  1. Courses
  2. Дистанционное обучение
  3. Факультеты
  4. Экономический факультет
  5. Кафедра «Государственный аудит»
  6. Бухгалтерский учёт
  7. 11 October - 17 October
  8. Лекция 4. Система счетов и двойная запись
  • More

Лекция 4. Система счетов и двойная запись

Completion requirements

 §4.1 Определение и назначение бухгалтерских счетов

 

В процессе производства каждый день осуществляется большое число хозяйственных операций, требующих текущего отражения, для чего используются специальные формы – счета бухгалтерского учета, которые построены по принципу экономической однородности.

Бухгалтерский счет - основная единица хранения информации, которая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений.

Счета бухгалтерского учета – это способ отражения, экономической группировки и оперативного контроля однородных по экономическому содержанию хозяйственных средств предприятия, их источников, а также хозяйственных процессов.

Учет средств и источников на счетах бухгалтерского учета осуществляется непрерывно и последовательно. Каждый счет бухгалтерского учета имеет свой номер и название, показывает, какие средства и процессы отражаются на этом счете.

Счет открывается для каждого вида хозяйственных средств, их источников. В каждом отдельном счете регистрируется первоначальное состояние учитываемого объекта и его изменения (операции), и поэтому в любой момент времени можно определить новое состояние объекта.

 

§4.2 Строение и содержание бухгалтерских счетов

 

Графически счет представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона которой называется дебет (от лат. debet – он должен), а правая кредит (от лат. credit – он верит).

Наиболее распространенной схемой бухгалтерского счета является
Т-образная схема, или так называемый «самолетик» (рисунок 10).

 

Счет

Дебет

Кредит

 

 

 

Рисунок 10. Схема бухгалтерского счета

 

По отношению к балансу счета бухгалтерского учета делятся на две группы: счета для учета активов (счета активов) и счета для учета источников образования активов (счета источников).

На активных счетах отражается наличие и движение хозяйственных средств предприятия. Структура активного счета представлена на рисунке 11.

 

Дебет

Кредит

Сальдо на начало периода (Сн)

 

Операции, вызывающие увеличение (+), т.е. дебетовый оборот (ДО)

Операции, вызывающие уменьшение (-), т.е. кредитовый оборот (КО)

Сальдо на конец периода (Ск)

 

 

Рисунок 11. Структура активного счета

 

На активных счетах суммы операций, соответствующие приходу средств, регистрируются в дебете счета, а суммы расходных операций – в кредите счета.

Сальдо конечное активного счета рассчитывается по следующей формуле:

 

Ск = Сн + ДО - КО

 

На пассивных счетах отражается наличие и изменение источников формирования хозяйственных средств предприятия. Структура пассивного счета представлена на рисунке 12.

 

Дебет

Кредит

 

 

Сальдо на начало периода (Сн)

Операции, вызывающие уменьшение (-), т.е. дебетовый оборот (ДО)

Операции, вызывающие увеличение (+),т.е. кредитовый оборот (КО)

 

Сальдо на конец периода (Ск)

 

Рисунок 12. Структура пассивного счета

 

Суммы операций, соответствующие приходу средств по этому счету, регистрируются в кредите счета, а суммы расходных операций – в дебете.

Сальдо конечное пассивного счета рассчитывается по следующей формуле:

 

Ск = Сн + КО - ДО

 

Систематизированный перечень бухгалтерских счетов содержится в плане счетов.

 

§4.3 Классификация бухгалтерских счетов

 

Классификация счетов бухгалтерского учета – это группировка счетов по наиболее существенным признакам, что позволяет обеспечить единообразие в отражении хозяйственных операций, сопоставимость и сводимость соответствующих показателей.

Классификация счетов дает возможность определить экономическую нагрузку каждого бухгалтерского счета.

Классификация счетов по экономическому содержанию предполагает деление активов и пассивов предприятия в зависимости от их экономического назначения и роли в производственно-финансовой деятельности. Группировка счетов по экономическому содержанию позволяет выяснить, что учитывается на отдельных счетах, для получения каких показателей предусмотрен каждый счет.

По экономическому содержанию выделяются следующие группы счетов:

−        счета учета хозяйственных средств;

−        счета учета хозяйственных процессов;

−        счета учета источников хозяйственных средств.

Счета учета хозяйственных средств предназначены для учета состава и движения хозяйственных средств. Счета, входящие в эту классификационную группу, являются активными, поэтому начальное и конечное сальдо у них может быть только дебетовое, т.е. по дебету всех счетов данной группы всегда показывается увеличение, а по кредиту – уменьшение.

Счета хозяйственных процессов предназначены для наблюдения за движением средств в хозяйственных процессах (снабжение, производство, реализация). Сами хозяйственные процессы в счетах бухгалтерского учета не могут отражаться, но затраты средств на осуществление этих процессов и их результаты являются объектами бухгалтерского учета.

Объектами учета в процессе хозяйственной деятельности являются расходы, связанные с организацией и выполнением объема производства, с эксплуатацией машин и механизмов, содержанием и обслуживанием вспомогательных производств и хозяйств, а также затраты, связанные с созданием социально-бытовой базы для обслуживания работников организации и др.

Счета источников средств, объединяемые в третью группу, делятся на две подгруппы в зависимости от характера объектов учета:

1) счета источников собственных средств;

2) счета источников привлеченных средств.

Первую подгруппу счетов используют для учета источников собственных средств, которыми являются: уставный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), эмиссионный доход.

Вторую подгруппу счетов используют для учета источников привлеченных (заемных) средств. Объектами учета в этой ситуации являются: ссуды банка, кредиторская задолженность, расчеты с поставщиками и подрядчиками, с бюджетом, расчеты с работниками и служащими предприятия и др.

Классификация счетов по назначению и структуре необходима для определения обеспеченности организации ресурсами и для получения данных о себестоимости единицы продукции.

В зависимости от назначения и структуры бухгалтерские счета можно подразделить на:

−        основные;

−        регулирующие;

−        операционные;

−        финансово-результатные.

Основные счета - это счета, которые служат базой для составления бухгалтерского баланса и предназначены для учета и контроля за наличием и движением средств и источников, отражаемых в активе и пассиве баланса.

Регулирующие счета – это счета, которые не имеют самостоятельного значения и применяются только вместе с основным счетом и предназначены для уточнения (регулирования) оценки объектов, учитываемых на основных счетах.

Регулирующие счета подразделяются на дополнительные, контрарные, контрарно-дополнительные.

Дополнительные счета предназначены для дополнения суммы величины регулируемых объектов.

Контрарные счета предназначены для уточнения оценки соответствующего регулируемого объекта. Контрарный счет уменьшает остаток имущества на основном счете на сумму своего остатка. Различают контрактивные и контрпассивные счета.

Контрактивный счет – это счет, который используется для уточнения остатка основного активного счета. Контрактивный счет уменьшает сальдо основного активного счета на сумму своего сальдо.

Контрпассивный счет – это счет, предназначенный для уточнения сумм источников имущества, учитываемых на пассивном счете. Основной счет выступает в качестве пассивного счета, а регулирующий (контрпассивный) - активного. Остаток по контрпассивному счету уменьшает размер источника основного счета.

Например, активный счет 5110 «Неоплаченный капитал» является контрпассивным по отношению к пассивным счетам 5010 «Привилегированные акции», 5020 «Простые акции», 5030 «Вклады и паи».

В АО со счетом 5110 «Неоплаченный капитал» взаимосвязан пассивный счет 5010 «Привилегированные акции» и 5020 «Простые акции». Следовательно, в бухгалтерском балансе выпущенный капитал АО отражается в виде итога сумм, получаемых путем вычитания из кредитового сальдо счетов 5010 «Привилегированные акции» и 5020 «Простые акции» дебетового сальдо счета 5110 «Неоплаченный капитал».

В ТОО со счетом 5110 «Неоплаченный капитал» взаимосвязан пассивный счет 5030 «Вклады и паи». Выпущенный капитал ТОО отражается в виде суммы, получаемой путем вычитания из кредитового сальдо счета 5030 «Вклады и паи» дебетового сальдо счета 5110 «Неоплаченный капитал».

Таким образом, сальдо на счете 5110 уменьшает фактическую величину уставного капитала организации (в соответствующей части).

Операционные счета – это счета, которые предназначены для учета и контроля хозяйственных процессов и делятся на распределительные, калькуляционные, сопоставляющие.

Распределительные счета предназначены для контроля за некоторыми расходами в процессе кругооборота средств и обеспечения правильности распределения их между различными объектами учета.

Распределительные счета делятся на собирательно-распределительные и бюджетно-распределительные.

К собирательно-распределительным счетам относятся счета, предназначенные для собирания расходов по тому или иному хозяйственному процессу с целью дальнейшего их отнесения по назначению на соответствующие счета, учитывающие все затраты по данному процессу. Эти счета дают необходимые сведения для контроля за исполнением смет расходов. Такими счетами являются счета 8310 «Вспомогательные производства», 8410 «Накладные расходы» и др. Все эти счета являются активными, по дебету собираются расходы, а по кредиту - списываются на соответствующие счета, например на счет 8110 «Основное производство». Собирательно-распределительные счета сальдо на конец месяца не имеют и в балансе не показываются. Принадлежность этих счетов к активным определяется их первоначальной записью по дебету счета.

Бюджетно-распределительные счета предназначены для учета и распределения доходов и расходов исходя из принципа их временной определенности к соответствующему отчетному периоду. К таким счетам относятся счета 1620 «Расходы будущих периодов», 3520 «Доходы будущих периодов».

Калькуляционные счета применяются для определения фактической себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ и услуг. К ним относятся счета 8110 «Основное производство», 8310 «Вспомогательные производства» и др. По дебету этих счетов отражаются затраты, из которых складывается фактическая себестоимость заготовленных материальных запасов или произведенной продукции, а по кредиту отражается списание затрат, вошедших в фактическую себестоимость материальных ценностей, продукции, т.е. списывается фактическая себестоимость. Дебетовый остаток показывает затраты на не поступившие на склад материальные ценности либо незаконченную производством продукцию, т.е. себестоимость незавершенного производства.

Сопоставляющие счета применяются для выявления результатов по хозяйственным процессам. Особенностью этих счетов является то, что на них по дебету и кредиту отражаются различные оценки, характеризующие один и тот же процесс. Результаты определяются путем сопоставления этих оценок. Например, для выявления результата от продажи продукции сопоставляют полную фактическую себестоимость проданной продукции с суммой выручки в продажных ценах.

Финансово-результатные счета служат для определения результатов производственно-хозяйственной деятельности.

К финансово-результатным счетам, например, относится счет 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)». Счет является активно-пассивным и по дебету отражаются убытки, а по кредиту – доходы, прибыль. Дебетовый остаток этого счета показывает чистый убыток, кредитовый – чистую прибыль. По окончании отчетного года финансовый результат со счета 5610 списывается на счет 5510 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года».

По отношению к бухгалтерскому балансу счета подразделяются на активные и пассивные счета. Данные счета соответствуют статьям актива и пассива баланса, поэтому их принято называть балансовыми счетами.

 

§4.4 Аналитический и синтетический учет

 

Группировка хозяйственных средств и их источников осу­ществляется с большей или меньшей степенью их детализации. Счета бухгалтерского учета, открываемые на основании статей баланса для учета хозяйственных средств и их источников, со­держат обобщенные (синтетические) показатели в денежной оценке. В частности, на счете 2410 «Основные средства» отражают наличие и движение всех основных средств предприятия (зда­ния, сооружения, машины, оборудование, инвентарь и др.); на счете 1300 «Запасы» – наличие и движение всех предметов труда данной группы; на счете 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» – общая сумма задолженности поставщикам и расчеты с ними и т.д. Такие счета принято называть синтетическими.

 

 

 

Синтетические счета предназначены для учета экономически однородных групп средств, их ис­точников, хозяйственных процессов и результатов деятельнос­ти в денежном измерителе.

Учет, осуществляемый с помощью синтетических счетов, на­зывается синтетическим учетом. Этот учет необходим для получения обобщенной информации о деятельности предприятия, анализа и планирования деятельности.

Однако для оперативного руководства хозяйством, контроля за сохранностью и рационным использованием имущества необходима более подробная информация о наличии и изменениях каждого вида средств и их источников. Так, необходима информация как об общем объеме запасов и их использовании, так и конкретных видов материалов и комплектующих изделий (по их видам, сортам, типоразмерам и т.п.); в учете расчетов с поставщиками требуется информация о состоянии расчетов с каждым поставщиком в отдельности и т.п. Такая информация обеспечивается с помощью аналитических счетов.

Аналитические счета – это счета детализирующие информацию синтетических счетов, на которых указывается не только в стоимостном выражении, но и в натуральном.

Учет, осуществляемый с помощью аналитических счетов, называется аналитическим учетом.

Количество аналитических счетов, открываемых к тому или иному синтетическому счету, определяется каждым предприятием в зависимости от количества объектов, подлежащих учету. В аналитическом учете, наряду с денежными, используют натуральные и трудовые измерители.

Синтетические и аналитические счета тесно взаимосвязаны между собой, поскольку на основании одних и тех же документов отражаются одни и те же хозяйственные операции, но только с разной степенью детализации; на синтетическом счете — общей суммой, а на аналитических счетах к нему — частными суммами. Когда дебетуется или кредитуется синтетический счет, то одновременно дебетуются или кредитуются соответствующие аналитические счета к нему. Отсюда, обороты и остатки аналитических счетов в итоге должны равняться оборотам и синтетического счета, их объединяющему. Отсутствие такого равенства свидетельствует о наличии ошибок в бухгалтерских записях, которые следует найти и немедленно исправить.

Между синтетическим счетом и относящимися к нему аналитическими счетами существует определенная взаимосвязь:

−        сальдо начальное и конечное синтетического счета равно сумме остатков на всех аналитических счетах, открытых к данному счету;

−        суммы оборотов по дебету и кредиту синтетического счета должны быть равны суммам оборотов (соответственно) по дебету и кредиту всех аналитических счетов, относящихся к нему.

Счета аналитического учета могут объединяться непосредственно с соответствующим синтетическим счетом (например, счета 8110 «Основное производство», 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» и др.).

Однако в отдельных случаях возникает необходимость в дополни­тельной группировке однородных аналитических счетов в пределах синтетического счета для получения обобщенных показаний (по группе аналитических счетов), необходимых для управления, составления баланса и других форм отчетности. Такая группировка осуществляется с помощью субсчетов. Так по синтетическому счету 1300 «Запасы» аналитические счета группируют по субсчетам: «Запасы на складе», «Запасы на объекте» и т.д. Дальнейшей детализацией субсчетов являются аналитические счета по наименованиям, сортам, размерам и т.д.

Таким образом, субсчета являются промежуточной группировкой средств и объединяют соответствующие группы аналитических счетов и, в свою очередь, обобщаются синтетическим счетом.

 

§4.5 Оборотная ведомость, ее значение и порядок составления

 

Оборотно-сальдовая ведомость представляет собой таблицу, в которой на каждый счет отводится отдельная строка, где записывают наименование и номер счета, сумму начального сальдо (дебетовое или кредитовое), сумму оборотов по дебету и кредиту, и выводится конечное сальдо (дебетовое или кредитовое).

Из оборотно-сальдовой ведомости формируется бухгалтерский баланс путем расчета сальдо по бухгалтерским счетам и перенесения их в сам баланс. Оборотно-сальдовые ведомости используются для проверки бухгалтерских записей на наличие ошибок.

Оборотно-сальдовая ведомость составляют в конце периода и в ней регистрируют обороты и остатки по всем работающим счетам (таблица 7).

 

Таблица 7. Оборотно-сальдовая ведомость, тыс. тенге

Код счета

Наименование

Сальдо

на начало месяца

Обороты за месяц

Сальдо

на конец месяца

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

1010

Денежные средства в кассе

50

 

300

250

100

 

1030

Денежные средства на текущих банковских счетах

1000

 

50000

42000

9000

 

1310

Сырье и материалы

200

 

200

100

300

 

3310

Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам

 

600

5000

13100

 

8700

3350

Краткосрочная задолженность по оплате труда

 

250

250

300

 

300

5500

Уставный капитал

 

400

 

 

 

400

 

Итого

1250

1250

55750

55750

9400

9400

 

По итогам оборотно-сальдовой ведомости осуществляется проверка учетных записей на синтетических счетах. Так, по итоговой строке в оборотной ведомости должно быть три пары равенств:

1) остатки на начало отчетного периода по дебету и кредиту;

2) обороты по дебету и кредиту;

3) остатки на конец отчетного периода по дебету и кредиту.

Первое равенство показывает, что итоговая сумма всех средств предприятия на начало периода равна итоговой сумме источников этих средств. Эти цифры отражают баланс предприятия на начало периода
(в приведенном примере 1250 = 1250).

Второе равенство вытекает из принципа двойной записи, при котором каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов, и если суммы не совпадают, то это свидетельствует об ошибках при записях по счетам бухгалтерского учета, либо в подсчетах (55 750 = 55 750).

Третье равенство, так же как и первое, вытекает из равенства итогов средств и их источников и показывает баланс на конец отчетного периода (9400 = 9400).

В оборотно-сальдовой ведомости по синтетическим счетам содержатся обобщенные сведения о состоянии, изменении и остатках имущества и обязательств организации. Эти данные используются при составлении бухгалтерского баланса.

Оборотно-сальдовые ведомости по счетам аналитического учета составляют раздельно к каждому синтетическому счету, по которому ведется аналитический учет.

Значение оборотных ведомостей, как синтетического, так и аналитического учета, состоит в том, что они позволяют наглядно видеть движение средств и их источников в определенном периоде времени, дают возможность анализировать работу предприятия, сравнивать данные на начало и на конец периода; информация оборотных ведомостей помогает своевременно и правильно принимать управленческие решения и т.д.

 

§4.6 План счетов бухгалтерского учета

 

Большое количество используемых счетов для учета объектов бухгалтерского наблюдения вызывает необходимость систематизации счетов, обеспечивающей единую методологию учета в различных организациях. Это достигается установлением определенного перечня (плана) счетов, используемых для текущего учета.

Под планом счетов понимают систематизированный перечень счетов, классифицированный по экономическому содержанию, определяющий единую методологию ведения бухгалтерского учета, правила группировки и обобщения информации для оперативного руководства и контроля финансово-хозяйственной деятельности организации.

В Казахстане экономическими субъектами всех форм собственности (кроме государственных учреждений и субъектов финансового рынка) применяется Типовой план счетов бухгалтерского учета, разработанный и утвержденный Приказом Министерством Финансов Республики Казахстан №234-III от 28 февраля 2007 года.

Типовой план счетов построен на основе классификации счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию.

Синтетические счета бухгалтерского учета в Типовом плане расположены в порядке уменьшения ликвидности. Номера счетов бухгалтерского учета в Типовом плане содержат четыре знака. Первая цифра номера указывает на принадлежность к разделам, вторая – на принадлежность к подразделам, третья – на принадлежность к группам синтетических счетов, четвертая цифра – определяется организацией самостоятельно.

Счета в Типовом плане по экономическому содержанию сгруппированы в восемь классов. При этом счета в Плане размещены в определен­ной последовательности: вначале классы счетов для учета хозяйственных средств и процессов, а затем – классы счетов для учета источников образования хозяйственных средств.

Типовой план счетов включает следующие разделы:

1 раздел - «Краткосрочные активы»;

2 раздел - «Долгосрочные активы»;

3 раздел - «Краткосрочные обязательства»;

4 раздел - «Долгосрочные обязательства»;

5 раздел - «Капитал и резервы»;

6 раздел - «Доходы»;

7 раздел - «Расходы»;

8 раздел - «Счета производственного учета».

Счета раздела 1 «Краткосрочные активы» предназначены для учета активов организации, классифицируемых как краткосрочные.

Счета раздела 2 «Долгосрочные активы» предназначены для учета активов организации, классифицируемых как долгосрочные.

Счета раздела 3 «Краткосрочные обязательства» предназначены для учета обязательств организации, классифицируемых как краткосрочные.

Счета раздела 4 «Долгосрочные обязательства» предназначены для учета обязательств организации, классифицируемых как долгосрочные.

Счета раздела 5 «Капитал и резервы» предназначены для учета капитала и резервов.

Счета раздела 6 «Доходы» предназначены для учета доходов.

Счета раздела 7 «Расходы» предназначены для учета расходов.

Счета раздела 8 «Счета производственного учета» предназначены для учета затрат организации на производство продукции и оказание услуг. На счетах данного раздела осуществляется группировка затрат по местам их возникновения и другим признакам, а также калькулирование себестоимости готовой продукции.

На основании Типового плана счетов каждая организация разрабатывает Рабочий план счетов в соответствии с учетной политикой и утверждается руководителем предприятия.

Аналогичная система регулирования счетов применяется в зарубежных странах. В британско-американском учете бухгалтер самостоятельно разрабатывает систему счетов и присваивает им условное обозначение, которое называется фолио.

Каждому синтетическому счету и субсчету, кроме названия, присваивается определенный номер (код), т.е. условное числовое обозначение. Использование кодов счетов значительно ускоряет и сокращает учетную работу, а также является необходимым условием при автоматизированной обработке учетной информации на электронных вычислительных машинах.

 

§4.7 Обоснование метода двойной записи, ее контрольное значение

 

Двойная запись – это способ ведения бухгалтерского учета, при котором каждое изменение состояния средств организации отражается, по крайней мере, на двух счетах, обеспечивая общий баланс.

Двойная запись заключается в том, что хозяйственная операция затрагивает два счета (две статьи баланса) и поэтому должна записываться дважды в дебет одного счета и в кредит другого. Причем записи на счетах производятся таким образом, что дебет одного счета может быть взаимосвязан с кредитом одного или нескольких счетов, а кредит одного счета – с дебетом одного или нескольких счетов в одинаковых суммах.

Процедура определения счетов, затрагиваемых данной хозяйственной операцией, и последующего отражения в этих счетах суммы произведенной операции называется бухгалтерской проводкой (контировка).

Бухгалтерская  проводка составляется только на основании документов. Для составления бухгалтерской проводки по какой-либо хозяйственной операции необходимо:

−        определить сущность происходящих в результате операции изменений в хозяйственных средствах предприятия;

−        выбрать счета, по дебету и кредиту которых должна быть записана сумма данной хозяйственной операции.

Связь между счетами, возникающая при двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает такая связь, называются корреспондирующими счетами.

 

§4.8 Простые и сложные бухгалтерские записи

 

В результате обработки документов бухгалтер формирует бухгалтерские записи (корреспонденции счетов), указывая дебетуемый и кредитуемый счета.

В зависимости от количества корреспондирующих счетов различают простые и сложные бухгалтерские записи (проводки).

Простая бухгалтерская запись – это запись хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счета.

Например, если из кассы работнику выдана заработная плата, то составляется простая бухгалтерская запись: дебет счета 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда» и кредит счета 1010 «Денежные средства в кассе».

Простая бухгалтерская запись имеет только два корреспондирующих счета.

Сложная бухгалтерская запись – это запись по дебету нескольких счетов и кредиту одного счета или по дебету одного счета и кредиту нескольких счетов. При этом суммы по дебету и кредиту должны быть равны.

Рассмотрим хозяйственную операцию, вызывающую необ­ходимость сложной бухгалтерской записи. Например, если из кассы работнику выданы заработная плата и деньги в подотчет на командировку, то составляется сложная бухгалтерская запись: дебет счета 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда» и 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников» и кредит счета 1010 «Денежные средства в кассе».

Сложные бухгалтерские записи не нарушают правила двойной записи, поскольку как и в простых, так и в сложных проводках сохраняется взаимосвязанное отражение хозяйствен­ных операций на дебете и кредите счетов и равенство дебето­вых и кредитовых итогов.

Кроме того, каждую сложную бухгалтерскую запись можно разложить на несколько простых. Например, отдельно по дебету счета 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда» и кредиту счета 1010 «Денежные средства в кассе» и отдельно по дебету счета 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников» и кредиту счета 1010 «Денежные средства в кассе».

Использование сложных бухгалтерских проводок способствует сокращению учетных записей, делает их более наглядными.

В практике бухгалтерского учета запрещается составлять так называемые «составные» или «смешанные» проводки, при которых по одной хозяйственной операции несколько счетов дебетуются и одновременно – несколько счетов кредитуются. Такие проводки затрудняют определение по корреспонденции счетов экономического содержания учитываемой хозяйствен­ной операции, что ослабляет контроль за правильностью учет­ных записей.

Двойная запись позволяет уяснить, в результате каких опе­раций произошли изменения тех или иных хозяйственных средств или их источников, откуда хозяйственные средства посту­пили и куда они были использованы, что имеет большое значение для контроля за сохранностью имущества предприятия.

Двойная запись имеет большое контрольное значение, по­скольку сумма каждой хозяйственной операции отражается по дебету одного счета и кредиту другого, и итоги записей по дебету всех счетов должны равняться итогу записей по кредиту счетов. Отсутствие такого равенства свидетельствует о наличии ошибок в учетных записях.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.          Раскройте и охарактеризуйте понятие бухгалтерского счета.

2.          Раскройте и охарактеризуйте строение и содержание бухгалтерских счетов.

3.          Раскройте и охарактеризуйте сущность и классификацию бухгалтерских счетов.

4.          В чем заключается метод двойной записи и порядок отражения хозяйственных операций?

5.          Раскройте и охарактеризуйте счета бухгалтерского учета сгруппированные по экономическому содержанию.

6.          Раскройте и охарактеризуйте счета бухгалтерского учета сгруппированные по строению и назначению.

7.          Раскройте структуру активных и пассивных счетов.

8.          Охарактеризуйте синтетические и аналитические счета и их взаимосвязь.

9.          В чем заключается значение и каков порядок формирования оборотной ведомости?

10.       Раскройте и охарактеризуйте Типовой план счетов бухгалтерского учета.

 


This lesson is not ready to be taken.
Data retention summary
Get the mobile app
Яндекс.Метрика