Enrolment options

Модуль 1. Введение в  предметную область    специальности  «География» на профессиональном русском языке

 

Неделя 1

1.1.Тема занятия:

«Введение.  Географическое учение».

План практического (семинарского) занятия:

1.      Профессиональный язык как часть языковой системы

2.      Общая характеристика языка специальности география

2.      Анализ текстов о направлениях в географической науке: физическая география, экономическая география, социальная география

Формы и методы обучения:  беседа-полилог, объяснительно-иллюстративный метод

 

Справочный материал

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности. Культура профессиональной деятельности во многом определяет ее эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста.

Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий, как преподаватель, журналист, менеджер, юрист - ведущую часть, поскольку для этих профессий речь является основным орудием труда.

Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.

Культура профессиональной речи включает:

· владение терминологией данной специальности;

· умение строить выступление на профессиональную тему;

· умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

· умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Речевое поведение в профессиональной сфере, как и другие виды социальной деятельности, подвержено контролю общества. Прежде всего оно подчиняется общепринятым нормам литературного языка – орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, фразеологическим, словообразовательным, морфологическим, синтаксическим.

К профессиональной лексике относятся слова и выражения, используемые в различных сферах производства, техники, не ставшие, однако, общеупотребительными. Профессиональная лексика подразделяется на термины и профессионализмы (профессиональные жаргонизмы), напр., фонема, морфема (термины), вырубить в знач. 'выключить' в речи электронщиков (профессионализм).

В отличие от терминов – официальных научных наименований специальных понятий, профессионализмы функционируют преимущественно в устной речи как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характера. Профессионализмы служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т. п.

Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи представителей той или иной профессии или сферы деятельности, проникающие в общелитературное употребление (преимущественно в устную речь) и обычно выступающие как просторечные, эмоционально окрашенные эквиваленты терминов. Профессионализмы выступают обычно как просторечные эквиваленты соответствующих по значению терминов: опечатка в речи газетчиков – ляп; руль в речи шофёров – баранка и т. п. Термины являются узаконенными названиями каких-либо специальных понятий, профессионализмы употребляются как их неофициальные заменители лишь в ограниченной специальной тематикой речи лиц, связанных по профессии. Часто профессионализмы имеют локальный, местный характер. Существует, однако, и точка зрения, согласно которой профессионализм есть синоним понятия «термин».

 

Дидактический материал

Задание 1. Подготовьте устное сообщение на русском языке о первой учебной практике, которую вы проходили после 1 курса. Включите в него ответы на следующие вопросы:

1.  Когда и где проходила практика?

2.  Сколько времени вы были на практике?

3.  Что вы увидели на практике впервые?

4.  Что вы узнали во время практики?

5.  Чему вы научились во время практики?

6.  Что вы запомнили?

7.  Какие впечатления остались у вас после практики?

 

Задание 2. Прослушайте выступление своего товарища по группе. Сделайте анализ его выступления. 

 

Задание 3Прочитайте текст. Составьте к нему вопросы. Вопросы и ответы на них  запишите в тетради

          Сферой профессиональной деятельности бакалавра по специальности 5В011600 - География выступает:

- образование (учитель географии в средней школе, лицее, гимназии, колледже, вне зависимости от форм собственности);

- управление (отделы образования и инфраструктуры, акиматы и плановые органы, организации отраслей производства и сектора услуг, охраны природы и экологии);

- наука (научно-исследовательские и конструктурско-проектные организации по профилям: география, геология, экология, картография, гидрология, сейсмология, география почв и др.).

(Из Квалификационной характеристики бакалавра специальности 5В011600 – География. ГОСО РК 6.08.072-2010)

Задание 4. Перепишите в тетради, вставляя вместо точек наиболее подходящие по значению слова из предложенных в скобках вариантов.

 

Моя профессия: учитель географии

 

            Школьный учитель... Его труд заслуживает всенародной … (благородности, благодарности, благочестия). Уважение к нему вечно, как вечен процесс познания нового, неизвестного. Избрав одну из самых почётных и уважаемых профессий, учитель становится творцом новой жизни.

            На земле несколько тысяч профессий. О каких-то мы не слышали. О каких-то слышали, но не представляли. О профессии учителя этого не скажешь, т.к. каждый из нас в своё время встретился с учителем.

            Учитель географии – это самый уникальный учитель в школе. Только он способен … (подавить, подарить, раздарить, одарить) детям радость от познания всего многообразия нашей планеты, своей страны и той малой Родины, где живет человек. Именно он ответит на вопросы, почему у полюсов всегда холодно, а на экваторе всегда жарко, почему в Австралии живут кенгуру, а в Европе нет, отчего возникают землетрясения, почему происходит смена времен года. Он формирует целостное …  (мнение, представление, осмысление) об окружающем мире: о морях и океанах, равнинах и горах, растительном и животном мире, о полезных ископаемых и оболочках земного шара. Он знакомит с политической картой мира, с мировым хозяйством, учит понимать экономические законы, правильно … (испытывать, истолковывать, растолкать) события, происходящие в природе, экономике и политике.

(по материалам интернетресурса infourok.ru)

 

Задание 5. Составьте устный ответ на вопрос «В какой сфере профессиональной деятельности географа я хотел бы работать?»


Guests cannot access this course. Please log in.